ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 

Основные места распространения сборника «ДУША»:

Москва

Храм Христа Спасителя
ул. Волхонка, д. 15
Метро: "Кропоткинская"

Храм в честь свт. Николая Чудотворца
("Душа" и другая православная литература бесплатно)
2-й Раушский пер., д 1/26, стр. 8
Метро: "Новокузнецкая"; трамвай: 3, 39, А, ост. "Садовническая улица"
Храм прп. Марона Пустынника Сирийского

Москва. ул. Большая Якиманка, 32, строение 2 (возле "Центрального дома художника") Подробнее...


Санкт-Петербург

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Казанская площадь, д. 2
Метро: Гостинный двор

Новосибирск

• М-н ОбьГЭС, Редакция газеты «Родные берега»
ул. Часовая, 6, оф. 407, т. 8-913-724-77-11
• Сеть супермаркетов «Рамос»
ул. 40 лет Комсомола, 6
ул. 40 лет Комсомола, 53м

Бердск

Магазин «Стиль Либерти»
Ул. Ленина 83

А также:
все православные храмы в Челябинской, Уфимской, Барнаульской, Красноярской, Омской, Томской, Кузбасской, Читинской, Владивостокской и др. митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
Яндекс. Деньги 

Подробнее...


При помощи СМС

Введите свой телефон и установите сумму пожертвования.

 

Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Октябрь 2019 (24)
Сентябрь 2019 (38)
Август 2019 (31)
Июль 2019 (37)
Июнь 2019 (42)
Май 2019 (49)

Публикации / Православная духовность | 4-10-2019, 15:41

Источник информации

Христос посреди нас. pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Епископ Григорий (Кация)







На каждой Литургии мы слышим, как диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». В древности после этого возгласа христиане в знак веры, любви и единомыслия лобызали друг друга. Этот обычай до сих пор сохранился среди священнослужителей. Все они целуют Дискос, Потир, Престол и друг друга со словами: «Христос посреди нас», – и отвечают: «И есть, и будет!»

Но если вдуматься, что же означают эти слова, то можно выделить три аспекта.

Первый – экклесиологический (от греч. Церковь и учение») аспект.

«В Церкви Господь Христос с каждым верующим, в частности с двумя или тремя, собирающимися во имя Его. Действительно, с каждыми двумя или тремя в Церкви среди них вся Церковь… все святые, ибо только “со всеми святыми” (Еф. 3: 18) и через всех святых человек и есть член Церкви», – пишет преподобный Иустин (Попович).

Этот аспект достаточно хорошо известен христианам, поэтому подробнее остановимся на двух других.

Следующий аспект – антропологический (от др.-греч. человек, наука), имеющий отношение к составу человека.

Блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет слова Господа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20):

«Можешь думать, что и в том случае, если плоть и дух приходят в согласие и плоть не похотствует на дух, тогда Господь посреди них».

Или как пишет преподобный Иустин (Попович):

«В Церкви мы все – “одно тело”, все – “один ум”, все – “одно сердце”».

Итак, по мысли святых отцов, двое – это плоть и дух, а трое – это тело, ум и сердце человека.

Для примера возьмем современного человека, пришедшего в храм. Телом он в церкви, но еще нет рядом Христа. Умом он вне храма – ум блуждает по всей вселенной. Раньше святые отцы говорили: «Ум – это рабочая лошадка у сердца» (праведный Алексий Мечев). Куда посылает его желание, туда и бежит ум. И если в старину христиане худо-бедно справлялись с одной лошадкой, то современному человеку что поделать с целым «эскадроном мыслей шальных»? Нет желания и сил удержать «лихих скакунов – пусть летят».

Нужны годы, терпение, пост, смирение, чтобы обуздать эти «залетные мысли». Но вот, после воцерковления и долгого молитвенного труда, христианин начинает вникать в слова молитв, понимать смысл происходящего на церковной службе, даже испытывает радость от познания евангельских истин. Но Христа рядом нет. Почему? Нужно третье и самое главное составляющее духовной анатомии человека – сердце. Где же ты, сердце? Увы, наше культурное время называется «культурой утраты сердца» (митрополит Иерофей (Влахос)).

Вот когда мы найдем наше сердце и увидим, что это самая главная крепость упорства и гордыни, вершина эгоизма, сластолюбия и сребролюбия, вот тогда и поймем слова Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

Можно сколько угодно преклонять колена и главу нашего тела в церкви, но пока наше сердце не преклонит свою выю (священническая молитва на утрени), до тех пор не будет Христа посреди нас. До тех пор, пока не смирится наше сердце, не поймем, что значит «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Ведь где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое «не от мира сего» (Ин. 18: 36).

Пока не смирится наше сердце, эта крепость гордыни, не поймем, что значит «Царство Божие внутрь вас есть»

И третий аспект – мистический (от греч. скрытый, тайный), в данном случае видимый лишь тем, у кого чистое сердце. Закончилась Литургия, христиане, причастившись, расходятся по домам, на свои послушания и забывают эти слова до следующей службы. Теряют внимание, благоговение, порой и благочестие. А разве вне храма между двумя или тремя христианами нет Христа? Для примера возьмем врача и больного, преподавателя и ученика, просто друзей или христианскую семью. В Грузии при встрече пожилые священники приветствуют друг друга этими словами. Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя», потому что знал, что Христос воистину посреди нас. Таким был и Сербский Патриарх Павел, который вел себя с ближним так, что сердце его говорило: «Христос посреди нас».

Однажды будущий Патриарх Павел, будучи епископом Рашко-Призренским, шел по горе Шара. Незадолго до этого ему рассказали, что высоко на горе живет один странный пастух. Вот и решил владыка посетить его. Нашел пастуха епископ в шалаше. Тот пас всего лишь одну овцу.

– А где остальные овцы? – спросил владыка.

– Каких забрали разбойники, каких задрали волки. И осталась одна.

– И что ты, брат, собираешься делать дальше?

– Пасти оставшуюся овечку да молиться Богу, чтобы она окотилась. И тогда их станет больше.

«Буду пасти оставшуюся овечку да молиться Богу, чтобы их стало больше», – отвечал пастух

Подумал владыка и произнес:

– Дорогой мой брат, молись и обо мне, чтобы я тоже сохранил свое стадо, чтобы оно умножилось и существовало, несмотря на разбойников и волков.

Сказал так и стал спускаться с горы.

И если мы думаем о ближнем хорошо, благословляем его, делаем добрые дела для него, то, если Христос посреди нас, мы сначала делаем Христу, а затем ближнему.

И если, избави Бог, думаем плохо, клевещем, делаем больно ближнему, то сначала все это делаем Христу, а затем человеку.

И вот когда, разобравшись в себе, найдя свое сердце, обуздав свой ум, свое бренное тело принесем в храм и во внимании дойдем до момента, когда диакон возгласит: «Возлюбим друг друга…» – всей крепостью своею, всем разумением, всем сердцем, мы обратимся к нашему ближнему: «Христос посреди нас» – и услышим: «Воистину Христос посреди нас есть и будет».

Поэтому, готовясь к ближайшей Литургии, останемся наедине с собою и обратимся к сердцу нашему единственному и дорогому: «Сердце ты мое родное, потрудись в оставшееся нам время, преклонись перед смиренным Христом и умоли, чтобы пришел Господь к нам вечерять (ср.: Откр. 3: 20). Ведь если не будет Его посреди нас, не попадем мы в Царство Его вечное, где все святые едиными устами и единым сердцем воспевают: “Воистину Христос посреди нас всегда, ныне и присно и во веки веков”». Аминь.

Епископ Григорий (Кация)
 

В сюжете: Епископ Григорий (Кация) Христос Церковь сердце смирение

 

Просмотров: 115
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

тел. 8-961-874-64-82 (НОВОСИБИРСК)
mail: sbornikdysha@mail.ru

тел. 8-985-038-60-98 (МОСКВА)
mail: podpiskadysha@mail.ru  

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru