«Тело и Кровь Христовы – это страшная и одновременно спасительная святыня. Если человек недостойно подходит к Чаше, то он может причаститься себе во вред. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11:29–31). Поэтому мы должны соделать из себя сосуды Божии, максимально по нашим силам очистив свои тело и душу для того, чтобы принять Тело и Кровь Христову. Это очищение, как правило, должно длиться несколько дней. В православной аскетической литературе оно называется говением». (Иерей Сергий Чиженко)
С этими словами не поспоришь.
Дальше в Церковной среде начинается разномыслие. «Вычитывать» каноны, или молиться от всего ума и сердца своими словами? Сколько молиться и какие молитвословия использовать? Сколько дней и как поститься, и сколько вообще дней готовиться перед причастием? Можно ли причащаться на Пасху без поста? Мнений на эти темы множество и к какому — то одному прийти видимо не представляется возможным. А может это и не нужно?...Начнем пожалуй с официального Церковного документа. Так как всегда, почти во всех своих заметках я напоминаю, что необходимо слушать соборное учение Церкви, а не отдельных людей.
Документ называется «Об участии верных в евхаристии» и есть на всех официальных православных сайтах. Конечно же, здесь нет возможности приводить его весь. Но несколько ключевых цитат из этого документа, которые могут положить конец всяким спорам, приведу.Итак: «Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.
Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния...Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред...
Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения)...
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника...
Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30)...
Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка».
А теперь обобщим. Документ прекрасный. И в нем все понятно разъяснено. Что именно? То, что главное в духовной жизни — это не формальное исполнение каких — то правил, а соединение со Христом. А значит научение любви. Все остальное, как пост, молитва, исповедь, причастие, количество, продолжительность и другая конкретизация, должны определятся ИНДИВИДУАЛЬНО, в зависимости от состояния человека, его особенностей, по совету с духовником. Если такового нет, значит необходимо советоваться с опытными, образованными прихожанами и священниками, которые не предлагают что — то вычитывать и делать в обязательном порядке (от таких нужно удаляться), а советуют с любовью и аргументацией. А так же необходимо самим изучать традиции и каноны Церкви. Что особенно важно понять, об этом тоже часто пишу, в личной духовной жизни нет и не может быть одинаковых для всех и обязательных правил. В документе это отражено выражениями - традиционно, предполагает, принято, обычно включает в себя и т. д. То есть нет слов обязан, должен так и только так, и никак иначе... Все ИНДИВИДУАЛЬНО.
После некоторых размышлений решил привести свой небольшой, посильный опыт, который может быть кому — то поможет. Например, я давно уже не читаю никаких утренних и вечерних «правил» из молитвословов. А молюсь по своему собственному правилу, составленному мной за многие годы и состоящего из избранных псалмов и молитвословий, выбранных из различных православных источников. А так же - собственными словами. Утром молюсь больше, вечером, в силу определенных причин - совсем мало. Стараюсь и в течении дня коротко молиться. Так как являюсь диаконом и причащаюсь довольно часто, то пост, как воздержание от пищи, соблюдаю только в среду и пятницу. А так же, установленные Церковью, многодневные посты. Люблю "Покаянный канон" и 117 кафизму. Канонов ко Пресвятой Богородице и Ангелу - хранителю не читаю. Молюсь им отдельными молитвами. Обязательно - "Последование ко Святому Причащению". Но, повторюсь. Это мой личный опыт. И я его никому не навязываю и не предлагаю. Нужно учиться размышлять, экспериментировать и всеми силами стремиться к Богу, а не бездумно исполнять правила. Это знаю точно. Потому что этому учит Церковь.
Поэтому не нужно спорить, не нужно кому — то что — то доказывать. Делаете, делайте. Учитесь молиться, поститься, работать над собой. По своим силам. Учитесь любить Бога и людей вокруг себя. Это единственное обязательное правило для тех, кто хочет быть с Господом.
Диакон Олег Рыжков