Помню, за пару месяцев перед сдачей госэкзаменов нам в институте устроили курсы дополнительной подготовки. Ну чтобы обновить и упорядочить знания, полученные за годы учебы. А заодно – объясняли, как наиболее правильно распределить для занятий оставшееся до экзаменов время. Как раз моя любимая преподавательница об этом говорила. И так у нее все это на словах складно получалось, такая прекрасная картина вырисовывалась в ее объяснении, что я не выдержал, и воскликнул:
— Ну елки же ты палки! Ну почему! Почему вместо вот такого – спокойного, обдуманного и размеренного труда, я всю жизнь – со школьной скамьи и до седых волос в бороде (а учиться я пошел, когда мне было уже крепко за сорок) любые задания выполняю ровно наоборот! Что в школе, что по работе, что здесь, в институте: сначала – да, решаю, что каждый день буду по два часа заниматься и к назначенному сроку все сделаю без спешки и нервотрепки. Но уже на следующий день, ближе к вечеру, вдруг понимаю с легкой тоской, что так у меня не получится. Потом, с каждым днем эта тоска становится все сильнее и безнадежней. Дело стоит мертво, как танк на пьедестале. И вот, наступает последняя ночь. Откладывать больше некуда, лимит на всякие «я подумаю об этом завтра» полностью исчерпан…
Здесь преподавательница, до этого молча и с интересом слушающая мой взволнованный монолог, вдруг спросила:
— И что же?
— В каком смысле? – не понял я.
— Вот наступает эта последняя ночь. И что же дальше? Вы снова ничего не делаете?
Я невесело усмехнулся:
— Ага, сейчас… Где бы я уже был, если бы не делал… Делаю, конечно, куда ж деваться…
Тогда преподавательница пожала плечами и сказала удивительные слова, которые я запомнил на всю оставшуюся жизнь:
— Если вы делаете к сроку все, что нужно, пускай и в последнюю ночь, то я не понимаю, что вас беспокоит? Значит, у вас такой стиль работы – делать все сразу. Вам так просто удобнее. Вот и всё.
Она сказала это, а я сидел, и ошеломленно прокручивал в мыслях всю свою жизнь. Получалось, что так и есть. Почти сорок лет я терзался своей неспособностью к организованной работе. И все эти годы нормально эту работу выполнял, пускай и не в том графике, который виделся мне как идеальный. Спрашивается – ради чего я столько лет трепал себе нервы?
Сейчас я уже нашел ответ на этот вопрос. Дело в том, что менять себя человек, безусловно, способен. Но все же далеко не во всем. Эта мысль, в общем-то, лежит на поверхности, хотя увидеть и примерить ее к себе бывает очень непросто. Даже вЕвангелии Христос упоминает невозможность одного из таких изменений:Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
Человек не может произвольно увеличить свой рост, как бы ни старался. Но ведь есть и другие, столь же устойчивые характеристики, которые также невозможно изменить. С ними просто нужно научиться жить, понять и принять, что ты – именно такой, а не какой-то еще. И менять в себе лишь то, что возможно и необходимо, а не пытаться перекроить собственную природу. Чтобы не быть голословным, приведу здесь две цитаты.
Вот что говорит Амвросий Оптинский: «Преподобный Макарий Египетский пишет в беседах своих, что и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих — сурового и мягкого: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать».
А вот — слова игумена Никона (Воробьева): «Возникают мысли: если бы можно было снова начать жить, то я уж не сделал бы многих ошибок. Это совсем не верно. Как в зерне яблони заключена вся яблоня в потенции, а не осина, так и каждая индивидуальность есть нечто неизменяемое в своей сущности. Можно и должно менять внешнюю эмпирическую, ветхую сторону на новую по заповедям евангельским.»
Эти простые и ясные слова игумена Никона мне особенно легли на сердце. Ведь именно здесь и возникают у многих людей проблемы, вызывающие ощущение непробиваемой стены. Все понимают, что изменять себя — можно, нужно и должно. Вопрос лишь — что в себе изменять и в какую сторону.
Взять хотя бы такую важную характеристику человека, как темперамент. Ежели ты попытаешься из холерика-экстраверта превратить себя усилием воли в нелюдимого флегматика, то все твои труды на этом поприще окажутся напрасными. Потому что темперамент как раз и есть — та самая, неизменная часть твоей индивидуальности, о которой пишет игумен Никон.
А вот, к примеру, будучи тем же холериком, при каждой вспышке твоего бурного темперамента научиться не орать на жену и детей — вполне возможное дело. И даже необходимое. Если, конечно, ты считаешь себя христианином.
На заставке фрагмент фото Leonardo Romero