ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Мир и Православие | 10-12-2014, 13:18

Источник информации

О христианстве и патриотизмах

Проголосовать:
голосов: 1

Любить Родину – разве может быть в этом что-то плохое? Сергей Худиев – о том как любовь к Отечеству может затмевать любовь к Богу.

Разговор о христианстве и патриотизме сразу натыкается на, по крайней мере, две трудности. Первая из них – терминологическая. Люди называют патриотизмом очень разные вещи, от борьбы с масонским заговором до аккуратной уплаты налогов.

Вторая, и, видимо, более важная, это проблема приоритетов. Для христианина приоритет – это угождение Богу и вечное спасение; все остальное подчинено этой главной цели и из нее вытекает. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лук.9:25)

Для внешних воля Божия и вечное спасение находятся, мягко говоря, не в центре их интересов, но Церковь может быть интересна с точки зрения ее влияния на общество в чисто земном, посюстороннем плане.

Между Церковью и государством, и вообще Церковью и внешними, возникает такое хрупкое соглашение – мол, в это ваше вечное спасение мы ни разу не верим, но давайте мы вас приспособим к чему-нибудь общественно полезному – алкоголиков реабилитировать, отсидевших, вообще социальную работу вести.

Вот у католиков в США куча больниц, частично финансируемых государством. При этом для Церкви это религиозное служение, для общества – гражданское, но на практике они в общем совпадают, и все довольны.

Сложнее, когда Церковь хотят употребить для поддержки патриотизма. Потому что люди, искренне любящие страну и желающие ей блага, могут сильно расходиться во мнениях относительно того, в чем именно это благо должно заключаться и как его достичь.

Должен ли христианин любить свою страну? Несомненно, должен – ведь нам прямо повелено любить ближнего и заботиться о его временном и вечном благе, и это не сферический ближний в вакууме, а конкретные люди, с которыми мы живём в одной стране, под властью одного государства, и благополучие которых, конечно, зависит от состояния страны и государства.

Христианин должен со всей серьёзностью относиться к своим обязанностям по отношению к народу и стране. На каждом гражданине лежит обязанность употреблять данный ему от Бога разум и совесть, чтобы наилучшим образом послужить согражданам.

Однако одинаково благонамеренные и ответственные люди могут иметь разные представления о том, что послужит к благу страны и как его лучше добиваться. Все мы склонны грешить и ошибаться, у всех разный опыт и познания, поэтому расходиться во мнениях – это нормально. Надо внимательно выслушивать другу друга и обсуждать наши общие дела в духе мира и взаимной приязни.

Такого рода христианская любовь к Родине может не совпадать с общественным или государственным заказом на патриотизм. Потому что государство (или патриотические активисты) требуют не того, чтобы человек употреблял свой разум и совесть, рассуждая о том, как бы ему послужить Отечеству, а принял ту и только ту версию патриотизма, на которую существует заказ.

А заказ на патриотизм – это заказ на очень конкретную версию патриотизма. Эй, ты, любишь отечество? Любишь или нет, я спрашиваю? Да? Не слышу, громче! Любишь? Тогда вот тебе приказы, чтобы их исполнять, вот тебе враги, чтобы их убивать, вот тебе кричалки, чтобы их кричать, вперёд! Что? Какая от того польза Родине? Разговорчики в строю патриотов!

Люди, которые действительно любят страну и людей и понимают, что Бог дал им разум, чтобы им пользоваться, и на Суде никакие «все побежали и я побежал» не помогут, надо действительно думать головой, что поможет, а что не поможет стране и людям, плохие патриоты. В том смысле, что разводят разговорчики в строю и вообще приводят в уныние все подразделение, сеют сомнения в правильности убиения врагов (часто соотечественников) и вообще подрывают боевой дух.

И вот любовь к Родине, которую должен проявлять зрелый христианин, может не совпадать с той, на которую существует общественный заказ.

Потому что – как мы это постоянно видим – люди, охваченные патриотическим воодушевлением, часто являются ужасным бедствием для своих отечеств. Отечества, несомненно, выиграли бы, если бы сии патриоты удалились в другое полушарие земли и поклялись любовью к Родине никогда не возвращаться и даже не допускать кириллицы на своём компьютере, чтобы хотя бы через интернет не оказать влияния на события дома.

Можно, например, видеть русских патриотов, которые призывают решительно грозить надменному Западу ядерным ударом – притом что, буде Запад воспримет эти угрозы всерьёз, это как раз подведёт Россию под упреждающий удар.

С большой силой выступают и украинские патриоты, которые горячо приветствуют оставление без пенсий и лекарств стариков в мятежных районах, полагая, что этим гениальным ходом их правительство наконец-то уест Путина.

Навлекать на свою страну ядерный удар, горячо приветствовать оставление своих наиболее немощных и уязвимых сограждан без куска хлеба – это явно не тот патриотизм, с которым христианин мог бы с чистой совестью согласиться. Откуда он берётся?

Это почти биологический инстинкт, и он никак не связан с любовью к Родине и желанием ей блага. Это просто невыносимый животный ужас отбиться от стаи. Не продуманное решение, а просто инстинкт – который срабатывает раньше, чем человек начнёт думать.

Это не вопрос неискренности – человек не просчитывает последствия, да их может и не быть вовсе, он просто сливается со скандирующей толпой и знает, что ему лучше не выделяться, ни внешним видом, ни словами, ни даже мыслями.

Тут не до глубоких раздумий о том, что угодно Богу, и что действительно послужит на благо Родины. Тут надо демонстрировать – «Я свой! У меня правильная раскраска! Да какая яркая! Я кричу правильные кричалки! Да как громко! Да как пронзительно!»

Бога и благо Родины можно потом приплести задним числом – но тоже исключительно в видах демонстрации лояльности стае. Правильное патриотическое христианство с правильным патриотическим Богом, который укрепляет мышцу наших воинов, проклинает наших врагов, и, конечно, деликатно закрывает глаза на кое-что, что мы тут делаем, – ведь, конечно, мы делаем это из великой любви к Родине.

И вот тут христианину, который любит своё Отчество, остаётся только сказать – нет, с вами я не патриот. Я не воспеваю ваших подвигов, не заворачиваюсь в ваши цвета, не кричу ваших кричалок и не собираюсь убивать ваших врагов. Это без меня, и если я не могу остановить этого губительного безумия, я, по крайней мере, не буду в нем участвовать. Это лучшее, что можно сделать для Родины.

Сергей Худиев

pravmir.ru


 

В сюжете: Сергей Худиев патриотизмы

 

Просмотров: 1 728
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru