ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (9)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Православная духовность / Мир и Православие | 13-12-2013, 10:37

Источник информации

Есть речь, облеченная смертью…

Проголосовать:
голосов: 1

Эта статья была представлена на заседании одной из подсекций ХХ Международных Рождественских чтений и получила горячее одобрение слушателей.

«Сеятель слово сеет» Марк 4.14

Как известно, Господь использовал лишь исключительно Слово и ничего, кроме Него, чтобы создать всё многообразие мира видимого и невидимого: вселенную и человека в ней. То есть, Божественное Слово обладает величайшей мощью, оно есть совершенно особый, уникальный инструмент творения.

Человек создан по образу и подобию своего Творца. Наша речь – дар Божий, в котором Он предоставил нам частицу своих сил и способностей. Поэтому исходящее из наших уст слово также обладает большой силой. Потенциально оно может буквально всё. Однако, своим невежеством человек не только порой низводит эту силу до полного бессилия, но очень часто превращает свою речь в орудие разрушения и собственной погибели. Давайте посмотрим, как и почему это происходит.

Сначала приведу некоторые моменты на эту тему из Священного Писания. Так, святой апостол Иаков сравнивает орган человеческий речи – язык с огнем, который, даже будучи очень маленьким, может зажечь очень много вещества. Апостол говорит, что наш язык, хоть и небольшой орган, но многое делает и «…в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Язык -) …это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3.5-12).

Речь – это не просто сочетание каких-то звуков, отражающих наше состояние и движение мысли. Речь есть выражение содержания самой сути человека - его души или сердца. В Священном Писании говорится: «…исходящее из уст - из сердца исходит» (Матф.15.18).

Таким образом, человеческий язык – это своеобразный «генератор» энергий: энергий нашего сердца и души. Причем, это такой «генератор», который может работать только в двух режимах: либо созидательном, либо разрушительном, - производя либо сладкую, либо горько-соленую воду. Таково сокровенное значение нашей речи, каждого нашего слова: в них мы  либо созидаем, либо разрушаем; либо исцеляем, либо убиваем; либо осуждаемся, либо оправдываемся.

В Послании к Ефесянам святой апостол Павел говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (4.29).

Взглянув на современную жизнь практически любого «обычного» человека, можно заметить, как часто его речь состоит, в «лучшем» случае, из пусто- или празднословия. А в худшем случае она ещё дополнительно нагружается многообразными иными разрушительными включениями. К ним относятся слова и выражения осуждения, ругани, лести, явного обмана и скрытого лукавства, дерзости, прекословия, непослушания, злобы, ненависти, раздражения, агрессии, вражды, самооправдания, клеветы, хвастовства, кощунства, самокрасования, ханжества, насмешки, сарказма, иронии, предательства, ожесточения, издевательства, презрения, высокомерия, обиды, неприятия, зависти, гордыни, самоволия, пустых обещаний, неисполненных обязательств, холодного расчета, неверия, недоверия, подозрения, жестокости, бесчувствия, равнодушия, безразличия, эгоизма…

Все подобные «несовершенства» нашей речи имеют одну природу - это разновидности нелюбви, злословия или просто зла, то есть самых страшных и мощных смертоносных действий, которые только могут быть в нашем мире. В Православии всё это однозначно относится к области греховных действий человека.

 

К сожалению, очень редко человеческое сердце и уста, наше слово и язык являют собой источник действительно благой речи или, как сказано в Писании, «сладкой воды», а худшие случаи становятся нашим повседневным явлением, и чаще всего человек изливает из себя потоки «соленой» или «горькой воды». Даже наши обычные повседневные мысли и слова в большинстве своём пусты, суетны и бессодержательны. Поэтому и упомянутые ранее «празднословие» и «пустословие» также являют собой не что иное, как разновидности разрушительных проявлений человека. Ещё в ветхозаветном обществе было замечено: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сир. 19,6).

Каждый может сам продолжить вышеприведенный перечень, соразмерить по нему свою жизнь и найти в ней те патогенные корни, которые необходимо выкорчевать.

Аккумулятором и тяжким «венцом» многих безобразных явлений не только в разговорной речи, но и всей жизни человека стало сквернословие или нецензурная брань, являющиеся наследием темного языческого прошлого.

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится: ««Есть речь, облеченная смертью… Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова. …Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится» (23.14-19).

Несколько лет назад на страницах одного православного календаря я прочитал: «Сквернословие как массовое явление присуще нашему времени - периоду умножившегося наступления сил тьмы на души людей. Матерная брань - это открытое проявление ада в человеке. С незапамятных времён матерщина в русском народе называется сквернословием. Словарь В.И. Даля - результат глубокого исследования живого народного русского языка, - даёт нам такое определение этого слова: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное». Вот куда мы погрузились, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Грех сквернословия был осуждён и на специальных церковных соборах, например, правило 71 Карфагенского Собора гласит: «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Употребляющий нецензурные слова человек, прежде всего, бесславит матерей, хамски ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рождён и воспитан матерью».

Речь человека прямо отражает его внутреннее состояние: богатство или нищету его души, верность или извращенность чувств и мыслей, правильное или ложное мировосприятие. Об этом ясно сказано в Священном Писании: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6.45). Брань человека нам откровенно демонстрирует – какая грязь находится у него в душе! «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7.21-23). В сердце сквернослова – зло, мрак и невежество. Бедное сердце – и уста бедные.

«…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф. 12.36).

Действие Слова Божия не прекратилось. Оно звучит, материализуется и поддерживает жизнь в нас, в природе, во всём творении. Поэтому и каждое наше слово имеет тенденцию к овеществлению.

В целом любые движения, возникающие в человеческой душе – действие, мысль, чувство, намерение, воля, слова, - имеют склонность к материализации. Это – закон творения и нашего бытия. Позитивное, доброе слово дает благой результат; негативное, злое - губительный. Любое семя имеет свойство давать всходы, особенно сорное, которое прорастает быстрее и пышнее, ибо разрушать и паразитировать всегда легче, а созидать и восстанавливать - труднее. Но, что посеет человек, то и пожнет, и при этом он порой даже не сознаёт, что своим сквернословием льёт обильные потоки «горьких вод» на мельницу своих же собственных страданий и проблем! «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс. 7.15-17).

Незаметно, но неуклонно материализуются в этом мире и в нашей жизни не только наши произнесенные слова, но и не высказанные, вроде бы никому не ведомые затаенные мысли и чувства. «Даже и в мыслях твоих не злословь…, и в спальной комнате твоей не злословь…; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою» (Еккл. 10.20). Изреченное исполняется быстрее, так как само озвучивание есть уже часть овеществления: это - воплощение в звук. Вспомним, как часто человек жалеет о чем-то ранее горячо произнесенном или «сказанном в сердцах».

Вследствие этого многое в нашей действительности разворачивается перед нами и в нас несвязными, маловразумительными, неустойчивыми, малополезными, болезненными, разрушительными и смертоносными сюжетами.

Таким образом, любая неправда, неискренность, фальшь в человеческих взаимоотношениях порождает болезни и проблемы. Они накапливаются, развиваются и умножаются незаметно, но избавиться от них невозможно ничем – никакими деньгами, экстрасенсами или магами, - до тех пор, пока человек не искоренит всякую ложь в своем сердце. Ложь как перед своими близкими, так и перед самим собой. Особо советуют обратить внимание на ложь перед собой, ибо она есть измена своему предназначению, своей душе, духу и их жизненным задачам. Это - внутренняя искаженность, которая является причиной всей остальной неправды, разочарований и блуждания во всей жизни. Ложь может быть даже в молчании и бездействии. Не будет её в сердце – не будет и на устах.

«Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» Притч. 21.23

Сквернословие анестезирующе-прилипчиво-вязко обволакивает душу, его действие подобно радиации – оно невидимо, исподволь уничтожает всё живое в пределах своего достижения. В целом каждое «гнилое» слово как артиллерийский снаряд грубо разрушает, разрывает окружающее пространство, а бранные и, особенно, нецензурные слова убивают частицы жизни и света в пространстве далеко вокруг произносящего их человека. Он ходит словно в невидимом чёрном облаке, распространяя вокруг себя тяжелые эманации нелюбви и зла, которые в свою очередь способствуют дальнейшему расширению дисгармонии и ведут к погибели всего, чего они достигают. Словом можно убить, недаром сказано, что «злые языки страшнее пистолета».

Сквернослов поганит и извращает данный ему Высший дар Творца – дар речи. Этот инструмент творения, созидания и исцеления он использует для разрушения, ставя его на службу богопротивным силам. В награду за это лукавые духи защищают сквернослова от пагубных последствий его брани.

В результате мы часто наблюдаем, что когда кто-либо использует нецензурные выражения и, в особенности, срамную брань, то ничего плохого с ним вроде бы и не случается: он сильно не болеет, у него лично не происходит больших неприятностей и даже живёт он (внешне) вполне благополучно, иногда много лучше других.

Однако незнание закона не освобождает от ответственности, и через некоторое время со сквернословом или в тесно соприкасающемся с ним окружении обязательно происходят неприятности. Сквернословие обладает свойством заразных заболеваний и активно проникает в невежественные и неустойчивые сознания, особенно молодежи, производя в душах людей отравляющее и разлагающее действие. Медицинского или социального лекарства от него не существует. Поэтому близкие сквернослова - в первую очередь, дети и женщины, - увядают скрыто, медленно, но неотвратимо. Причем, не имеет значения: произнес он бранные слова в их присутствии или отсутствии, - негативное влияние всё равно на них отразится.

Первая, более или менее явная волна последствий сквернословия - это импотенция и бесплодие, патологическая беременность и роды, рождение больных детей и инвалидов, слабоумие, неадекватная психика, непослушание, строптивость, вседозволенность, разгул, пьянство, наркомания, потеря нормальной сексуальной ориентации, деградация и полная, как теперь говорят, «отмороженность» всех человеческих свойств и черт личности.

Кстати, чем больше мужчина ругается матом, тем больше у него шансов стать импотентом. И никакая Виагра не поможет! А если же сквернословят женщины - а среди них эта напасть сейчас распространена чрезвычайно широко, - то вред от этого для их души и тела оказывается неизмеримо большим, чем у мужчин. Это вполне объяснимо большей ранимостью женской души. Есть даже мнение, что у женщин, ругающихся матом, со временем начинают расти усы и борода. Можно было бы, конечно, над таким мнением посмеяться…, однако общеизвестным является факт, что у таких женщин очень явно огрубляется их характер и манеры поведения, а ведь это более присуще мужчинам. Так почему бы не усилиться волосатости на женских лицах?! Это ничуть не противоречит психосоматическим соответствиям состояния тела состоянию сознания.

Следствиями неуклонного снижения культуры речи и распространения сквернословия в нашей стране также являются всё возрастающие логопедические проблемы у детей детсадовского возраста, трудности общения в молодежных коллективах, проблемы взаимопонимания «отцов и детей» и общее падение грамотности населения.

Разрастание всех этих проблем в современном обществе неопровержимо подтверждает сказанное. Образуется расширяющийся порочный круг: сквернословие увеличивает безнравственность, преступления и неустройства, а те, в свою очередь, взращивают ещё большее сквернословие.

Таким образом, сквернослов обрекает на жестокие болезни самого себя, своих детей и внуков во многих последующих поколениях. Он убивает жизнь и будущее. Его род имеет тенденцию к вырождению и вымиранию. А его личное «благополучие», как правило, весьма относительно (ибо о каком благополучии тут можно говорить, если внутренность гнилая?) и только до поры до времени.

Сквернословие – это оружие с двойным действием. Первым действием, как я уже отметил, разрушается жизнь других; и одновременным вторым действием - повреждается и анестезируется разум и совесть самих сквернословов (помните сказанное в псалме: «злодейство его упадет на его темя»?). От сердечной грязи и невежества искажается рассудок человека, извращается его мировосприятие и образ жизни. Он становится неспособным отличить добро от зла, давать верную оценку своим делам и различать производимый им вред. Это вторая, уже далеко не такая явная для самого человека волна последствий его сквернословия.

Эта неразборчивость приводит к тому, что сквернословы создают собственную систему нравственных ценностей и свою мораль, которая вполне оправдывает их злоречие, совершенно недопустимое с точки зрения истинной нравственности.

Истинная нравственность представляет собой врожденное естественное внутреннее качество человеческой души, основанное на вечных и неизменных Божественных заповедях. Главной её составляющей является способность различения добра и зла, света и тьмы. Совершенная нравственность – родная сестра святости. Нравственность для души – это то же самое, что кожа или защитная броня для тела. Верующий человек стремится сознательно соблюдать нравственные установления.

Без Бога нравственность превращается в выгодную для человека мораль – набор внешних, порождаемых окружающим обществом норм и правил поведения людей. Мораль обычно призвана обеспечить интересы правящей социальной группы, это лёгкая одёжка, которую свободно меняют на потребу дня. Это оскопленная нравственность или, проще говоря, безнравственность. Здоровая нравственность превыше всяческой морали.

Нравственность можно возродить путем воссоединения союза с Богом. Мораль в Нём не нуждается совсем или использует Его Имя на свою потребу.

Нравственность – от Бога; мораль – от... Надеюсь, вы понимаете, от кого.

«…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» Мтф. 12.37

Есть сквернословы, которые причисляют себя к людям культурным и интеллигентным, но это так только в их собственной системе ценностей; на самом деле они ни в коей мере ими не являются.

Создавая свою, оправдывающую их мораль, сквернословы всеми силами стараются доказать возможность и даже необходимость присутствия нецензурных слов в нашем повседневном лексиконе. В действительности всё дело в том, что они просто не в силах отказаться от своей пагубной привычки к брани. Этот грех сросся с ними как панцирь с телом черепахи, просто так сбросить невозможно. Вот они и вынуждены защищать свою позицию, что, дескать, сквернословие – это якобы «исконное культурное наследие русского народа и обязательная принадлежность интеллигентного человека». Вздор! Повреждены разум и совесть, не в силах отказаться, вот и самооправдываются.

Через подобных «культурных» и «интеллигентных» людей сквернословие ныне бойко внедряется в современную литературу, театр и кино, телевидение и радио, средства массовой информации как новые ценности и передовые взгляды современной культуры. Однако, умножаемые современными информационными технологиями эти «ценности» на деле ведут лишь к всё возрастающему духовному и социальному разложению и утрате национальной самобытности российского сообщества. Здесь также существует порочный круг: одно негативно влияет на другое, возбуждая ответную волну упадка.

Ну, как тут не вспомнить о цензуре! Даже откровенно богоборческая советская власть понимала всю пагубность сквернословия. Жаль, что нравственная цензура отсутствует сейчас в нашей культурной жизни! Тайный и властный контроль, цензура политическая и коммерческая за ними существуют, а нравственного надзора – нет. Нынешним властям и коммерсантам глубоко наплевать на усиливающееся духовное растление народа, ибо в большинстве своём они сами глубоко развращены.

Современному, действительно культурному и, если хотите, интеллигентному человеку сквернословие совершенно не требуется. Он не нуждается в нецензурных словах ни для выражения своих чувств или мыслей, ни для укрепления сил, ни для поддержки каких-либо действий.

Среди православных нет людей, употребляющих скверные слова. Благодать Божия наполняет все их поступки всеми необходимыми для жизни качествами: добротой, любовью, вниманием, нежностью, влиянием, силой, проникновением, щедростью, состраданием, прощением, пониманием, милостью, теплотой, благожелательностью, творчеством, созиданием… Да ему в голову не придёт никакое дурное слово! Истинная суть культурного человека – в причастии к Духу Божию! Если же вы видите, что некто называет себя православным, но при этом ругается матом, то знайте, что никакой он не православный, а лишь играет эту роль ради личной выгоды.

«…кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1 Пет. 3.10)

Теперь о главном вреде сквернословия.

В сквернословии часто соединяются - скрыто или откровенно, - брань против людей с бранью на Самого Господа, поруганием Божией Матери и хулой на Святого Духа.

От невидимого тлетворного действия брани в человеке утрачивается образ и подобие Божие, блекнет сияние души, извращаются чувства и мировосприятие, угасает разум, радость и жизнь, и наоборот - расцветает и разрастается всё болезненное. Человек ещё больше удаляется от Бога.

 

В связи с этим должно быть ясно, кому служат те лица, которые заявляют, что мат не только допустим, но и чуть ли не является обязательной принадлежностью современного человека, признаком его высокой культуры и духовности.

Здесь необходимо вкратце дать более подробные пояснения.

Духовность бывает двоякая: действительно глубокая, высокая, светлая, благочестивая, истинная – божественная; и псевдовысокая, невежественная, темная, злая, демоническая, адская, то есть, на самом деле весьма низкая - бесовская. Сатана тоже духовен, но бессердечен.

Главное отличие этих видов духовности друг от друга состоит в том, что истинная духовность не только красива, но жизнеутверждающа и созидательна, а бесовская духовность всегда ложна и разрушительна и воспринимается как нечто подлинное и возвышенное только извращенным сознанием. Бесовская духовность может быть огромна, но она сродни всепожирающей черной дыре. Истинная, божественная духовность подобна всесогревающему, всеосвещающему жизненесущему солнцу.

Поэтому, когда человек говорит, что, несмотря на сквернословие, его речь, поэзия, литературные произведения (ну, и конечно, он сам, любимый) являются высокодуховными, то надо знать, что его «духовность» а вместе с ней и его произведения - дьявольские, разрушительные. Сквернословы везде – на работе, в быту, семье, обществе, бизнесе, политике, искусстве, социуме… - являются носителями и возбудителями зла, обмана, брожения, порабощения, разрушения, хаоса, регрессии, распада, смерти.

В разные периоды жизни человек бывает носителем либо того, либо иного вида духовности. Нейтральных положений не может быть. Всякая нейтральная, всеядная, независимая, «свободная», всеприемлющая или, как ныне модно говорить, толерантная духовность есть невежество - духовность злая, адская, только накинувшая маску света и благодати.)

Таким образом, сквернословие – это отсечение себя от Бога, от Источника жизни, всех своих сил и способностей и всех благ. Брань - это верный признак того, что душа человека находится под влиянием темных сил на пути погибели. Это разрушение пространства, времени, своего триединого существа, своих близких и всего того, что оказывается рядом. Это дорога к болезням, страданиям и проблемам. Это врата тьмы и гибели души - сквернословие перекрывает её путь к бессмертию: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6.9-10), - но поврежденный злоречием разум этого не понимает.

Утрата культуры речи есть один из признаков вырождения нации. Таким же однозначным, как пьянство, наркомания и гомосексуализм. Подобно им сквернословие трудноизлечимо, так как активно поддерживается тёмными силами. Оно порождено невежеством, атеизмом и духовно-религиозным блудом.

Как я уже отметил, медицинских лекарств от сквернословия не существует. Избавиться от него можно лишь в глубоком покаянии при помощи Божией в православном бытии. Переход от невежества к благочестию осуществляется через обретение веры, через воцерковление, через таинство покаяния – через перемену ума, сознания, всего образа жизни. Иного способа стать поистине культурным и интеллигентным человеком не существует.

Многое здесь зависит от самого человека и, в частности, от того, как он использует свою речь в повседневной жизни. «От плода уст своих человек вкусит добро» (Пр. 13,2). Если человек хочет благополучия, он должен бережно относиться к каждому своему действию и проявлению: делом, словом, мыслями или чувствами. Всё это является разновидностями единого Слова. Вот почему сказано: «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис. 33,15-16).

Дар речи – это дар способности достичь богоподобия, быть богом по благодати. Бог – Сам Истина и говорит Истину. То же самое заповедано и нам.

Завершу эту статью ещё несколькими, подходящими к случаю душеполезными апостольскими наставлениями:

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. …Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4,25-32).

«…будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1 Пет. 3,8-13).

Итак, «Слово ваше да будет всегда с благодатию…» (Кол. 4.6)

Виктор Ларкин

radonezh.ru

 


 

В сюжете: слово

 

Просмотров: 1 468
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru