ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (9)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Православная духовность / Мир и Православие | 26-04-2018, 13:54

Источник информации

РАЗМЫШЛЯЯ О СМЕХЕ И РАДОСТИ. pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Владимир Басенков

Глупый в смехе возвышает голос свой (Сир. 21, 23).

«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась» Святитель Иоанн Златоуст, Том 12, часть 1, беседа 15.








Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать»


Посидеть, пошутить, посмеяться – это ли не один самых излюбленных, простых и «бюджетных» видов досуга и снятия стресса для среднего гражданина России? Остроты и смех разряжают обстановку, располагают к себе, делают весельчака «своим» в коллективе. Без шуток и раскатов громкого хохота некоторые люди не представляют своей жизни. Кого-то излишне спокойная реакция на очередную шутку, особенно известную, показанную с экрана смартфона, даже оскорбляет. Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать».

Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что смех бывает «светлый и темный». Определить, какой из этих типов смеха захлестывает вас, владыка предлагает, прислушавшись к внутренним ощущениям. Если нет легкой радости – значит, неизбежно будет чувствоваться какая-то тяжесть. Хороший, добрый смех, тонкое чувство юмора и добрую улыбку сегодня встретишь нечасто. Как правило, объектом шутки становится человек или его недостатки, неудача, даже грустное событие. Кого-то удивляет, что в комментариях под трагической новостью не всегда можно встретить слова соболезнования? Осуждения, обвинения и даже шутки по поводу чужого горя!

Отказ от беспричинного веселья может заклеймить вас как человека асоциального

В бездне Интернета дурной юмор давно занял свою нишу. Здесь можно встретить целые сообщества смеющихся циников. Надо сказать, что отказ от смеха и беспричинного веселья, принятых в «веселящемся обществе», может заклеймить вас как человека асоциального. Знакомы ли нам, христианам, ситуации, когда мы оказывались в обществе людей, взахлеб смеющихся, а нам в это время в душе было очень грустно? Архиепископ Иоанн был точен в категоричном определении «света и тьмы» в отношении смеха. Часто нам просто навязывают модель постоянного смеха, необходимости смеяться над ближним, его недостатками и неудачами. За смехом может скрываться легион человеческих пороков: ненависть, гнев, уныние, зависть, праздность, блуд…

Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в зануду?

Диагнозы миру выставлены очень давно, и, несмотря на прогресс, нового перечня грехов не возникает – изощренностью пестрят только формы. Признаем: «темный» смех и сегодня наполняет общество. Как быть христианину, не обольститься и сделать в отношении этого правильные выводы? Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в сноба и зануду?

Со страниц Священного Писания Господь напоминает нам: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете (Лк. 6, 25). Евангельская проповедь начинается призывом к покаянию, а одна из заповедей блаженства сообщает: Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). На этом контрасте довольно хорошо показано отношение христианства к перманентной «смехопанораме» общества. Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог. В противном случае наше стремление к смехотворству – лишь пустая праздность. В лучшем случае.

Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог

Конечно же, шуткой всегда можно ободрить человека. Мы можем улыбнуться после богослужения, искренне обрадоваться встрече, торжеству. Да, духовная радость видна на лице, ее сопровождает полуулыбка. Но в таком состоянии человек не стремится к смеху и штукам. Он чувствует Бога, радуется о Господе – чего еще нужно?

Наш приход служит «старым» чином и входит в число единоверческих приходов Русской Православной Церкви. Священник приезжает не так часто. Насладиться красотой ангелоподобного пения в исполнении мастеров также удается редко. На последней Божественной литургии с уст прихожан не сходила улыбка! Еще бы: мы могли сподобиться Святых Таин, в храме много детей, солнечный свет перемежался с духовным в нашем маленьком и уютном храме… Мы не смеялись. Но наши улыбки были искренними и глубокими. В такие моменты мне кажется, что у человека улыбается душа.

Улыбается ли она во время безумного хохота от пошлой шутки? Душа в эти моменты скорее скорбит. Мы забываем, что смех стал оружием против всего здорового в мире и воротами для всего нездорового. Хочешь обесценить святыню в глазах отдельно взятого человека? Сделай это предметом насмешек. Кажется, советская власть именно так и поступала в отношении верующих: «А, дурачки какие-то! Давайте над ними смеяться, глумиться, делать смешные плакаты и сочинять анекдоты». Эта закваска никуда не ушла из нашего общества и по сей день. Хочешь, чтобы нарушение табу вошло в жизнь как обычное явление? Начни над ним подшучивать. В один миг то, что вчера считалось совершенно неприличным даже для обсуждения, сегодня становится предметом насмешек, завтра – обычным явлением, а послезавтра – объектом защиты чьих-либо «прав». Примеры из деятельности известных меньшинств будут излишними.

Главным образцом для подражания на нашем пути к обожению является Христос. Давайте зададимся вопросом: смеялся ли Он? Как говорит нам Иоанн Златоуст и ссылавшиеся на него книжники Древней Руси, нет: «Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел». Сегодня с этим пытаются спорить, но против авторитета одного из вселенских учителей тяжело что-то возразить. Неужели мерность духа, тихую радость, к которой мы стремимся, возможно поддержать или сохранить с помощью эмоционального взрыва, которым является смех? Вряд ли. А вот искренняя улыбка, широкая, играющая светом на лице, являет собой подлинную радость, заряжает, дает надежду.

Смехотворство для человека постмодерна стало наркотиком. Он упивается им, чтобы избавить себя от непрекращающихся тяжелых мук нераскаянной души. Этот алкоголь смеха играет абсолютно разными оттенками. Человек ищет его, ведь прекрати смеяться – вернутся тяжелые мысли, наступит уныние… Но у христиан-то есть способ не унывать: радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить. Попросить Бога в моменты скорби поддержать – неужели Он откажет? Открыть грехи на Исповеди, причаститься Святых Таин. Вот она, наша христианская радость! Она напрямую зависит от Бога. Скажу банальность, но кто не замечал, что подлинное воодушевление и восторг приходят от общения с братьями и сестрами во Христе, от молитвы и чтения душеполезных книг, от совершения дел милосердия?

Мы видим, что в устах Бога смех носит характер презрения: За то и Я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (Притч. 1, 26). «Ад всесмехливый» из канона на Пятидесятницу символизирует поражение и осмеяние зла. Христос победил смерть, сошел во ад и спас людей. И посмеялся над отцом лжи. Прежде дьявол смеялся над людьми, над их падением. А первым известным ветхозаветным «шутником» можно считать насмехавшегося над престарелым отцом Хама.

Смехом радости в подлинном смысле можно назвать детский смех. Дети умеют радоваться самым простым вещам, на которые мы, взрослые, смотрим порой с полным равнодушием. Вот уж у кого стоит поучиться истинной радости! Их смех не осуждает, не гневается… Он полон любви ко всему окружающему миру. Да и Спаситель ясно сказал всем нам: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф. 18, 3).

Закончить статью хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистой... Будем же радоваться той радостью, будем стараться ее получить; а получить ее возможно, избирая не приятное, но полезное, и даже испытывая некую скорбь добровольно. Таким образом мы сможем сподобиться Царствия Небесного».

Владимир Басенков
 

В сюжете: Владимир Басенков смех радость

 

Просмотров: 1 017
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru