ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)
Октябрь 2023 (22)

Публикации / Азбука Православия | 27-02-2015, 15:02

Источник информации

Правила поста – личный опыт за четверть века

Проголосовать:
голосов: 0

Начинающие поститься люди обычно обращаются за советами к священникам. А что, если спросить поднаторевших в постах мирян? Своим опытом делится Владимир Берхин.

 О том, как правильно поститься и как поститься неправильно, написано уже столько мегабайт текста разной степени полезности, что кажется странным что-то еще добавлять.

Собственно, как связаны Бог и странные процедуры Поста, я сказал когда-то тут.

А это текст о практике – короткий список того, что я успел понять на эту тему. Это личный опыт, не общеобязательный, следовать ему стоит только в том случае, если вы не нашли ничего лучше и уже отчаялись найти.

На этом сайте можно найти десятки куда более проверенных советов. Просто главный редактор считает, что и мое мнение будет не вредным для читателей.

Итак, что я понял о практике поста за 25 лет церковной жизни:

1. В общих правилах ценно только то, что они – общие. Постясь по уставу древнего монастыря, я пытаюсь дотянуться до опыта тех, кто этот устав писал, и надо спросить себя, насколько успешно у меня это получается, а не насколько меню формально соответствует правилам.

Постясь, «как учил духовник N», – я ищу того, что знал и понимал духовник N, и эффективность измеряется только моим вхождением в его опыт. Больше никакой ценности в «традиционных» правилах самих по себе нет, будь они хоть стотысячелетней давности.

2. Чем меньше людей вокруг знают о том, что вы поститесь, тем лучше. Вероятнее всего, если вы будете честно молчать, этого вообще почти никто не заметит. Нам заповедано поститься в тайне (Мф., 6; 17-18) – уверяю, что это не просто так, для тренировки воли. Иоанн Лествичник вообще считал борьбу с излишней болтовней одной из главных составляющих поста как такового.

3. Традиция просить прощения перед постом – она не только для радости (хотя это почти всегда очень счастливый вечер). Это диагностический момент: входя в пост, хорошо бы понять: а к кому у нас есть претензии и кого мы не можем простить? Где проблема, которую хорошо бы начать решать?

4. Всякое человеческое действие имеет цель. Потратьте хотя бы несколько часов на размышления – а зачем вам пост? Не вообще, а именно вот в эти 7 недель – чего вы хотите добиться? Что было бы разумно для этого сделать?

Если у вас есть духовно опытный человек, которому вы доверяете, и который хорошо вас знает – посоветуйтесь с ним, для чего вам вообще все это надо. Он же может выступить честной внешней контролирующей инстанцией – насколько ваш пост успешен.

5. Пищевые правила без изменения иных частей жизни – бессмысленны, а то и вредны. Без изменения молитвенной жизни, без работы над отношениями с людьми, без хотя бы попыток что-то улучшить в своем поведении, пищевые запреты становятся либо бесцельным самомучительством (села Маша на диету, и не стало жизни близким Маши), либо демонстрацией своей религиозности.

Пост – явление комплексное, оно должно затрагивать все сферы жизни.

6. Пост касается всех сторон жизни. Пост – это, конечно, не диета, но пост – и не тренинг личностного роста, не сеанс психотерапии, не упражнение для мозга и не интенсив по терпению длинных богослужений.

Пост – это когда человек поставил себе религиозную цель и религиозными же методами старается ее достичь, прилагая целенаправленные усилия. Из этих усилий в идеале слагается система работы с собой, которая позволяет поставленных целей достигать. Всё вместе это называется словом «покаяние».

7. Поститься не может быть легко. Для себя я сформулировал это так, что поститься должно быть трудно, но не сложно. Я не дорос до того, чтобы искать хитровывернутые

духовные проблемы – они у меня вполне элементарны и для преодоления их не нужно много думать – надо немного поработать.

8. Что касается помощи ближним, то постом стоит сделать нечто в этом отношении лично для вас необычное.

9. И последнее, по мне так вполне очевидное. Я опытным путем убедился, что храмовое богослужение для Поста — совершенно неотъемлемая часть.

Прекрасно и полезно молиться дома. Но Великий пост – всё-таки дело церковное, а не личное. И проводить его вне собрания верных – значит лишать себя и очень важной поддержки и каких-то результатов, которых иначе не достигнешь.

pravmir.ru


 

В сюжете: Владимир Берхин Пост правила

 

Просмотров: 1 770
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru