ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (9)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 17-11-2022, 15:52

К Рождественскому посту: Редакторские заметки. Главное таинство Церкви – молитва

Проголосовать:
голосов: 0









Диакон Олег Рыжков

Любое Церковное таинство совершается только через молитву. Священник молится, прихожане вместе с ним, Господь откликается и по нашей молитве совершает нечто, что мы называем таинством. То есть то, что не подвластно или не до конца подвластно человеческому разуму. Так хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, масло – елеем, освящаются иконы, дома и храмы, исцеляются люди и т. д.

Поэтому молитва и есть самое главное таинство. Через неё мы обращаемся к Богу. Просим Его, благодарим и каемся пред Ним. Это, собственно, и является единственной и главной сутью молитвы – молить (умолять) Бога о чём-то искренне, от всего ума и сердца.

К великому сожалению, особенно в последние годы, отношение к молитве именно как к таинству обращения к Богу у многих и многих стало перерождаться и деградировать в понимание того, что молитва – это чтение (вычитывание) какого-то определённого, а часто кем-то навязываемого, якобы обязательного текста. Притом зачастую прочтение бездумное и формальное.

Самое печальное, что этому учат и так относятся к молитве некоторые православные авторы, богословы и священники. Стоит только включить любой православный телеканал, открыть любой православный сайт или другое СМИ – и встречаешь предложение от какого-нибудь ведущего или автора статьи читать такое-то правило, читать такую-то молитву, акафист, канон... «Читать», а ещё хуже – «вычитывать», словно мы должны всё время исправлять ошибки в тексте, а не обращаться к Господу.

Такое ощущение, что некоторые люди, имея высшее, даже академическое богословское образование, совершенно безграмотны в русском языке. Ещё раз напомню значение слова «вычитывать»: разг. читая что-либо, узнавать в чём-либо, приобретать какие-либо сведения; полигр. читая, выправлять, выверять (текст, готовящийся к публикации, печати).

Молитва – это главное дело в жизни любого христианина, которое заключается в соборном и (или) личном обращении к Богу, но никак не в чтении текстов или исправлении ошибок в них. И тем более, духовная жизнь не может быть предметом стандартизации и оптимизации.
Можно ли, читая молитвословия, обращаться к Богу? Да. Но этому как раз и нужно учиться, а не просто читать что-либо.












Поэтому, когда кто-то, поучая кого-то, произносит словосочетание «читать (вычитывать) молитву (канон, акафист, молитвенное правило и т. п.)», то он как минимум должен потратить своё время, чтобы объяснить, что он подразумевает под этими словами. А так же должен сам понять и потом объяснить – зачем и почему кому-то что-то необходимо читать или вычитывать, а не молиться, например, своими словами.

Молитва – это разговор. Живой разговор. Мольба. Обращение. Благодарение. Прошение о чём-то. И больше никакой смысловой нагрузки молитва не несёт.

Поэтому, когда я слышу о молитве как зарядке для ума, средстве приучения к дисциплине или ещё чём-то подобном, то кроме недоумения и отторжения в моей душе ничего не происходит.

Для умственных упражнений существуют различные головоломки и другие методики, для дисциплины – усилие воли. Глупо и кощунственно приписывать молитве то, чем она не является или применять её не к тому, для чего она предназначена.

Если у человека нет каких - то способностей или воли, тогда как раз и нужно молиться Господу, чтобы Он помог. Как, например, это делал ещё ребёнком св. прав. Иоанн Кронштадтский.

А навязывая кому-то и сами используя некие, якобы установленные, обязательные молитвенные формулы и тексты в личной жизни, мы уподобляемся сектантам, колдунам и другим подобным деятелям, которые как раз используют молитвословия для произнесения заговоров, заклинаний, медитации и прочих глупостей.

При этом нельзя путать личную, интимную, духовную сторону жизни с уставными последованиями в типиконе и других богослужебных книгах, которые определены Церковью для стройного единообразия соборного богослужения в храмах.

Диакон Олег Рыжков


 

В сюжете: Молитва Таинство

 

Просмотров: 230
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru