ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 

Основные места распространения сборника «ДУША»:

Москва

Храм Христа Спасителя
ул. Волхонка, д. 15
Метро: "Кропоткинская"

Храм в честь свт. Николая Чудотворца
("Душа" и другая православная литература бесплатно)
2-й Раушский пер., д 1/26, стр. 8
Метро: "Новокузнецкая"; трамвай: 3, 39, А, ост. "Садовническая улица"
Храм прп. Марона Пустынника Сирийского

Москва. ул. Большая Якиманка, 32, строение 2 (возле "Центрального дома художника") Подробнее...
По всем вопросам распространения сборника "ДУША. ВСТРЕЧА С ГОСПОДОМ" в Москве и МО звоните по тел.8-985-088-54-44 (пн-пт. 8.00-20.00, сб. 9.00-16.00) или пишите на почту dysha.info@mail.ru (круглосуточно)


Санкт-Петербург

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Казанская площадь, д. 2
Метро: Гостинный двор

Новосибирск

• М-н ОбьГЭС, Редакция газеты «Родные берега»
ул. Часовая, 6, оф. 407, т. 8-913-724-77-11
• Сеть супермаркетов «Рамос»
ул. 40 лет Комсомола, 6
ул. 40 лет Комсомола, 53м

Бердск

Магазин «Стиль Либерти»
Ул. Ленина 83

А также:
все православные храмы в Челябинской, Уфимской, Барнаульской, Красноярской, Омской, Томской, Кузбасской, Читинской, Владивостокской и др. митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
Яндекс. Деньги 

Подробнее...


 

Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Март 2019 (38)
Февраль 2019 (46)
Январь 2019 (47)
Декабрь 2018 (55)
Ноябрь 2018 (69)
Октябрь 2018 (92)

Литературный клуб / Православная духовность | 24-10-2018, 14:03

Источник информации

В деревенском тихом омуте. pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Протоиерей Алексий Новиков

Предлагаем вниманию читателей одну из последних работ недавно почившего протоиерея Алексия Новикова, переехавшего с семьей из Санкт-Петербурга в русскую глубинку.











Исаак Левитан. У омута. 1892

Как «просто»: молись, трудись...

Средняя полоса России обезлюдела. Сначала Великая Отечественная война забрала мужчин, почти в полном составе не вернувшихся с войны, она же сожгла, разорвала в клочья деревни и городки, откуда те были родом. Потом, после войны, было «укрупнение» деревень, когда с домов колхозников, не желавших переезжать в большие, «централизованные» деревни, срывали тракторами крыши. Потом развал СССР сделал своё дело, и колхозы-миллионеры, которые тогда за свой счёт благоустраивали жизнь сельчан, не найдя рынков сбыта для своей продукции, развалились, а колхозники поехали в поисках лучшей доли в города-стотысячники, а кто посмелее, и в миллионники.

Так остались псковские, тверские, смоленские, новгородские, вологодские и проч., и проч. русские земли неприкаянными – с разрушающимися домами, церквями, зарастающими полями и спивающимися местными жителями.

Казалось бы, молись, трудись и радуйся. Увы, не так всё просто

По какой-то причине Господь призрел на эти земли, и стали в них понемногу восстанавливаться храмы, причём даже не в городах и городках, рассыпанных по пустыни, а в самых что ни на есть замшелых селах, где осталось от прежней сотни дворов два-три дома с бабушками да домов пять с дачниками. Приехали священники, наскоро рукоположенные в семинариях за 40-дневные курсы, стали совершаться литургии, стало где совершать требы и по праздникам ходить на богослужения. Казалось бы, молись, трудись, надейся и радуйся. Увы, не так всё просто.

И вот тут могут произойти расколы. Хочется сказать – «глубинные», но не мне судить. Берусь только описать процесс и последствия лишь одного раскола, произошедшего на моих глазах. Исключительно на мой сугубо личный взгляд, с максимальными усилиями не осудить, но осознать. С любовью ко всем участникам этой трагедии, с надеждой на уврачевание душевных ран.

Итак.

Небогатое Православие

С убавлением часов апостолами жить проще, чем с их категорическими требованиями жить по-христиански

Местные жители, работники совхозов и колхозов, не очень-то всю свою жизнь участвовали в судьбе Церкви. Бабушки их, безусловно, крестили, и потому они крестили сами своих детей. На Пасху все пекли куличи, красили яйца, дом на Чистый Четверг вычищался до блеска. В Рождество Христово все приходили на ночную службу, когда звёзды в зимнем небе – словно драгоценные камни, и такая тихая торжественность во всём, что невозможно не ощутить причастность к Вечности. На «Илью» не работают, «Медовый», «Яблочный Спас» – освящают выращенное на огороде, «Пётр и Павел час убавил», «Илья-пророк два уволок» – вот, собственно, тот небогатый список ежегодного церковного круга их интересов. Но храм свой отстоят. Не дадут в нём сделать конюшню, клуб или ещё чего похлеще. Будут отмывать, протапливать зимой, приносить букеты цветов и стричь газон.

Потом приезжает священник, которого они столько лет ждали, хранили сокровенные святыни своего храма – от руки переписанные акафисты, вырезанные из журналов литографии икон, вручную вышитые рушники для аналоя и т. п. И по первости прихожан в храме бывает изрядно, но через некоторое время, где как, азарт спадает, и все возвращаются к привычному течению жизни – с убавлением часов апостолами и пророками жить как-то проще, чем с их категорическими требованиями жить по-христиански.

Ещё, в дополнение к этому, совершается Крещение младенцев и отпевание умерших, то есть требы. А так, в повседневности, идёт жизнь, и непростая: многим сельчанам, оказывается, просто не до Бога. То сенокос, то муж на работу в охрану устроился в городе, то корова отелилась и т. д. и т.п. Поверьте – пишу без малейшего осуждения. Жизнь в деревне очень непроста, и быт занимает гораздо большее время, требует гораздо большего внимания, чем в городе. Проверено на себе.

Корову бы ему. А лучше две

И вот, когда прихожан становится всё меньше, на литургии уже причащаются два-три человека, у священника появляется свободное время, чтобы почитать современную православную литературу.

Ибо – потому что!

Тогда он вдруг натыкается на разного рода книги, периодику, Интернет-издания с «единственно правильным толкованием» Православия, а не так, как написано в этих «Богослужебных указаниях». Например, что крестный ход надо совершать посолонь, а не навстречу солнцу, ибо тогда ты идёшь ПРОТИВ солнца, а надо – ЗА; Пасху начинать необходимо не в полночь, а в два часа ночи, просфоры печь на иной закваске. Или, скажем, часы перед литургией надо читать не третий и шестой, а ещё присовокуплять к ним девятый. Ибо – потому что! Или надо петь на службе «Господи, помилуй» столько раз, чтобы вышло стройно, и неважно, что это нарушает ход службы, зато певчие учатся, и когда-нибудь научатся петь складно, иначе зачем учиться на регентских курсах. Или – для полного искупления вины надо всем православным совершить чин покаяния в убийстве Царской Семьи, а что сын за отца не отвечает, так это не касательно данного исторического события. И даже наше Крещение не смывает с нас этого более чем первородного греха. Или что Патриарха на ектениях поминать не нужно, потому что (тут выбор причин огромен), а это, согласно пророчествам смиренного NNN, является знаком последних времен – так в книжках, журналах и настоящих Интернетах написано.

Правила духовного движения: восклицательные знаки вместо запретительных

Нет рассуждения, а есть новоначальное рвение – спастись раз и навсегда

Таких «или» можно насчитать даже не единицы – десятки вариантов. Благо, развитие информационных носителей активно этому способствует. «Благо» ли... А еще предстоящему расколу способствует слабое знание Закона Божия, законов логики и законов бытия некоторыми священниками, что приехали в деревенские храмы для служения народу. Но местный народ не очень-то ходит для оповещения о последних откровениях в области апостасии и эсхатологии. И надо как-то выходить из этой ситуации. В результате создаётся некий призыв-откровение и отправляется в газеты определённого толка, где в разделе объявлений и публикуется: «Спасайтесь, православные! В городах вы погубите свою душу. Продайте жильё, избавьтесь от довлеющих над вами родственников, своею кажущеюся разумностью, а на самом деле мiролюбием не дающих вам спастись! Бросьте работу, семью, друзей – приезжайте к нам! У нас тут много заброшенных домов, и спасёте вы себя только здесь! Посреди пустошей средней полосы России!» Чем больше восклицательных знаков, тем лучше.

И люди бросают всё, действительно всё, и едут за тысячи километров, чтобы спасти свою душу. Благой порыв. Благой помысл. Путь выстлан. Вопрос – куда ведет этот путь? Нет рассуждения, а есть новоначальное рвение – спастись раз и навсегда.

Халабудова праведность

Тишина и запустение земель русского Нечерноземья дают чудесный шанс для расцвета еретичества внутри и без того хрупкой Церкви нынешних дней. Никто не доедет до твоей Халабудовки, чтобы проверить, как ты служишь литургию. А если доедет, так в этот раз ты можешь послужить как требуется. Скрестив наудачу пальцы – reservatio mentalis. Но обычно ты либо болен, и архиерей, жалея тебя, отменяет свой приезд, либо тебе нечем принять благочинного, либо ты вообще не собирался служить в этот день, так с какой же стати?

И всегда, абсолютно всегда эти разносчики ереси знают, где и в каком храме служит сочувствующий их взглядам батюшка. И если в одном месте, о ужас, идёт проверка по доносам противников (о, кто же эти низкие людишки?!), то всегда есть возможность уехать в другой храм, неподалёку, километров за 150 от нашего, чтобы отслужить литургию «как положено»: без электричества, при свечах, не исповедуясь перед Причастием (а можно же сказать, что недавно исповедовался в другом храме – кто будет проверять?), выкидывая свой ИНН и паспортные данные – так, чтобы ни один бес не пролез в твою душу. И твой пастырь будет доволен. И даст тебе книжек на прочтение, чтобы ты уверился в своей особенности, правоте и общем неправедном пути Православия, которое по гордости своей не понимает верности твоего мнения. Подкреплённого статьями в газетах и фильмами на компакт-дисках. В свободном доступе, заметьте.

И вот уже и «подвиг» сформировался: встать затемно, проехать по ужасным грунтовым дорогам те самые 150 км, отстоять литургию натощак, потом съесть коврижку и отправиться домой, ещё 150 км. Упасть на кровать от физического бессилия, но при этом ощущать причастность к чему-то потаённому и высокому. Но главное – особому. Ты – особенный. Ты чувствуешь потребность в «подвиге» ещё и ещё раз. А те, кто ездит в соседнюю деревню, где храм отапливается электрическими нагревателями, – так это продавшие душу диаволу (да, не стесняясь – так их, так!) безнадёжные братья и сестры, меченные цифрами в паспортах и ИНН. И не очень-то, впрочем, они нам братья. А уж тем более сестры.

Грустный вывод









Протоиерей Алексий Новиков

С одной стороны, в селе есть местные жители, которые лучше батюшки знают, как крестить, соборовать и отпевать, но никогда не ходят на службу, кроме половины двунадесятых праздников. С другой стороны, есть те, кто приехал за спасением своей души, грешной, но не смиренной. Продавшие всё, что было за душой, чтобы купить здесь избушку, машину и скотину для спасения и «подвига» осознания своей особенности.

Иногда в местных деревнях появляются те, кто приехал сюда просто жить. Чаще всего это люди не воцерковлённые вовсе, потому о наличии действующего храма они знают, но туда не ходят. Все эти бури в стакане их счастливо минуют. Они живут спокойной деревенской жизнью, точно так же, как и другие переселенцы, заводят хозяйство, но не для спасения души, а для наполнения желудка. Однако места эти устроены таким чудесным образом, что, поживя здесь год-другой, невозможно не начать думать о Божественном Промысле, наблюдая вплотную живую природу, смену времён года, беспомощность человека перед стихиями. Что-то меняется в душах людей, и они начинают поиски. Кто-то уходит в новомодное язычество, но большая часть находит Православие. И начинает ходить в церковь. Где их ждут новые веяния, «тайные знания» и правила, которых нет нигде, кроме нескольких церквей в округе.

Остерегайтесь производящих разделения и соблазны

Самое чудовищное, что может произойти с прихожанином, – это погружение в ересь

Самое чудовищное, что может произойти с новым прихожанином, – это погружение в ересь. Гордыня сакральных познаний поглощает его без остатка. Он не исповедуется, либо делает это только у «своего» священника, «в другой церкви, в другом городе» – когда спросят напрямую, за секунду до Причастия. Он наполнен бурлящей злобой по отношению к «попам на мерседесах», у него какие-то мелочные придирки к канонам Православия, которые он именно поэтому и не соблюдает. И он отравляет своей ненавистью всех близких и родных людей, распространяя эту заразу вглубь и вширь.

А горе-священник в маленькой деревенской церквушке продолжает нести свою службу, понемногу становясь чуть ли не мучеником во славу истинного Православия, и уж просветленным старцем – точно. Неведение церковного руководства объясняется, в том числе, обычным для русского человека нежеланием выносить сор из избы. Мол, ну чего там отец NN может начудить: просто забавный дедушка, иногда совершающий ошибки по незнанию. Мы ему укажем, и он тотчас исправится, и всё будет чинно-благородно, по-старому. Ан нет. На «проверочных» богослужениях всё идёт по Уставу, но стоит остаться одному – и всё возвращается на круги своя. И усугубляется каждой новой статьёй в журналах «истинной веры», прямо запрещённых соборным разумом Церкви, как вредные для души. Но ведь «запрещают – значит, мы на верном пути»! Мученическом и спасительном! И всё виток за витком, год за годом становится страшнее и тяжелее. Пока Господь уже не может больше попускать, и происходит прорыв гнойника.

«Запрещают – значит, мы на верном пути»! Мученическом и спасительном!

Наблюдая с тревогой и скорбью такие «подвиги», превращающие тихую пристань русского села в тихий и очень опасный омут, вспоминаю слова священномученика Илариона (Троицкого):

«Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, – он теряет причастие благодати Божией».

«Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть».

Протоиерей Алексий Новиков
Подготовил Петр Давыдов

Обращение к читателям портала «Православие.Ru»

Несмотря на кончину батюшки Алексия, мы продолжаем восстановление Свято-Троицкого храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать:

  • на карту Сбербанка: 2202 2005 5259 7849 Ольга Михайловна Назарова;
  • или на счет получателя в Сбербанке: 40817810355861127078;
  • или «Почтой России» по адресу: 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово. Матушка Ольга Михайловна Назарова.

Сообщайте ваши святые имена: будем о вас молиться!

Наши телефоны:

  • +7 (48268) 25–182;
  • +7 (910) 930–20–03;
  • +7 (911) 359–36–11.

 

В сюжете: Прот. Алексий Новиков село расколы ересь приход глубинка

 

Просмотров: 221
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

тел. 8-961-874-64-82 (НОВОСИБИРСК)
mail: sbornikdysha@mail.ru

тел. 8-985-038-60-98 (МОСКВА)
mail: podpiskadysha@mail.ru  

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва. Владимир Язов: тел. +7 985 088 5444, mail: dysha.info@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru