ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 

Основные места распространения сборника «ДУША»:

Москва

Храм Христа Спасителя
ул. Волхонка, д. 15
Метро: "Кропоткинская"

Храм в честь свт. Николая Чудотворца
("Душа" и другая православная литература бесплатно)
2-й Раушский пер., д 1/26, стр. 8
Метро: "Новокузнецкая"; трамвай: 3, 39, А, ост. "Садовническая улица"
Храм прп. Марона Пустынника Сирийского

Москва. ул. Большая Якиманка, 32, строение 2 (возле "Центрального дома художника") Подробнее...


Санкт-Петербург

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Казанская площадь, д. 2
Метро: Гостинный двор

Новосибирск

• М-н ОбьГЭС, Редакция газеты «Родные берега»
ул. Часовая, 6, оф. 407, т. 8-913-724-77-11
• Сеть супермаркетов «Рамос»
ул. 40 лет Комсомола, 6
ул. 40 лет Комсомола, 53м

Бердск

Магазин «Стиль Либерти»
Ул. Ленина 83

А также:
все православные храмы в Челябинской, Уфимской, Барнаульской, Красноярской, Омской, Томской, Кузбасской, Читинской, Владивостокской и др. митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
Яндекс. Деньги 

Подробнее...


При помощи СМС

Введите свой телефон и установите сумму пожертвования.

Инструкция по оплате

 

Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2019 (8)
Октябрь 2019 (50)
Сентябрь 2019 (38)
Август 2019 (31)
Июль 2019 (37)
Июнь 2019 (42)

Публикации / Православная духовность | 3-02-2015, 13:37

Источник информации

Архимандрит Мельхиседек (Артюхин) отвечает слушателям радио «Радонеж».

Проголосовать:
голосов: 1

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

Чаще всего в пастырской деятельности  мне приходится отвечать на самый  главный вопрос: а что же будет в конце нашей жизни, наших родных, наших близких? Куда ушла мама, куда ушел папа, куда ушли родные и близкие, куда ушел ребенок?  Как относиться к явлению потери родных и близких, к переходу в вечность? Как принять тот или иной диагноз, который поставил нас на грани жизни и смерти? То есть страх, о котором, кстати, прославленный старец Паисий Афонский говорил (он помог тысячам людей исцелиться от рака) и молился в своей жизни так: «Господи, отними у них эту болезнь и дай ее мне». И так  получилось на самом деле: старец умер именно от рака.

Вот такой промысел Божий был в его жизни. Но интересно, в своих беседах он написал: «Вы знаете, болезнь мне принесла больше пользы, чем все мои подвижнические труды». Вот мы смотрим на болезнь как на трагедию, смотрим на смерть, на переход в вечность как на что-то очень страшное, какую-то катастрофу, как на какую-то  неожиданную вещь. То есть самая реальность, которая в нашей жизни есть - это наша конечность, а мы думаем, что это вообще какая-то иллюзия, с кем-то это будет, но только не с нами. И не можем относиться по-серьезному к тому, к чему мы должны отнестись со всей полнотой серьезности.

Епископ Игнатий говорит: «Вот сейчас люди живут так,  как будто им не пришлось умирать, а умирают так, как будто им не пришлось больше никогда жить». И вот в этом отношении к жизни и к смерти вообще состоит смысл человеческой жизни. Если для тебя смерть есть переход к любимому Богу, смерть есть только дверь, в которой нельзя задержаться, которую необходимо будет пройти, если не пролететь -  тогда это, на самом деле, правильное отношение к жизни. Что это не тупик и что смерть и сама наша жизнь - это не книга, а только предисловие к книге. Что это не путь, а только начало пути. А настоящая жизнь начнется в вечности.

И христианское мировоззрение, конечно, абсолютно оптимистично, потому что отвечает на самый страшный вопрос для неверующего человека, для безрелигиозного сознания. Ни один неверующий человек не может ответить на этот вопрос, который  волновал, волнует и будет волновать миллионы людей. Христос на этот вопрос ответил раз и навсегда Своим  Воскресением. Вы иногда знаете, что в тех или иных книгах люди иногда задают такой вопрос.   Часто муссируются темы конца света, второго пришествия Господня, и все время встречается выражение  «конец света».

Нигде в учении Православной Церкви учения о конце света нет. Это наше обыденное  мирское выражение: конец света.  А конца света быть не может. Потому что Бог и есть Свет!  Бог не имеет ни начала, ни конца, поэтому и наша жизнь не будет иметь конца, жизнь нашей души, а после воскресения - жизнь нашего тела.  И когда мы говорим «конец света» - это не наше выражение.

Мало того, есть такое учение Церкви, которое называется эсхатология. И многие переводят его бытовым языком  - «учение о конце света». Так вот, ничего подобного. Это не учение о конце света, «эсхатон» с греческого языка переводится  - завершение, не  конец света, а завершение. То- есть все придет к своему источнику жизни. Все началось от Бога и  все придет к Богу. И жизнь этот мира не закончится концом этого мира, а началом настоящей полноценной жизни.

Вот так и человек, если он живет с мыслью, что действительно когда-то состоится его переход в вечность – то он  начинает жить серьезной жизнью.

Вот сегодня,  когда я ехал на этот эфир, подошла  девушка и спрашивает: «Батюшка, а как  не потерять охлаждение к вере? Вот, я вспоминаю себя три года назад - я не была такой, я любила храм, любила молитву, старалась следить за своими словами, мыслями, поступками, т.е. как говорят святые отцы,  имела трезвение. А сейчас вижу -  появилась тяга к мирской жизни, новости, компьютер, смс-ки, чаты, мультики  - все это увлекает.

Потом светская работа, пригласили на корпоратив,  суши-муши, и потихонечку одно заменяется другим. Службу вообще проспала на праздник Крещения. Я себя не узнаю. Что такое со мной случилось? Откуда это все?».

Да, действительно, потихоньку, вирус безразличия входит в нашу жизнь. Почему?  А потому что в жизни нет главного -  трезвения. Об этом Иоанн Лествичник говорил: «Еще древние говорили - невозможно провести день благочестиво, если  ты не будешь считать его последним днем в твоей жизни». Многие скажут: «Но мы не до такой степени аскеты! Мы же не монахи. Не религиозные фанатики, чтобы каждый день думать о том, что этот день будет последним. Это же пессимистично, это же мрачно. Это же накладывает предел на всю нашу творческую жизнь и активность». А ничего подобного! Вот посмотрите, если бы вы на самом деле знали, что этот день последний, как бы вы его провели? Что  бы вы выбрали? Чем начали заниматься? Святитель Василий говорит: «Давайте сразу заниматься тем, что пойдет за нами в вечность».  А за нами в вечность пойдет чистая совесть и добрые дела.

Но если мы, даже полные здоровья, полные сил, тем более, сейчас - сидим возле приемников, пьем чай, слушаем беседу? Вроде бы- полны сил, и никто не собирается переходить в вечность. Но давайте посмотрим на время, в которое мы  живем. Сегодняшний день  больше не будет никогда. И каждый день уникален, исключителен и больше нигде и ни при каких обстоятельствах не повторится. Вот если бы мы жили с этим осознанием, что день - это 24 таланта, которые даны нам Богом! Это  самый ценный дар жизни - дар времени. Чтобы мы наполнили это время  содержанием. Кто-то из мудрых людей сказал: «Неважно, сколько лет твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих летах». Это так, если жизнь наполнена содержанием. А она может быть наполнена только тогда, когда мы считаем что время - это одна из наших величайших ценностей, данных нам от Бога.

Я вспоминаю слова патриарха Кирилла, то ли на монашеском постриге сказано было ему, то ли при рукоположении такие слова -  по моему, все-таки при пострижении в монашество:  «Сделай или устрой твою жизнь так, чтобы у тебя не было свободного времени». И он говорит: «Вот так и устроилось в моей жизни, что у меня нет свободного времени.  И жизнь была наполнена». И мы и сейчас видим, что она наполнена и содержанием, и смыслом, и энергией. А времени не хватает тому, кто ничего не делает. Тот, кто делает, тому всегда есть на все время,  и он находится в этой жизненной энергии. А тот, кто сидит сложа руки, у того нет времени всегда.

И вот учение Церкви как раз и говорит, что мы должны  глядеть на будущую жизнь оптимистично. Мы читаем с вами Символ Веры, и меня поражают слова, когда приходят люди и говорят на исповеди: понятно, как перенести болезнь, сокращение, безработицу, то- есть люди как-то находят какой-то выход, какие-то мысли. Но они совершенно беспомощны в вопросах потери родных и близких. Совершенно не понимают, что делать дальше.  Жизненная трагедия встает на пути этих людей, потому что они лишены веры в бессмертие человеческой души. Вот это самая главная трагедия.

А мы, православные, каждый день читаем «Символ Веры» и на Божественной Литургии мы слышим: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Что значит «чаю»? Это слово и выражение гораздо сильнее, чем «ожидаю», т.е. жду с нетерпением.  Так спрашивается, чего ты ждешь с нетерпением? - Жизни будущего века. Но когда ты услышал известие о твоем диагнозе или что твои близкие перешли в жизнь вечную -  к кому они перешли? - Они перешли к любящему Богу.

Мы понимаем, что вся наша жизнь не только здесь, потому что у нас есть и душа, и тело. И поэтому не всё только о теле, не только о еде. Потому что апостол Павел так нам и говорит: «Царство Божие - это не пища и питие, но праведность и мир, и радость о Святом Духе».

Вот вы, все мы, хотим, чтобы у нас была радость. Это естественное состояние человеческой души. Апостол Павел так и говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Это не гипербола, не преувеличение, это реальность, которую может переживать христианин всегда, везде и всюду. То есть это его нормальное состояние души.

А спрашивается: есть ли какая-то логическая цепочка, есть ли какой-то фундамент, есть ли алгоритм, какая-то последовательность, через которую можно прийти к состоянию духовной радости? А давайте будем внимательны. Как говорит апостол Павел: «Царство Божие - не пища или питие, но праведность и мир, и радость о Святом Духе». Для того, чтобы  иметь радость о Святом Духе, надо иметь праведность, и только праведный человек имеет мир. С кем? - Со своими родными и близкими. Не со своей совестью, не с Богом, не с Церковью, не с соседями, не с сослуживцами. Почему? Потому что он праведен. Человек, который ищет не материального блага, а ищет того, чтобы правильное было устроение  души.

Кто-то из умных людей сказал: «Если бы мы столько времени посвятили своей собственной душе, сколько мы посвящаем времени, тратя на свое здоровье, мы давно бы давно уже были святыми». Я вспоминаю себя. Несколько лет назад, где-то года четыре, у меня начала отниматься левая рука, потому что были, наверное, и остаются 4 шейные грыжи, и прописали какие-то процедуры. И вот - час туда, час обратно на эти процедуры, и где-то час - сама процедура. И надо было ездить через день 10 раз. И вот, когда я поехал пятый раз, застрял в очередной раз в пробке, то подумал: «Вот, смотри, коснулось дела твоего здоровья - ты три часа в день тратишь на это. А вот брал ли ты в руки Псалтырь на три часа,  чтобы  о своем здоровье и здоровье своих близких помолиться три часа в день, не выпуская из рук  молитвослов? Ты это делал? Нет, не делал. Так вот и посмотри, что больше в тебе: духовного или телесного, животного или небесного?». Думаю: «Ничего себе, вот это да». Если бы мы так относились к духовной жизни или к своему собственному здоровью. Потому что здоровье, оно не от котлет, не от сбалансированного питания. Здоровье - оно от Бога.

Вот старец Паисий сам умер от рака, и никто не гарантирован ни от какой болезни. Никакое физическое состояние человека не гарантирует ему ни бессмертия, ни бесконечного здоровья. Нет. Это тайна. Здоровье и болезнь, жизнь и смерть - все в руках Божиих.

Больше всего надо беспокоиться, не что у нас есть, а что в нас есть. Вспоминается одна притча: корабль потерпел кораблекрушение, торговец и профессор физики остались вдвоем в живых на острове. Они видят обломки их плавающего корабля, и подходит купец, который вложил в этот товар все свое состояние, обнимает профессора и они вместе плачут, глядя на обломки этого корабля. Купец спрашивает у профессора:  «Ты-то что плачешь? Я-то плачу, потому что я потерял все, что я имел - все мое богатство, которое я вложил в этот товар, чтобы приобрести еще больше денег, чем я вложил. А ты-то что? Все твое осталось при тебе». Т.е. ум профессора физики, его специальность, его профессия. В конце концов, их подобрали и они спаслись. Это как в той доброй сказке, что все хорошо закончилось. Один потерял все, а у другого все осталось при нем.

Вот так и христианин должен думать не о конце света, а о начале будущей жизни, которая, кстати, начинается именно здесь и сейчас, а не когда-нибудь там! Это все начинается здесь.

Святитель Григорий Нисский однажды сказал: «То, что не началось здесь, то не начнется и там. То, что началось здесь, там, в Вечной жизни, проявится только в сотни раз больше и глубже». И поэтому наша будущая жизнь и наша сегодняшняя жизнь - реально в наших руках, все зависит от нашего выбора.  Что мы выбираем: Бога или суету, мамону или служение, эгоизм или служение ближнему - все в наших руках».

И это выражение – все в наших руках…  Мне тоже сейчас вспомнилась одна история: поселился вместе с одним философом христианский подвижник. Они жили в одном городе, и вдруг философ стал завидовать христианскому подвижнику, потому что к нему потянулся народ. Людям не столько была нужна просто философия, сколько философия

духа, нужно было понятие о бессмертии человеческой души, учение о Воскресении Христа. Это гораздо больше привлекало людей и давало им смысл, основание, фундамент в жизни, чем размышления философа. И философ решил насолить христианину и унизить его в глазах людей, чтобы  они потеряли к нему доверие, чтобы он не был духовным авторитетом для них, потому что потерял уважение в городе. От него горожане  перешли к подвижнику веры и благочестия. И он задумал над ним злую шутку. Он спросил людей из окружения подвижника:

- Вы говорите, что он прозорливый?

- Да.

- И все знает наперед?

- Да.

- И разбирается в жизни?

- Да.

- Ну, завтра мы проверим его!

И что он задумал - он поймал бабочку, взял ее в руки и пришел к подвижнику, а сам задумал вот что. Спрошу,   мол, на глазах всех людей: «Отче, а бабочка, которую я держу в своих руках, живая или мертвая?»  И если он скажет «живая», то сожму кулак  - и все увидят, что она мертвая, а если скажет «мертвая», то разожму кулак -  и она улетит. И люди увидят, что не все-то он знает, не все понимает и, может, ни в чем особо и не разбирается». Так и случилось на следующий день. Стоят люди, и он подходит к подвижнику и спрашивает: «Скажи, отче, в моих руках бабочка живая или мертвая?». И старец, глядя ему в лицо, помолившись, сделал какую-то паузу, потому что не только от человеческой мудрости и знания все, но знание и ведение -  от Бога. Он помолился,  и Духом Святым было ему открыто, что сказать. Посмотрел в глаза философу и  произнес: «Брат, все в  твоих руках».   И философ поклонился ему в ноги и увидел, что на самом деле, этот человек- носитель Святаго Духа. И он стал его учеником и сам впоследствии рассказал эту историю, которая пережила много веков и, в конце концов, попала в наш эфир.

Вот так и наша жизнь - она в наших собственных руках. Благословляй свою жизнь -  и она будет благословлена. Проклинай свою жизнь -  и жизнь твоя будет проклята. Все зависит не от обстоятельств жизни, а от нашего  отношения к этим обстоятельствам. Если мы живем с духом бессмертия, с которым мы прошли эти  великие праздники - Рождества, Крещения, то мы на пути ко спасению. Потому что они именно об этом- о начале нашего спасения.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…». А какой  это «свет разума»? В чем есть этот «свет разума» Рождества Христова? В том, что проясняется одна из самых важных вещей. Бог пришел на землю и стал человеком, чтобы каждый верующий в Него    стал  Богом по благодати. Бог сошел на землю, чтобы  мы вернулись на небо.

Кто-то из мудрых сказал: «Капля, когда соединяется с океаном, становится океаном». Когда человек соединяется с Богом, он становится Богом по благодати, потому что Бог  вбирает каждого человека в Свою жизнь,  как Он стал одним из нас, чтобы мы стали Им. Христос стал тем, чем были мы, чтобы мы стали тем, что есть Он. Он воспринял то, чего не имел, чтобы мы восприняли то, чего мы тоже не имели. Он не имел человеческую природу, чтобы и мы освятились Божеством нашего Бога. И поэтому мы должны жить с этой оптимистичной мыслью. И смотреть с оптимизмом на эти обстоятельства и трудности, неприятности, сокращения и даже на саму смерть. Смерть есть приближение к той жизни, где смерти нет.

И старца Паисия 13 января 2015 года Константинопольская Церковь причислила к лику святых. И вот что он сказал, вслушайтесь: «Болезнь принесла мне гораздо больше пользы, чем все мои подвижнические труды». Это тайна - в чем была польза, но это слова святого.

И мало того, и у Иоанна Златоуста есть потрясающий взгляд на жизнь, на трагедию, страдания и даже на саму смерть. Он говорит: «У Бога польза больше, чем наказание». Если любая проблема жизни, любая трагедия, любая болезнь в наших глазах кажется каким-то наказанием и, кстати, мы  потеряли истинный, подлинный смысл наказания, это слово-то происходит от слова «наказ», т.е. научение. Не мщение, не кара, а научение, т.е. через это Бог хочет нас чему-то научить. А, наверное, самое главное - Он хочет нас научить человечности. И вся наша жизнь только в этом и состоит, чтобы мы научились человечности. Сейчас чему в школе только ни учат: физика, математика, эстетика, алгебра, геометрия, география и до бесконечности… и никто не учит ни детей, ни родных и близких, как вести себя с отцом, с матерью, со сверстниками, что такое добро, что такое зло. А это главная наука! Потому что все обессмысливается: умный, злодей… Всё обессмысливается - всякое человеческое знание. Никто не думает, чтобы была в жизни порядочность, честь, правдивость, искренность, альтруизм, забота, самоотверженность. Никто об этом не говорит, не ставит целью воспитание человеческой  личности.

Вопросы - ответы

-  Сейчас прославили Паисия Святогорца. У меня недоумение такое или веяние века нашего, что некоторые принимают слова о.Паисия, когда он про Чернобыль говорил, что это есть «третья звезда Апокалипсиса», а другие  не принимают эти его пророческие слова. А вопрос у меня следующий. По-вашему ,  если   человек перешел в иной мир – то  у его близких нет повода для скорби. Отец  Паисий – он, понятно святой, он перешел в иной мир. А ведь есть люди грешные.  Нас Господь связал узами любви с близкими. Достаточно ли одного этого упования, чтобы эти узы не разорвались и в будущем веке?  Или, может, надо еще что-то? Или достаточно одного упования на любовь, которой нас Господь связал?

- Благодарю за вопрос. Не  говорю  я, что нет повода для скорби. Мы состоим из души и тела. И, действительно, что в человеческом отношении - мы не бесплотные существа, и будет и скорбь, и болезнь, и плач, и рыдание родных и близких, потому что не стало человека. И по-человечески все переживания понятны, но они не должны затмить нашей светлой веры.

Кто-то из умных людей сказал: «Когда человек  рождается в этот мир, он плачет, а все радуются, но надо сделать бы свою жизнь такой, чтобы при твоей смерти все плакали, а ты радовался».  А что значит «плакали»?  Плакали, что жалко такого человека - доброго, искреннего, милосердного, сострадательного. Настоящего друга, отца, начальника, благодетеля. Поэтому, конечно, не без человеческой скорби мы теряем близких. Опять же это слово – «теряем». А ведь не теряем, а приобретаем, и вся наша видимая жизнь должна растворяться в невидимой вере. Никто не Благ, как только один Бог. И надо верить, что смерть  - это не тупик, смерть - это новая жизнь, и она -  перспектива вечности. Ее дал нам Христос, чтобы состоялась радостная встреча с Ним.  Но это будет зависеть только, опять же, от выбора каждого из нас.

У старца Паисия о третьей звезде, что именно она - Чернобыль, я этого не читал, об этом не могу ничего сказать. Кстати, у святых не все то, что говорили они, тут же становится абсолютной истиной. Дело в том, что у каждого святого по тому или иному вопросу были и частные мнения, и какие-то личные взгляды на тот или иной вопрос, который не был подтвержден общим мнением святых отцов. Поэтому есть понятие «частного мнения».

Но у старца Паисия я читал почти все его книги. А чтение было вдохновлено тем, что по милости Божьей, в августе 1993 года Господь сподобил меня с ним встретиться лично, за год до его смерти, которая имела место   в 1994 году.  С о. Алипием из Троице-Сергиевой Лавры мы были в каливе, которая называлась Панагуда. Кстати, интересно это слово переводится: Панагуда - как бы ласкательное имя Всецарицы, даже сложно ее перевести на русский язык -  как  «Царевночка».  Вот такая у него была любовь к Божьей Матери. И когда мы были в 1993 году, у нас тоже начались все эти события перестройки, перестрелки и я спросил у братии, которая общалась с ним, а что старец Паисий говорит о

России, о нашей перспективе? И они сказали, что у него был свой взгляд на происходящее в России. Слушайте внимательно: «в России сейчас такие тучи, а потом, а потом - такое солнце, такое солнце». И вот я думаю, что мы сейчас живем как раз в то время, когда, имеется в  виду, в духовной жизни -  такое солнце! Потому что это несравнимо, что было в 1993 году -  и что сейчас! Монастыри, храмы, издательства, радиостанция «Радонеж», радиостанция «Вера», телеканалы «Союз», «Радость моя», «Спас». Невероятное количество издательств, свобода такая, какой не было даже в Синодальный период.

Вспоминаю еще слова о.Иоанна Крестьянкина, с которым тоже меня Господь сподобил иметь радость общения. Он говорил: «Да, батюшка, мы сейчас купаемся в благодати». Это слова отца Иоанна Крестьянкина. Он почил в 2006 году.  Он сидел в тюрьме за правду, потому что он очень любил народ Божий и за то, что он  проповедовал, издавал книги, брошюры, был близок народу. Вот за это и сидел - за свою пастырскую деятельность, за свою любовь. Вот за что сажали, т.е. сажали хороших, замечательных людей. Он это время пережил. А у нас сейчас возможности совершенно иные. Проповедуй хоть круглые сутки, и никто тебе ничего не запрещает, только бы не лениться. Совершенно уникальные времена, о которых говорил старец Паисий Афонский.

И канонизация старца Паисия должна подвигнуть каждого из нас, чтобы мы еще и еще раз перечитали, соприкоснулись с его потрясающим духовным наследием. Шесть томов издано – «Поучения и жизнеописания старца Паисия Святогорца», издательством «Гора Афон», книги  бело-серого цвета. Я считаю, что они должны быть в каждом доме, потому что это потрясающие утешительные взгляды на жизнь, на нашу повседневность. На все наши вопросы отвечает старец Паисий Афонский.

Продолжаем начатую тему.

Старец Паисий говорил, что «чем больше человек облегчается, тем быстрее  поднимается». Т.е. чем человек больше раздает, тем быстрее поднимается. Вы знаете, есть такое понятие «воздухоплавание». И там, когда корзина облегчается, она поднимается вверх. Вот так старец Паисий говорил, что дела милосердия помогают нам подниматься вверх, потому что мы облегчаем свою жизнь. Так и старец поступал в своей жизни. Сейчас вспоминается еще одно его замечательное выражение. У старца была потрясающая образованность, и эта образованность была от Бога. Келия Панагуди, в которой мы тоже были  - это маленькая комната, и никаких книг там не было. Может,  несколько его любимых, а так библиотеки особой и не было. А старец разговаривал  с людьми современным языком, как будто он был посвящен во все проблемы современной жизни. Интересны его современные высказывания. Он говорил: «Вы знаете,  наша жизнь она должна быть похожа на космонавтику». Его спрашивают: «А как это?». – «Смотрите, когда запускают космический корабль, какой идет отсчет времени? Отсчет идет обратный - десять, девять, восемь…три, два, один, ноль - пуск! И наша жизнь должна уподобляться космонавтике. Только когда обнулится наша гордыня -  мы поднимемся вверх. Только тогда произойдет наш духовный пуск». Вот об этом нам неплохо помнить – почему миллионы греков почитают старца Паисия, приезжают на его могилу. Это в женском монастыре Суроти, недалеко от аэропорта в Фессалониках. В последние годы он тяжело болел раком, и за ним ухаживали сестры монастыря, основателям которого он и являлся.  Старец Паисий не был ни диаконом, ни священником. Он был простым монахом!

- Когда человек переходит в иной мир, например, кто-то из родственников или знакомых, ты читаешь молитву об исходе души, но знаешь, что он не верил ни в Христа, ни в загробную жизнь. И как быть? Я считаю, что в таком случае это ложь.

- Да, это бывает очень сложно. Когда мы такое знаем о человеке, тяжело молиться за него. Я помню сам, когда отпеваю людей незнакомых, что в храме учитывают: крещенный, не самоубийца, не сектант - это критерии, по которым человек может быть отпетым. Но смотришь на  родных и близких, которые стоят и ничего не понимают, пытаешься что-то объяснить -  и тяжело молиться за такого человека. А бывает наоборот - верующие люди,

и понимаешь, что их скорбь и взгляд на ситуацию - евангельские, христианские, церковные.

Но  однажды мне было внутреннее откровение. Даже не откровение, а то, что слышишь изнутри. Где-то лет восемь назад я приехал из Саратова, куда меня пригласил владыка Лонгин. Мы были на какой-то встрече или  конференции. Я возвращался из Саратова, это было Успенским постом, и вдруг меня прихватило - болит живот, и я понимаю, что это похоже на аппендицит, потому что я сам медик, работал на Скорой помощи. Сам позвонил в Скорую помощь, назвал диагноз. Привезли меня в больницу, я смотрю -  а мне все хуже и хуже, я даже сидеть не могу. Вижу, стоят стулья, и я на них лег. Приемное отделение, всех принимают по очереди. И когда увидели, что я лежу, я весь зеленый…  Вначале думал, что все нормально, сейчас меня примут, разберутся, потом стало лихо, и вдруг я замолился: «Господи, помоги. Господи, не оставь. Господи, дай дотерпеть»… И я забыл про врачей, забыл, что со мной рядом друг сидит. Он что мог, сделал, врачи тоже что могут -  сделают, но самое то главное - это Бог. Уже на них я не надеялся, я только молился, только к Нему. И вдруг! Меня осенила такая радость! Осенила мысль, что всякий безбожник, когда он доходит до какого-то предела, когда он как бревно лежит на смертном одре, когда он все уже перепробовал, когда вся медицина всё, что могла- сделала, родные, близкие - никто не знает, что творится в его душе. Никто не знает его последние минуты, может быть последние дни не знает. Но Бог настолько милостив (мне было в этой болезни показано), что Он вкладывает мысль о Самом Себе всякому последнему грешному, чтобы он как за соломинку ухватился за Ризу Божию. И у меня вот эти слова все время потрясают из Деяний апостольских, запомните их! - «Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется!» ВСЯКИЙ, кто ПРИЗОВЕТ! Не говорится о жизни человека, а кто призовет!  И у меня появилась надежда, что для всех людей, о которых мы говорим: «да, он был неверующий,  не признавал Церкви, коммунист, всю жизнь прожил без веры» - мы не знаем, что творилось в последние минуты, дни, часы их  жизни. А тем более разбойник на кресте нам показал, что и последние минуты жизни человека решают его участь.

Я к вере пришел, когда мне было 17 лет и, когда мне было 18 - мне казалось, что я прожил уже всю жизнь. И было так жалко, что веры не было с самого детства, что я столько упустил времени, что не знал ни веры, ни Церкви, ни Бога. Но я  радовался оттого, что Господь открыл веру, и мне казалось, что Он открыл мне  веру под конец моей жизни. И когда я читал Евангелие, в котором говорилось о наемниках, которых нанял господин и в первый час, и в третий, и в шестой, и в девятый, и в одиннадцатый, и дал равную мзду пришедшим с первыми, я когда читал эти строчки, я плакал. Я думал: вот и меня Господь в 11й час призвал, что я всю молодость, юность свою неизвестно как прожил, а и мне - равную мзду с первыми… И лились от этого, слезы благодарности. И было так показано, что Господь МИ-ЛО-СЕРДЕН! И наш Господь не только Справедливый, но еще больше Милосердный. И никогда не надо иметь хульного  суждения о человеке, если только не было какой-то открытой хулы, секты, открытого гонения на Церковь, открытого публичного высказывания…. Конечно, все это откладывает отпечаток на жизнь человека. Но последних минут мы все равно не знаем и не можем сказать, что он был безбожник. Главный критерий: «был человек крещеный»? - Был. Ну и всё, мы и за него и молимся, и переживаем, и возносим свои молитвы, насколько это возможно. Долг любви к этому располагает. Так же, как врач: к какому-то пациенту относится с любовью, а к какому-то - с чувством долга. И мы тоже должны, если нет любви, то хотя бы должно оставаться чувство долга, нашей христианской с вами  обязанности  молитвы.

 

- Лет десять назад двое наших ученых - Виталий и Татьяна Тихоплав выпустили книгу «Великий переход» по этому вопросу - о переходе из этой жизни в ту. Вы знакомы с этой книгой? Как к ней относиться?

- Нет, не знаком.

Дело в том, что вообще-то все это тайна. Никто не может сказать ничего определенного, конкретного, потому что то, что нам открыто в Священном Писании и святыми отцами - это и может быть подлинным критерием отношения к теме перехода от этой жизни в вечность. И поэтому мы руководствуемся не человеческими трудами и писаниями не простых людей, а Священным Писанием и трудами  святых отцов. И когда уже в этом разобрались, тогда уже можем критически относиться к высказываниям тех или иных людей. Кстати, были и посмертные опыты переживания, клинические смерти, о которых тоже есть разные источники, многие говорят о том, что видели тоннель, свет, доброе существо, и прочее.

А некоторые подвижники говорили, что к этому надо относиться критически.  Епископ Игнатий об этом говорит: не надо строить иллюзий, что ответ держать никто не будет. Нет, есть такое выражение: а почему суд Страшный? А потому что справедливый.  Справедливый, но с милостью. И поэтому за слово, за мысль, за деяние человек будет давать отчет.

И скоро начало Великого поста, и мы будем читать часы, где Евангелие, где Господь отделил овец от козлищ, и главным критерием были дела милосердия. Подробно об этом не буду говорить. Будем в свое время слышать это и в церкви и в проповеди. Но критерием было человечность человека. Как он жил? Все, что сделано по отношению к людям, Христос принял на Свой счет. Злобу, немилосердие, невнимание - всё. А всё, что было сделано другому человеку  - помощь, благодеяние, забота, попечение, Господь воспринял так, как будто это было сделано Ему Самому.

А то, что не  всё будет замечено и оценено… Нет, конечно, оценка человеческой жизни будет. И поэтому жизнь-то наша из-за этого должна быть ОТ-ВЕТ-СТВЕННАЯ, как апостол Павел говорит: «Всем нам подобает явиться в судилище Христово, чтобы каждый воспринял с телом, что он сотворил - доброе или злое».

Вот поэтому святые отцы нас учат, что сейчас ни праведники не испытывают полноты радости, ни грешники не испытывают  полноты наказания. Почему? Потому что они сейчас в вечной жизни только душой, они там сейчас не с телом, и поэтому они только в предвкушении. Одни в радости, другие в печали. Потому что полнота жизни начнется после того, как опять тело соединится с душой. Это произойдет уже тогда, когда завершится история этого мира и начнется новая история, новой земли, нового неба, о которых говорит Апокалипсис, в которых правда живет. Когда, в конце концов, произойдет победа Бога над дьяволом - в конце истории этого нашего мира.

И какие-то есть такие неправильные взгляды на жизнь, когда люди страшатся прихода антихриста больше, чем прихода Христа. И как будто главный персонаж всей Библейско-Евангельской истории - это антихрист. Нет, конечно. Главный  персонаж, идея и главная встреча - это будет встреча со Христом. Антихрист - это вообще какое-то промежуточное явление в нашей жизни. И мы должны не его дожидаться, а встречи с Богом, с Иисусом Христом, которая реально начинается в этой жизни.

И, кстати, Господь так и говорит: «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет». Потому что они не идут к Свету, чтобы не обличались дела их. А тот, кто идет к свету и любит Бога, он идет к свету, чтобы явными были дела его, потому что они в Боге соделаны. И поэтому выбор между верой и неверием именно в этом и состоит.

А человек боится признать бытие Божие, потому что вслед за этим он должен признать свою неправоту, свою греховность. И человек отметает не то, что он не верит в Бога - он не хочет, чтобы Бог был. А почему? А тогда все дела его, вся жизнь его будут окрашены в определенный цвет. И многим людям было бы гораздо проще, чтобы Бога не было. Это было бы приятнее: ни за что не отвечать, не нести ответственность, делай, что хочешь, ешь, пей и веселись.

Но жизнь наша совершенно иная. Господь дает определенную свободу каждому из нас. Надо, чтобы каждый ей воспользовался в благих целях. Потому что если бы мы были

рождены и заточены, запрограммированы заранее на добро: всем любить, всем раздавать, всем бескорыстно поступать - тогда бы просто были бы какие-то роботы.

Иоанн Златоуст говорит: «Ни одна овца не будет увенчана за свою кротость, потому что она овца. А вот если волк сделается овцой (т.е. по своему внутреннему состоянию), он за это будет увенчан». И овца по своей природе такая, и волк по своей природе такой, а человек - нет. У него есть нравственный выбор и нравственная свобода. Он свободно любит и свободно ненавидит. И в этом-то и ценность. И ценность выбора веры, что Бог никого не принуждает Себя любить или ненавидеть. Для этого нет никакого  повода. А именно добровольный выбор веры, любви и правды, истины - это ценно в очах Божиих.

Кстати, вспомнил еще одно потрясающее выражение старца Паисия. Он говорил: «Будьте внимательны – подвижник, если ему скажут, что в раю все места заняты, больше там мест нет, то ответит: «А все равно буду жить как жил, все равно буду любить Бога, как любил,  исполнять заповеди как исполнял, потому что я это все делаю ради моего любимого Христа. Все награды потом». И мы все любим маму не из-за того что она дает конфеты, а потому, что она наша мама. Она бывает всякая, в разные периоды времени бывает и со строгостью, и с любовью. И Бога мы любим не из-за того, что мы можем что-то от Него получить, а просто любим из-за того, что Он есть, из-за того что Он Благ, что наш Отец, из-за того, что Он наш милующий Создатель.

Поэтому всем вам в конце нашей передачи от всей души желаю, чтобы мы жили этой радостной верой, чтобы мы чаяли Воскресение мертвых и жизни будущего века. Что все в наших руках, все зависит от нашего выбора между добром и злом, между верой и неверием, нечестием и благочестием. Благочестивой, святой, всерадостной праведной жизни с уверенностью в воскресении всех мертвых - всем вам желаю в эти святые дни, праздничные дни Рождества и Богоявления Господня. До новых встреч! Мир вам всем, дорогие  братья и сестры!

radonezh.ru


 

В сюжете: архимандрит Мелхиседек страдания жизнь смерть вопрос - ответ

 

Просмотров: 1 202
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

тел. 8-961-874-64-82 (НОВОСИБИРСК)
mail: sbornikdysha@mail.ru

тел. 8-985-038-60-98 (МОСКВА)
mail: podpiskadysha@mail.ru  

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru