ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)
Октябрь 2023 (22)

Православная духовность / Персоны | 25-08-2014, 11:24

Источник информации

Слово Патриарха

Проголосовать:
голосов: 0

Неделя 11-я по Пятидесятнице

Комфортные условия делают человека неспособным к подвигу

Совершенно неслучайно преподобные отцы устремлялись именно в те места, где особенно трудно, потому что внешние трудности и необходимость их преодоления закаляют человеческую душу. А комфортные условия притупляют силы, ослабляют ум и волю, делают человека неспособным к подвигу – как духовному, так и жизненному.

И вот эта удивительная связь духовного подвига с трудными внешними обстоятельствами жизни должна каждого из нас – и тех, кто живет сегодня в миру, – подтолкнуть к тому, чтобы спросить самих себя: а что я делаю, в каких условиях я живу? Могут ли эти условия жизни и моя внутренняя настроенность помочь мне совершать подвиги, самый главный и самый трудный из которых – это воспитание самого себя, это преодоление своих грехов, своих слабостей, своих опасных наклонностей, это возвышение души и духа?

Конечно, не каждый из нас способен душу свою спасать в тяжелых внешних обстоятельствах. Но тем паче наша обычная жизнь, на которую мы так часто сетуем как на очень трудную, должна восприниматься с благодарностью Богу. Если Господь и дает нам внешние трудные обстоятельства жизни, то мы должны с благодарением Богу принимать эти обстоятельства и относиться к ним как к особо благоприятным условиям нашей духовной брани, нашей духовной борьбы за свое собственное спасение.

Из проповеди после всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря 18 августа 2014 года, в канун праздника Преображения Господня

Подлинная соборность проистекает от Евхаристического собрания

Соборность неразрывно сопряжена с единством Церкви, единством клира и паствы вокруг Евхаристии, совершаемой под предстоятельством архиерея. Без этого Евхаристического собрания, возглавляемого Предстоятелем, нет и не может быть никакой соборности. Могут быть только попытки организовать некую коллегиальность, которая очень быстро разрушается под натиском внешних обстоятельств. Но подлинная соборность, которая переходит из поколения в поколение на протяжении двух тысяч лет, это и есть соборность, проистекающая от святого Евхаристического собрания, возглавляемого Предстоятелем.

Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Паисию (Юркову),

епископу Щигровскому и Мантуровскому, 19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня

Подлинное преображение личности – развитие образа Божия в человеческой природе

Мы часто используем слово «преображение», но употреблять его следует очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с совершенствованием личности. Мы, несомненно, совершенствуем себя, когда получаем образование, когда под воздействием культуры обретаем остроту эстетического восприятия мира. Если сравнить человека, прошедшего жизненный путь, с отроком, который этот путь только начинает, то будет видно, как усовершенствовался человек, особенно если он прикладывал много сил. Однако это несомненное усовершенствование нельзя назвать преображением – подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божия в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.

Мы знаем, что совершенствование личности или даже общественных отношений, развитие науки, техники, искусства вовсе не обязательно ведет к преображению – прогресс может быть обращен во зло, знания человека могут нести смерть и разрушения. Знания человека могут использоваться силой диавольской, и мы знаем, в какой ад люди нередко превращают свою жизнь, в том числе опираясь на свои знания и опыт, – происходит не преображение, а духовный регресс.

Стремление к личному преображению изменит и жизнь человеческого общества

А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Однако обществу, в отличие от человека, не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. Но разве безразлично для нас, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Разве мы можем сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Конечно, нет. Церковь, зная, что есть подлинное Преображение, должна воздействовать на человеческое общество, чтобы каждый человек, в меру своих сил, достигал того преображения, которое просияло на горе Фавор; а тогда изменится и человеческое общество.

Трудно представить, чтобы в обществе святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и угодников Соловецких возникали проблемы и конфликты, которые приходилось бы особыми усилиями преодолевать. Святой человек, живущий в общении с Богом, создает вокруг себя тот мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Поэтому главное усилие Церкви в области устроения общественной жизни заключается в воспитании личности и в воздействии на сферу общественных отношений. И хотя преображение наподобие фаворского невозможно для общественного измерения человеческой жизни, но, если каждый будет стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества.

Из проповеди после Литургии в Соловецком монастыре 19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня 

Церковь всегда живет

Каждый человек, сталкиваясь с теми или иными трудными жизненными обстоятельствами, испытывает скорбь, страдания, раздражение, даже гнев. Мы знаем, как тяжело мы воспринимаем несправедливость, особенно когда эта несправедливость касается большого количества людей, – мы переживаем скорбь, и этим омрачается наша жизнь. Чему мы можем быть научены, участвуя в сегодняшнем празднике? Во-первых, тому, что Церковь не умирает. Церковь всегда живет, даже если внешние обстоятельства сужают ее до некоего самого малого ядра; но это ядро всегда способно, набрав силу Божественной благодати, распространиться, покрывая вселенную, – и это, может быть, самый важный урок, который мы получаем на примере сей обители.

Терпение – величайшая христианская добродетель

«Если имеем терпение, – говорит Ефрем Сирин, – то преодолеваем всякую скорбь». Это ответ тем, кто спрашивает: «Что же делать в трудных обстоятельствах жизни? В семье не ладится, с работой не всё в порядке, да и вообще не нравится многое вокруг меня. Раздражаюсь, гневаюсь – как выйти из этого положения?» Но что же такое терпение? Это некая волевая установка: «стисну зубы и буду терпеть»? Вовсе нет! Стиснув зубы, далеко не уйдешь – зубы заболят. Не сможешь сопротивляться скорбным обстоятельствам – они тебя сломают. Ибо терпение – это проявление не только человеческой воли. Терпение всегда связано со способностью соотносить свою жизнь с волей Божией и предаваться в руки Божии. И если мы в руки Божии предаемся, то мы не сгибаемся перед трудностями, но ищем пути выхода из них. Тогда эти трудности не деморализуют, не сокрушают нас, не порождают других скорбей, таких как уныние, отчаяние, – потому что терпение есть плод благодати Божией, которая нам ниспосылается в ответ на наше смиренное состояние духа, на нашу готовность вручить себя в руки Божии.

И тот же преподобный Ефрем, говоря о терпении, утверждает: тот, кто обретает дорогу долготерпения, находит дорогу жизни. А ведь так оно и есть. Не пройти по дороге жизни, если нет терпения, нет внутренней силы сопротивляться внешним сложным обстоятельствам. Терпение есть величайшая христианская добродетель. И в Евангелии от Матфея, в той самой главе, где говорится о скорбях, которые постигнут Иерусалим, и о скорбях, которые постигнут весь род человеческий, сказаны великие слова: тот, кто терпелив, будет спасен (см.: Мф. 24: 1–13). Вот это и есть дорога жизни.

И сегодня в нашей повседневной жизни мы имеем много скорбей. Включаешь телевизор, смотришь новостные передачи, и на тебя обрушивается поток человеческой скорби и страданий. Хочешь или не хочешь, он захватывает тебя, и ты становишься частью этих страданий. В какой-то степени это хорошо, но всё то, что мы видим и слышим, не должно нас разрушать. В ответ на эти скорби мы должны укреплять свою веру в Бога, укреплять свою молитву, чаще обращаться к Спасителю, к Его Пречистой Матери, с просьбой укрепить нас, весь наш народ, всю историческую Русь, дать нам терпение, которое является результатом действия в нас благодати Божией, и тогда, обретя терпение, мы найдем дорогу жизни.

Из слова после Литургии на соборной площади Толгского Введенского женского монастыря в г. Ярославле 21 августа 2014 года, в праздник Толгской иконы Божией Матери, на торжествах по случаю 700-летия основания Толгского монастыря

Прощай и будешь прощен

Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: «уподобилось Царствие Божие царю…» (см.: Мф. 18: 23). Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: «Прощай, и будешь прощен». Я бы предложил эту короткую фразу: «Прощай, и будешь прощен» – написать крупными буквами и у себя в комнате разместить так, чтобы каждый день ее видеть. А святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь – они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Тот самый пост и молитва, с помощью которых бесы изгоняются (см.: Мф. 17: 21), – а Ефрем Сирин говорит: оставь пост и молитву, они будут впустую, ничего не получится. Хоть лоб разбей, молись хоть сутками – Царствие Небесное будет для тебя затворено.

А святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение – это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, всё наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи – всё это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!

А что означает прощение с социологической точки зрения? Ведь большинство проблем, существующих в обществе, проистекают от злобы, от зависти, от непрощения, от желания добить противника до конца. Но действительно ли противник такой плохой? Можем ли мы вообще судить о том, что внутри души человеческой? Если же мы прощаем, мы снимаем всю проблематику конфликта.

Кто-то скажет: так ведь на этом фоне будут и преступления совершаться, и люди злые будут торжествовать. Но ведь никто не призывает позволять людям с преступными наклонностями творить зло за счет того, что мы готовы их простить. Если государство будет прощать всех преступников, жизнь превратится в ад. Речь о другом. Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки – вот слово христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях – мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи – чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

Будем жить по этому закону. Это очень непросто, потому что много скорбей мы принимаем от людей. Но помните: всякий раз, когда вы простили человека, всякий раз, когда вы помолились за своего обидчика, вы исполнили то, что Господь нам велит. А Он готов нам простить десять тысяч талантов, готов простить всю скверну нашей жизни, тем более что скверна эта уже искуплена Его кровью, – если мы сто динариев простим нашим ближним. Пусть Господь поможет каждому из нас понять эту величайшую страницу Божественного откровения, которая способна сделать человека счастливым на земле и открыть перед ним двери Царствия Божия.

Из проповеди после Литургина соборной площади Николо-Пешношского монастыря

24 августа 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


 

В сюжете: Святейший Патриарх слово

 

Просмотров: 1 456
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru