ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 19-11-2014, 12:59

Источник информации

Справедливая несправедливость

Проголосовать:
голосов: 1

Размышления в день памяти святителя Павла Константинопольского, исповедника

Одна из самых трудных задач для христианина – принять всё происходящее с ним как случающееся сообразно с Промыслом Божиим. Очень трудно бывает отказаться от права на нелепую случайность, несправедливое стечение обстоятельств, вражью хитрость, которая, так или иначе, должна быть исправлена во имя пресловутой справедливости. Примириться с обстоятельствами бывает непросто. Тем более если они действительно связаны с нарушением нравственных, религиозных и других законов.

В этом случае побуждает к борьбе, к восстанию против несправедливости даже не столько личная обида, сколько чувство ответственности за поблажку беззаконию. Ведь если оставить зло ненаказанным, то оно будет распространяться и дальше. Так мы часто мыслим, и с этой позиции начинаем борьбу с неправдой, борьбу искреннюю и, как нам кажется, даже освященную христианским долгом.

Однако есть в этом чувстве ответственности за судьбу добра в мире нечто опасно неоднозначное. Дело в том, что многие святые страдали от откровенной несправедливости, терпели лишения, надругательства, ничем не оправданные. При этом они молчали, их христианская совесть не побуждала их к восстанию портив несправедливости. И это другой факт, другой полюс реальности, с которым христианин не может не считаться.

Именно на этом полюсе мы встречаем святителя Павла, архиепископа Константинопольского (IV в.). Будучи избранным на патриаршую кафедру в 340 году, святитель недолго управлял вверенной ему паствой. Возвратившись в столицу, император-арианин Констанций незаконно низложил и изгнал защитника Православия. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы. После смерти арианского патриарха Евсевия святитель Павел вновь вернулся на кафедру и был с любовью встречен паствой. Однако Констанций вторично изгнал его. И только заступничество правителя Западной империи Константа позволило ему снова вернуться в Константинополь. Впрочем, и в этот раз Господь не оставил святого без исповеднического креста. После убийства его покровителя Константа святителя вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал Божественную Литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором…

Житие святителя Павла позволяет нам задуматься о роли справедливости в жизни христианина. Вопрос действительно важный, и особенно в современных обстоятельствах. Как мы должны бороться с неправдой, которая касается нас лично? Как должны отвечать на торжество несправедливости в обществе?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы, прежде всего, должны осознать одну важную истину. Каждый из нас, переступив порог Церкви, приняв Благую весть о спасении, уже стал участником величайшей несправедливости. Смысл ее заключается в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8). Спаситель дал нам возможность наследовать вечную жизнь только благодаря тому, что Его любовь по отношению к падшему и неблагодарному созданию преодолела справедливое осуждение. Мы – чада Любви, а не справедливости! Здесь всё зависит от того, что для человека имеет реальное значение: если ты избрал Царство Небесное, то его законы для тебя будут определяющими. И согласно этим законам, ты нуждаешься в человеколюбии, милосердии, снисходительности Творца, а не в справедливом отношении. И это настолько же истинно, насколько и честно по отношению к жизни каждого! При этом «каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). Поэтому требовать справедливости – значит, скорее лукавить, ошибаться, чем спасать устои мира. Удивительная вещь: оказывается, в Евангелии мы должны встретить лишь два лица – Божие и свое. Если мы видим там соседа, грубо с нами разговаривающего, чиновника, потерявшего всякую совесть из-за взяточничества, священника, пристрастившегося к деньгам, значит, Евангелие написано не для нас. Значит, это не мы те «больные», которые имеют нужду во Враче (см.: Мф. 9: 12), не мы те мытари и грешники, которые ели и пили с Сыном Божиим (см.: Мк. 2: 16). Значит, мы отрекаемся от этой близости. Действительно, страшное отречение!

Господь говорит однозначно: «Не противься злому» (Мф. 5: 39). Конечно, Спаситель не учит признавать за злом право на гражданство, но указывает самый эффективный способ борьбы с неправдой – пресечь, остановить ее на себе, не дать возможности через наши действия распространиться этой болезни на других. И здесь очень важно помнить, что одно из важнейших свойств истинной любви – жертвовать, отдавать, ничего не требуя, даже взаимности и справедливости. В этом смысле любовь тоже несправедлива!

В целом же вся жизнь христианина – подвиг веры. Он должен научиться видеть за стечениями обстоятельств, случайностями руку Бога Творца и Вседержителя, тогда и вопрос о справедливости будет звучать по-другому.

Роман Савчук

pravoslavie.ru


 

В сюжете: Роман Савчук несправедливость смирение

 

Просмотров: 1 401
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru