ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 

Основные места распространения сборника «ДУША»:

Москва

Храм Христа Спасителя
ул. Волхонка, д. 15
Метро: "Кропоткинская"

Храм в честь свт. Николая Чудотворца
("Душа" и другая православная литература бесплатно)
2-й Раушский пер., д 1/26, стр. 8
Метро: "Новокузнецкая"; трамвай: 3, 39, А, ост. "Садовническая улица"
Храм прп. Марона Пустынника Сирийского

Москва. ул. Большая Якиманка, 32, строение 2 (возле "Центрального дома художника") Подробнее...


Санкт-Петербург

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Казанская площадь, д. 2
Метро: Гостинный двор

Новосибирск

• М-н ОбьГЭС, Редакция газеты «Родные берега»
ул. Часовая, 6, оф. 407, т. 8-913-724-77-11
• Сеть супермаркетов «Рамос»
ул. 40 лет Комсомола, 6
ул. 40 лет Комсомола, 53м

Бердск

Магазин «Стиль Либерти»
Ул. Ленина 83

А также:
все православные храмы в Челябинской, Уфимской, Барнаульской, Красноярской, Омской, Томской, Кузбасской, Читинской, Владивостокской и др. митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
Яндекс. Деньги 

Подробнее...


При помощи СМС

Введите свой телефон и установите сумму пожертвования.

Инструкция по оплате

 

Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2019 (26)
Октябрь 2019 (50)
Сентябрь 2019 (38)
Август 2019 (31)
Июль 2019 (37)
Июнь 2019 (42)

Публикации / Православная духовность | 11-12-2014, 13:49

Источник информации

Тайна моей веры. Протопресвитер Александр Шмеман

Проголосовать:
голосов: 0

Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом - можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном.

 «Я верю в Бога». Когда я произношу эти слова, то осознаю всю их несоизмеримость со всеми другими словами, произносимыми мною. Я знаю, что, произнося их, я перехожу, так сказать, в другое измерение.

И все же 99 из 100 раз, когда я говорю это, я, пожалуй, не задумываюсь о смысле сказанного. И слова эти звучат так, как если бы они относились к повседневной жизни с ее маленькими заботами.

Я привык к ним, привык к тому, что верю в Бога. Как привык к тому, что вокруг меня есть люди, которые не верят в Него. И эта привычка как раз не дает мне прорваться к единственности, особенности, неслыханности того, что я утверждаю как нечто само собой разумеющееся: «Вот, я верю в Бога».

Поэтому началом углубления в смысл этих слов, в раскрытии их хотя бы только для меня, для моей жизни, для моего сознания не может не быть удивления восприять их, как если бы я услышал их как в первый раз.

Таков, между прочим, тайный закон всякого подлинного знания. Оно всегда начинается с очищения и обновления взора, слуха, каждого чувства.

Только, если мы способны удивиться, мы оказываемся способны начать вдумываться в обычно скрытый от нас, последний и глубокий смысл всего того, что окружает нас и составляет нашу жизнь. А удивляться – это и значит освобождаться именно от чувства привычки, которая как бы серенькой пылью покрывает наше сознание.

И вот слова: «я верю в Бога» с таким удивлением освобождены от этой привычки. Вот я обращаю на них свой внутренний взор и слух, и стараюсь как можно вернее, честнее, глубже ответить себе на вопрос, что же они означают. И первое, что мне становится очевидным, это то, что каждое из этих слов окутано некоей тайной, которая усиливается по мере того, что я вдумываюсь, всматриваюсь и вслушиваюсь в каждое из них.

Кто такой прежде всего этот Я, который утверждает свою веру в Бога? Я… Но я сам-то в себе знаю и сознаю множество этих Я. И которое из них обращено к Богу? И как? И когда?

«Верующий в Меня, жив будет Мною» (Ин.6,47) – говорит Христос. Но сколько часов, нет, лучше сказать, сколько минут в день действительно живет Богом мое Я? Вот именно минуты, а остальное время мое Я – разве это не заботы, не интересы, не жизнь, никакого отношения к вере моей не имеющие? И тогда нет во мне никакой веры и никакой памяти о Боге, никакого опыта Его присутствия и нужды в этом присутствии.

И вот, оказывается, что я вспоминаю о вере и о Боге только тогда, когда они почему-то мне нужны. Но они выпадают из моей жизни, когда что-то другое оказывается мне нужнее и интереснее. Однако тогда, по существу – это, уже и не вера, а что-то другое – суеверие, рождающееся из страха, из незнания, из инстинктивной потребности в защите и помощи.

Я говорю об этом потому, что глубоко убежден, что для такой – иногда вспоминаемой, иногда вспыхивающей веры – в нашем мире скоро уже не будет места.

Мир, по слову древнегреческого мудреца, всегда был полон богов, но это как раз и не значит, что он был полон веры. Эти боги (и тут действительно права оказывается антирелигиозная пропаганда) были нужны людям как защита, как помощь в житейских делах, как утешение, как что-то на чем можно утвердиться и успокоиться в этом страшном, таинственном и всяческой опасности и страха исполненном мире.

Но разве обо всем этом говорил Христос, и говорит сейчас и навеки Евангелие? Посмотрим правде в глаза – Евангелие не только не говорит об этом, Оно направлено в каком-то смысле на разрушение веры как суеверия, веры как эгоистического искания

какой-то пользы от религии. «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12,26) – говорит Христос. А тем, кто следует за Ним, Он жизнь не обещает, не предлагает ничего, кроме того, что составляло Его жизнь.

Это значит – ничего кроме Христа, кроме мучительной борьбы с миром и злом, кроме трудного, бесконечно трудного пути послушания воле Божьей и высокому замыслу Божьему о мире. А все это значит, что в отношении моего Я в словах: «я верю в Бога» требуется то, чтобы я прежде всего совершил некую глубокую и трудную проверку.

И проверка эта должна показать мне, что Я, которое дерзает утверждать, что оно верит в Бога, было не только самым глубоким, главным, сердцевинным из всех моих Я, но и объединяющим их всех, и за всех их ответственным.

Сказать: «я верю в Бога» – это значит свободно и ответственно выбрать то, что отныне будет главным в моей жизни и судом над всем другим в ней. Так, что все в ней, все без остатка будет к вере отнесено, будет оцениваться в ее свете, будет включать в себя все мои остальные Я.

Говорящий: «я верю в Бога» таким образом уже переступил некую черту, самую важную, самую ответственную из всех. Вся его жизнь отныне этой чертой определена и окрашена. Ибо вера – это прежде всего не то, что мне дает что-то, а то, что сначала отдает меня, что сразу же делает всего меня и всю мою жизнь чем-то бесконечно важным. И я уже не могу жить так, как если б я этих слов: «я верю в Бога» не произнес, не обрек себя на них.

В моей жизни уже не может, не должно быть ничего нейтрального, неважного, несущественного. Все, в свете моего решения и моего выбора озарено новым светом, все становится либо верностью вере, либо изменой ей. И все это так потому, что та вера, которую я принимаю этим необратимым утверждением: «я верю в Бога» и есть в первую очередь некий свет, направленный на всю жизнь, некое новое и целостное ее понимание.

pravmir.ru


 

В сюжете: протопресвитер Александр Шмеман вера

 

Просмотров: 1 047
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

тел. 8-961-874-64-82 (НОВОСИБИРСК)
mail: sbornikdysha@mail.ru

тел. 8-985-038-60-98 (МОСКВА)
mail: podpiskadysha@mail.ru  

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru