ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 16-03-2017, 09:29

Источник информации

Печать апостольства в нашей жизни. radonezh.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Сергей Комаров

 

Сергей Комаров

В Символе веры мы поем: верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Эти четыре характеристики - единство, святость, соборность и апостоличность* - обязательные качества истинной Церкви. Хотелось бы поговорить о нашем восприятии четвертого свойства Церкви – почему она называется апостольской и что это значит для нашей христианской жизни.

Прежде всего, необходимо отметить, что именем «апостол» в Писании обозначается не только ученик Иисуса Христа. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в послании к Евреям написано: уразумейте Посланника и Первосвященника исповеданиянашегоИисуса Христа (Евр.3,1). Слово Посланник является переводом с греческого апостолос, что в других местах Писания переводится на русский как апостол. Также, служение Христа Библия называет апостольством. В послании к Галатам написано: когда пришла полнота времениБог послал Сына Своего [Единородного] (Гал.4,4).Послал - по-гречески эксапестилен - образуется от того же корня, что и слово апостол. Таким образом, Христос является, если можно так  выразиться, Апостолом Бога-Отца.

Христово апостольство несет на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идитенаучите все народы,крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19).

 Это очень важный момент. Великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам - но всей вообще Церкви, и касается всех христиан. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископате и священстве, то церковная история не знала бы лика святых равноапостольных мирян. В наших святцах не было бы имен равноапостольной Феклы, святой Нины Грузинской, великого князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не носили священного сана, но благодаря их деятельности целые народы стали христианскими. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении - он хоть и принял священный сан, но уже после того, как в связи с его миссионерским подвигом христианство стало официальной религией Армении.

Конечно, это не значит, что мы должны бежать на улицу с Библией в руках и бросаться на прохожих. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно просто осознать то, что к проповеди призвана вся Церковь, а не только клир. Как это призвание будет исполняться в жизни конкретного верующего, вопрос уже отдельный.

Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее, такое название она носит по своему основанию. Апостол Павел писал, что Церковь утверждена на основании Апостолов и пророков (Еф.2,20). Это значит, что святые апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Именно апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями для других Поместных Церквей.

Церковь называется апостольской также потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через таинства, и проповедуется правильное учение о домостроительстве нашего спасения. После Крестной Жертвы Христа, что еще нужно человеку для спасения? Покаяние, правильная вера и благодать Божия. Приходит человек в Церковь, и слышит слова истины. Приходит, и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дает человеку то, что никто и ничто не даст: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.

Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, и наличию в ней апостольского Предания.

К чему все это говорится? Кажется, вышеперечисленные истины должны расположить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жития. Однако в нашей церковной жизни есть существенная проблема в переживании апостоличности своей веры.

Например, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Евангелие еще как-то на слуху, но с Апостолом все очень плохо. Затем, в нашем церковном благочестии отсутствует посыл к частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы только «официально» соглашаемся, что они – самые великие святые. На деле же мы гораздо более молимся свв.Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас своими, родными – хотя бы такими, как блаженная Матрона. Обратите внимание, сколько людей стоит в храме на богослужении в честь святителя Николая, и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на празднике евангелиста Матфея. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару - но если сравнить наше отношение к ним и святым апостолам, ясно высветится ущербность нашего апостольско-миссионерского сознания.

Это наша немаловажная проблема, касающаяся осознания себя как Церкви апостольской. Апостольство Церкви - это не просто слова, но мировоззрение и дух жизни. Один из современных богословов сказал, что христианин - это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть направление ее существования. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане:  Стена городаимеет двенадцать основанийи на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Отк.21,14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, для кого апостолы есть отцы веры и образцы для подражания. Подражайте мне, как я Христу(1Кор.4,16) – говорит всем нам апостол Павел.

А еще Павел писал: Если для других я не Апостолто для вас Апостолибо печатьмоего апостольства - вы в Господе (1Кор.9,2). Если мы считаем себя учениками апостолов, значит мы должны иметь в своей жизни печать апостольства – горячую любовь ко Христу, подражание его ученикам, и проповедь своей веры словом и делом. Только тогда наше христианство обретет первозданную красоту; только тогда отточенные формулировки Символа веры оживут в нашем сердце и станут для нас реальностью, а не просто знакомым текстом, звучащим на каждой Литургии.

*Термин В.Н.Лосского. См.: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/#0_10

Все статьи

Другие статьи автора


 

В сюжете: Сергей Комаров апостольство Церковь Христос

 

Просмотров: 1 144
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru