ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (9)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 4-10-2016, 10:41

Источник информации

Рынок паломнических услуг. pravmir.ru

Проголосовать:
голосов: 1

Размышляет священник Евгений Дорофеев, клирик Покровского храма села Кудиново.

На пользу ли?

Священник Евгений Дорофеев

Священник Евгений Дорофеев

Паломничество в современной жизни — явление чрезвычайно популярное. Редкие поездки конца 1980-х переросли в огромный поток, который, в свою очередь, сформировал весьма востребованный рынок паломнических услуг. Как многие явления в сегодняшней церковной жизни, оно носит неоднозначный характер.

В любом серьезном деле важен не столько сам процесс, сколько цели и результат. Паломничество — не исключение. Если путешествие стимулирует личность на осмысление своей жизни, если человек привозит с собою что-то, что заставляет его еще более укрепиться в вере, тогда это прекрасно. Но если вечным путешествием подменяется духовная жизнь сама по себе, это никуда не годится. То есть паломничество как средство – это хорошо, а паломничество как цель – плохо.

Постоять в очереди

В теме паломничества имеются интересные нюансы. Вспомним, как недавно в нашу страну одну за одной везли святыни. И к каждой тянулось огромное количество страждущих. Люди самоотверженно выстаивали многочасовые очереди, выдерживали дневные и ночные стояния. Что об этом можно сказать? С одной стороны, прекрасно: потрудились телом, озарились душой. А с другой – не заменили ли самоистязанием в очереди искреннее покаяние?

Опять же, необходимо вспомнить уникальность христианства.

Какие бы святыни в виде чего угодно ни присутствовали «где-то там далеко», какие бы святые источники ни растекались по планете, мы с вами в нашем самом близком храме за каждой Литургией соприкасаемся с самой важной святыней – Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.

Да, как бы удивительно это ни звучало, в нашем «самом обыкновенном» храме, с «самым обыкновенным» батюшкой, происходит самое важное чудо из чудес – святая Евхаристия. И чудо под боком, и ехать никуда не надо!

«Профильная святыня»

Очень часто по совету близких и друзей человек едет к какой-то «профильной святыни». Вот прикоснешься именно к ней или искупаешься в таком-то источнике, сразу получишь то, что хотел!

Есть, например, источник — сразу восстанавливает здоровье, а вот то дерево— и супруга забеременеет. И действительно, (массовые случаи подтверждают) чудеса происходят! Но происходят они, безусловно, не потому что святыни «особенно заряжены» благодатью, у нас ведь не магия… Желания исполняются, потому что Всемилостивый Творец, сжалившись над нашей немощью и маловерием, по Своей великой милости дарует нам требуемые блага. Зная, что некий видимый образ необходим человеку для укрепления в вере, Святой Дух сходит на апостолов в виде зримых образов — огненных языков (были и еще причины, но наличие видимого образа — одна из них).

Про историю

В Ветхом и Новом Заветах мы имеем многочисленные свидетельства паломничеств. Так, святое семейство каждый год ходило в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2: 40-51). Это делали все благочестивые евреи Израиля и диаспоры. В раннем иудаизме паломничество было обязательно. Этому способствовала особенность иудейской религии, потому что богослужение, собственно, возможно было только в одном месте — в Иерусалимском Храме. В синагогах как такового полноценного богослужения не совершалось (и не совершается у иудеев до сих пор, вот почему они так хотят восстановить Храм). Законный жертвенник был только в Святом городе царя Давида, и израильтяне Северного Царства, и самаряне, имеющие другие святилища, гневно осуждались.

Кстати, поэтому возникает вопрос самарянки ко Христу о том, «где должно поклоняться?». И Христос удостоверяет правильность мнения иудеев о Иерусалимском храме: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Но к вышесказанному Христос добавляет: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (4:21). «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (4:22-24)».

То есть наступает новое время, когда Богу можно будет молиться и совершать службу в любом ином месте. И слова Христа подтверждаются тысячами церквей в православном мире, на всех континентах. Так паломничество из обязательного превращается в факультативное.

Безусловно, у христиан с ранних веков существовала значимость определенных мест, но эта значимость не имеет решающего значения ни в деле спасения, ни в богослужении Церкви. Так, Литургия и в Храме Гроба Господня, и в деревне Кукуево одна и та же. И значимость ее одна и та же: хоть Литургию совершает Святейший Патриарх, хоть только что рукоположенный священник. И там, и там Величайшая Святыня, и там, и там с нами Живой Господь. А что может быть еще более свято?

pravoslavie.ru

pravoslavie.ru

Отдых или паломничество?

Некоторые православные мучаются вопросом: «Что лучше — отдохнуть или съездить в паломничество?» Вопрос сродни: «Что лучше — кит или контрабас?» Бывает и паломничество такое, как на корабле, который плыл в Иерусалим вместе с Марией Египетской. А бывает достойный христианский отдых по средствам и интересу. Каждый решает для себя сам.

Спрашивают о каких-то особых видах паломничества, вроде пройти пешком 100 км до конкретного монастыря. Опять же, здесь необходимо разбираться в целях. Считать себя ангелоподобным существом после такого маршрута явно не стоит, но если человек стяжает из этого пути для себя духовную пользу, будет замечательно.

Можно отметить и еще ряд положительных или отрицательных моментов паломничества как явления: знакомства и интересные духовные встречи, открытия для себя иных форм и традиций православной жизни, соприкосновение с излишней коммерциализацией важных паломнических направлений.

В целом, подводя итог, можно сказать, что попадание в Небесный Иерусалим не связано с попаданием в Иерусалим земной. А закончить разговор о паломничестве я хотел бы словами величайшего старца конца XX века, всеми нами любимого отца Иоанна (Крестьянкина):

«Поезжайте с Богом по монастырям и по старцам, если это на пользу душе, ищущей спасения. Но на пользу ли?! И о спасении ли дума во взгляде на калейдоскоп жизни? Этот вопрос разрешите для себя сами. На пользу ли?»

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.


 

В сюжете: Священник Евгений Дорофеев паломничество

 

Просмотров: 1 244
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru