ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
Яндекс. Деньги 

Подробнее...


При помощи СМС

Введите свой телефон и установите сумму пожертвования.

Инструкция по оплате

 

Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Январь 2021 (7)
Декабрь 2020 (28)
Ноябрь 2020 (30)
Октябрь 2020 (26)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (17)

Мир и Православие / Жизнь Церкви / История | 26-05-2015, 14:46

Источник информации

Кто написал Библию

Проголосовать:
голосов: 0

Как-то я посмотрел один из многих научно-популярных фильмов, разоблачающих веру в Писание. Назывался он «Кто написал Библию», произвело его ВВС. Видимо, по замыслу создателей, он должен был поразить меня в самое сердце — вот, простодушные христиане верят в то, что все Пятикнижие написал Моисей, а британские ученые показали, что это явно не так! Вот и верь после этого Библии! Это довольно обычная линия убеждения, и ее стоит рассмотреть подробнее.

Прием, который используется в такого рода фильмах, книгах и статьях, несть им числа — это «соломенное чучело». Вместо реального оппонента создается оппонент удобный, вместо реальной дискуссии — показательное побитие невежественных христиан британскими учеными, которые доказали. Авторы предлагают в качестве «христианской позиции» то, что можно было бы назвать «наивным фундаментализмом» — веру в то, например, что все Пятикнижие написал лично Моисей — потом победительно показывают, что это не так, и текст формировался в течении долгого времени, при участии многих людей, и отражает ряд событий в истории древнего Израиля. «А я-то думал, что это слово Божие» — деланно удивляется ведущий.

Конечно, нам следует проявлять сдержанность в отношении утверждений, которые делаются со ссылками на «ученых». Всякий раз, когда в документальном фильме вам говорят о том, что «ученые считают, что», авторы пропускают одно важно слово — «некоторые». Среди исследователей Ветхого Завета существует очень широкий разброс мнений, более того, есть и принципиальная разница в подходах — «минималисты» полагают, что все утверждения Библии следует считать неисторическими, пока их историчность не подтверждена какими-то внебиблейскими источниками, исходя из своего рода «презумпции виновности» библейского текста, «максималисты» считают историчным все, что не опровергается внешними источниками, признавая за библейскими авторами «презумпцию невиновности». Как правило, мнения специалистов — это более или менее правдоподобные догадки, которые могут оказаться верными — а могут быть опровергнуты, как в истории уже неоднократно бывало.

Но собственно, о том, что Пятикнижие написано многими людьми на протяжении долгого времени, я узнал еще в процессе своего обращения, и не от британских ученых, а от верующих людей, книги которых были посвящены этому вопросу — и для которых Библия, безусловно, была словом Божиим.

Аргумент, который пытаются для нас выстроить авторы фильма (и не только они) — «Библия формировалось в течении долгого времени, ее тексты создавали, объединяли и редактировали множество людей, следовательно, Библия — не слово Божие» — просто ошибочен. Это логическая ошибка, которая в учебниках логики называется non sequitur (буквально «не следует»). Одно никак не следует из другого.

Попробуем в этом разобраться. Как совершается Божественное Откровение? Кто, в самом деле, написал Библию? Картина, которая встает у многих перед глазами — с неба падает Книга (Суперкнига, как назывался один христианский мультсериал), люди начитают ее читать, так возникает Церковь. Богооткровенность Книги как будто предполагает, что человеческое участие в ее написании либо отсутствовало, либо было минимальным — в идеале Книга должна чудесным образом падать верующим в руки, в худшем случае, священнописатели должны играть роль простых секретарей, пишущих под диктовку Бога. Когда являются британские ученые (сначала германские, потом британские, если быть точным) и показывают, что на божественную диктовку это мало похоже, а похоже на текст, составленный людьми жившими в определенную эпоху, эта картина оказывается под сомнением.

Но была ли она с самого начала Библейской? Библейская картина Откровения другая — Бог не сбрасывает с неба тексты, и даже не надиктовывает их секретарям.

Бог вступает в общение с живыми людьми — Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Давидом, другими Пророками. Бог создает общину верующих и заключает с ней Завет эти люди становятся Его народом, а Он — их Богом. Бог являет Себя через события в истории этого народа; как Бог сам говорит о себе в Первой Заповеди: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх.20:2) Не «Бог, который сбросил вам на парашюте текст», а «Бог, который заключил с вами завет и явил Свою милость и Свой суд в событиях вашей истории».

Бог действует в истории, во всем, что происходит, разворачивается Его замысел. Это так в жизни народов; это так, особенно, в жизни Его избранного народа, и это так даже в жизни отдельных людей — как говорит псалмопевец, «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16)

«Наивный фундаментализм» исходит из того, что история развивается как-то независимо

от Бога, и Он только время от времени сбрасывает очередные порции Откровения; для Библии, однако, Бог всегда действует в истории — и направляет все происходящее к своим целям.

Это значит, в частности, что процесс формирования священного текста может быть разным, и, естественно, он развивается в истории (где же еще ему развиваться). При этом в нем неизменно совершается Божий замысел — дать нам Библию именно в том виде, в котором Он этого хочет.

Другая особенность библейского откровения — оно совершается через народ Божий. Здесь нам стоит обратить внимание на определенную особенность именно англоязычной полемики вокруг Библии — которая добирается до нас в переводных фильмах и книгах. Она подразумевает крайне протестантский взгляд на соотношение Писания и народа Божия — Писание первично, народ Божий создается Писанием, это люди, которые принимают Библию как Божественное Откровение, верят ему, стараются по нему жить.

Для православных (как и для католиков) первичен народ Божий — сначала Бог созидает Ветхозаветный Израиль, и внутри Израиля возникают знакомые нам тексты Ветхого Завета, потом Бог создает Церковь, и Церковь создает Новый Завет. Когда святой Апостол Павел пишет свои послания, сложившегося текста Нового Завета еще, понятно, нет — но Церковь, к которой он обращается, уже есть, она уже совершает Евхаристию, Господь уже прилагает к ней спасаемых.

Текст создается общиной верных, людей, с которыми на всех поворотах их исторической судьбы пребывает Бог. Святой Дух действует через всех верных, которые участвовали в создании Библии — сколько бы их ни было.

При этом действие Святого Духа не уничтожает личности священнописателей — которые остаются людьми своей эпохи, используют образы своей культуры и говорят на своем языке. В отличие от «автоматического письма» и других оккультных практик, при которых падшие духи используют людей как орудия, Бог всегда общается с людьми как со свободными личностями. Святой Дух бережно направляет людей к истине, не уничтожая и не подавляя их индивидуальности.

Поэтому для нас нет ничего пугающего ни в том, что Библию написали люди — ну конечно, в ней же прямо написано «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21), ни в том, что священнописателей было больше, чем указано в списке ветхозаветных книг, ни в том, что, по-видимому, ряд ветхозаветных текстов принимал свой нынешний вид постепенно. Таков был Божий замысел, такие средства Он избрал, чтобы дать нам Свое слово.

Сергей Худиев

foma.ru


 

В сюжете: Сергей Худиев Библия

 

Просмотров: 1 274
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru