ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (9)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 18-10-2021, 13:55

Источник информации

ВСЕГДА ЛИ НУЖНО БЫТЬ ПРАВЫМ? pravlife.org

Проголосовать:
голосов: 0

Что такое правота, рассказывает протоиерей Владимир Пучков.











Уже не первый год я замечаю небезынтересную особенность: наш брат православный очень любит быть прав.

Точнее, есть случаи, в которых он прав всегда: они касаются веры, спасения, догматов и канонов. Поэтому к ощущению правоты такой человек, как правило, привычен – тот, кто прав в чём-либо одном, стремится быть прав во всём.

С другой стороны, критическое мышление присуще любому нормальному человеку, а христианину и подавно. Самая обычная исповедь начинается как раз из критического анализа предшествовавшего ей периода жизни. И потому, несмотря на любовь к правоте, христианин, как и любой человек, нередко оказывается неправ и в идеале к этой неправоте способен проявлять куда большую чуткость, чем неверующий.

Впрочем, тем ценнее моменты собственной правоты. Как следствие, переживаются они с восторгом, упоением и самодовольством. «Ведь я же был прав»! «Разве я не прав»? «В этой ситуации я прав»! И прочее в том же духе...

На первый взгляд, правота – это хорошо. Человек знает правду и твёрдо на ней стоит. С собой он честен, с другим нелицемерен, и правда на его стороне. Но если вдуматься: не сознание ли собственной правоты лежит в основе большинства конфликтов, как мелких, так и серьёзных? Не оно ли, непосредственно относящееся, на первый взгляд, к правде, приводит в итоге к обидам, вражде и ненависти?

Вспомните любую ситуацию, в которой вам приходилось бы за себя краснеть. Когда бывало стыдно за глупый поступок, необдуманное слово, когда не смогли вовремя остановиться, погасить ссору, пресечь конфликт, когда не смолчали, не отошли в сторону. Что руководило вами в тот момент? Сознание собственной правоты. Если в споре или ссоре ты в чём-то не до конца убеждён, не уверен в своей правоте на сто процентов, то остановиться, успокоиться легче и проще.

Сознание же правоты развязывает руки. Если я прав, значит мне можно. Значит я должен доказать, со мной обязаны согласиться. А если нет, то вот вам по полной программе и упрямства, и гнева, и злости, и грубости с наглостью! Что не по-христиански, то про это потом, когда улягутся страсти и проснётся совесть, а сейчас!.. И вот так раз за разом наша убеждённость в собственной правоте портит наши отношения с ближними, делает нас склочными и непримиримыми, формирует вокруг нас своеобразную зону отчуждения, в которую даже самые близкие без большой необходимости стараются не попадать. Они же, кстати сказать, скорее всего, и окажутся в нашем сознании крайними, когда для нас придёт время расхлёбывать последствия своей вечной правоты. А их непременно придётся расхлёбывать, если только вовремя не спохватиться и не прекратить кичиться этой самой правотой и сорваться с нею во все щели.

Проще говоря, человек редко бывает настолько неправ, как в моменты, когда он полностью прав. Для начала нелишним будет заставить себя разлюбить сознание правоты. Если когда и бывает справедливым такое словосочетание, как «здоровое равнодушие», так это тогда, когда человек полностью равнодушен к собственной правоте. Даже если я прав, что из того? Другому человеку моя правота, равно как и моя правда, неважна, неинтересна и бесполезна. К чему её навязывать, к чему спорить до хрипоты, когда и правда у каждого своя, и правота? Ну а если уж ближний просто-таки  совершенно неправ, то что существенно изменится, если его переубедить? Ничего. А если уж  умение вовремя смолчать, уйти в сторону, не настоять на своём поможет кому-либо избежать ссоры, не даст возникнуть вражде или просто предотвратит взаимные обиды, то, следует признать, что в рамках человеческого общения надёжнее и востребованнее средства, пожалуй, и не сыскать.

Так что всем, кто ценит нормальное человеческое общение, кто, как христианин, стремится быть в мире со всеми, кто желает избежать греха во взаимоотношениях с окружающими, следует в первую очередь преодолеть желание быть правым во всём, прекратить стараться во всяком споре доказать своё, а в любом конфликте оставить последнее слово за собой. Правота – это всего лишь убеждённость в правильности собственного мнения. Стоит научиться держать это мнение при себе, и мы поразимся тому, сколько, оказывается, вокруг хороших и доброжелательных людей. Опыт, согласитесь, куда более ценный, чем внутреннее самолюбование и внешняя сварливость, густым цветом процветающие в душах тех, кто всегда прав.

 

В сюжете: Прот. Владимир Пучков правота

 

Просмотров: 343
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru