Игумен Нектарий(Морозов)
Ревнуйте о дарах больших
Почему наша христианская жизнь становится подчас такой унылой и скучной, такой заурядной и будничной, что мы бываем близки к разочарованию в ней и не отказываемся от нее разве что по инерции? Или — из страха ответа на Суде, который все-таки еще пребывает в наших сердцах.
Неужели она — жизнь христианская — и по природе своей такова, то есть уныла и скучна? Неужели в ней нет места радости, причем не только знакомой нам — земной, но и небесной? Но ведь была же радость в начале, было ощущение полноты бытия, куда же все это пропало?
Словно поманили и обманули... Но нет, Господь нас не обманывал. Нас вообще никто не обманывал, кроме нас самих. Ведь дело-то, разумеется, не в том, какова христианская жизнь (она прекрасна), а в том, каковы мы.
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший, — пишет коринфянам апостол Павел.
Потому-то и скрывается от нас этот превосходнейший путь, что не ревнуем мы о дарах больших. Мы желаем этих даров, ждем их, как чего-то заслуженного, но именно что не ревнуем об их стяжании. То есть, попросту говоря, не делаем того малого, что от нас зависит: не трудимся, не работаем над собой. А если и делаем это, то без ревности, без усердия. И теряем таким образом возможность видеть то, что Господь нам уже дал, становимся неспособными это данное воспринимать, радоваться ему, наслаждаться им. Потому что данное — духовно, и для того, чтобы пользоваться им, надо тоже хотя бы в какой-то степени быть духовными, жить по духу, а не по плоти, подвизаться подвигом добрым. Ну и большего, «нового» Господь уже не дает — зачем, если и «старым» пренебрегли?..
Из книги «Заметки на вырост» игумена Нектария (Морозова)
Постоянно звучащий вопрос: «Как научиться любить?»
Я не решусь ответить кратко и притом исчерпывающе: слишком трудно дать такой ответ, не исключено, что и невозможно. Ведь не о чем-то частном речь, а о вершине добродетелей христианских, о той добродетели, стяжанию которой должна быть посвящена вся жизнь. Вся жизнь и, разумеется, вся деятельность человека.
Отсюда и вывод – простой и совершенно логичный: нельзя научиться любить по-настоящему, не прилагая прежде всех усилий к тому, чтобы стать подлинным христианином. Не уметь прощать, не уметь смиряться, не уметь отказываться от своей пользы ради пользы ближнего и при этом уметь любить?.. Конечно, такое невозможно.
Поэтому ответ такой: учиться быть хорошим христианином и вместе с тем постепенно будет обретаться и дар любви – в соответствии с прилагаемыми усилиями, молитвой и мерой деятельного смирения.
Это ответ. Но есть и подсказки, которыми не могу не поделиться.
Чтобы приблизиться к любви, очень важно день за днем стараться видеть в другом – себя. Понимать, что, какими бы разными мы ни были, но того, что нас сближает, гораздо больше, чем того, что нас разделяет. От этого постепенно появляется чувство родства, а от него до любви уже не так далеко.
И второе: чаще жалеть людей. Хотя бы так, как жалеем мы, опять же, самих себя. И так, как бы мы хотели, чтобы жалели нас. Это смягчает сердце, делает его способным к принятию другого. И это также сокращает дистанцию, которую нам надо пройти из той точки, где мы находимся, до царства любви.
Игумен Нектарий (Морозов)
t.me/igumennektariy