ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)
Октябрь 2023 (22)

Публикации / Мир и Православие | 23-06-2015, 12:30

Источник информации

В наших ли силах изменить мир?

Проголосовать:
голосов: 2

Спросим себя: какая самая просматриваемая телепрограмма? Новости. Все мы страсть как падки до всего новенького. И мы просто жить нормально не можем, не получив ежедневную дозу новостей. Стандартное времяпрепровождение среднестатистической семьи вечером, в «прайм-тайм» – у теле-зомби-ящика, потчующего алчущих очередной порцией «жареных» фактов. Сообщения о леденящих душу трагедиях, скабрезные подробности жизни «звезд» всех мастей, страсти-мордасти политической кухни на любой изысканный вкус вызывают у обывателя всплеск адреналиновых эмоций, что, собственно, и является целью хозяев телеканалов.

Достучаться до властей

Что же это за эмоции? Гнев, раздражение, злоба (у-у-ух, что эти гады творят!!!), осуждение (куда смотрят чиновники, полиция, специалисты? да как они могли такое допустить?), гордость (уж я бы ТАК не поступил, я уж точно лучше вот этих вот…), клевета (заочное осуждение якобы виновников без наличия точных фактов), отчаяние, уныние, страх (не дай Бог, у нас такое будет. Куда мир катится!). Список можно продолжить в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия телесюжетов.

Таким образом, говоря на языке духовной практики православного верующего, просмотр стандартного блока новостей способен разжечь, запалить, взорвать в душе человека целый арсенал грехов и страстей. Это первое. Второе: пожалуй, ничто так бурно и горячо не обсуждается сегодня на кухнях, внутри семейных ячеечек, как новости политики, реже – экономики. Само собой, связь между этим «перемыванием косточек» «прогнившим политикам» и ежедневным просмотром новостей – самая прямая. Люди готовы часами, до хрипоты, до драки обсуждать друг с другом проблемы, которые лично их никак не касаются. Более того – с особой горячностью обсуждаются проблемы и ситуации, на которые простые люди повлиять не в состоянии.

Все прекрасно понимают, что санкциями, войнами, экономическим шантажом, религиозным хамством и всем прочим, именуемым мировой политикой, рулит горстка людей, имена которых известны далеко не каждому. Что могу сделать лично я, чтобы остановить террор «Исламского государства»? Могу ли снять санкции с России? Могу ли затормозить рост безработицы, курса доллара, недовольства европейцев мусульманами? Нет. Любые мои попытки в одиночку достучаться до властей обречены на провал: меня, мелкую сошку, даже не заметят – не то что услышат мой «кухонный» комариный писк.

Вывод. Могу ли я один изменить мир, как-то повилять на процессы, которые происходят в нем против моей воли и желания? Не могу. Так зачем мне ранить свою душу бессильной злобой, гневом, завистью, осуждением, проклятием, отчаянием и прочими грехами тогда, когда я ничего не могу поделать? Не правильнее ли мне заняться тем, что изменить в моих силах? Что же я могу изменить? Себя.

Парадокс покаяния

Каким образом я могу изменить себя, свою жизнь, что мне для этого нужно? Православная Церковь давным-давно дала ответ на этот вопрос. Изменить себя можно с помощью покаяния. Однако для этого нужно иметь веру.

Покаяние – это, безусловно, фундамент веры. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), – с этими словами вышел Спаситель на Свою земную проповедь. Что же такое покаяние, и почему его как огня боятся люди неверующие, полагающие, что покаяние отнимает у них свободу делать, что захочется?

Покаяние, по-гречески – «метанойя», означает буквально «перемену ума», «изменение ума». Попросту говоря, покаяние есть внутренняя перестройка души человека сообразно заповедям Божиим. Главной же заповедью Божией является заповедь любви, ибо Бог есть любовь. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Почему Иисус Христос так много говорил Своим ученикам о необходимости любви? Полагаю, потому, что любовь является стержнем или, скажем так, хребтом всего богочеловеческого организма. Там, где есть искренняя любовь, не может быть вражды, злобы, ненависти, зависти, убийств и прочей мерзости. Напротив, любовь порождает великие добродетели: милосердия, кротости, смирения, заботы друг о друге, тепла, добра, света и всего самого лучшего, что есть на этом свете.

Вот к чему в конечном итоге приводит покаяние, если озаботиться проблемой «переделки» себя. Покаяние делает из нас друзей Христовых, потенциально – жителей Царства Небесного. Почему же не все спешат изменить себя? Потому что легче пытаться изменить мир вокруг себя, чем мир внутри себя. Безуспешные и, скажем так, бессмысленные попытки изменить или как-то повлиять на внешний глобальный мир порождают в душе человека злобу, отчаяние и прочее вышеназванное.

Возникает парадокс покаяния. Тому, на что мы в принципе повлиять не можем, отдаются все силы души, и это медленно ведет к ее параличу и – в перспективе – к полной духовной катастрофе. То же, что мы изменить в состоянии и – что более важно! – от чего зависит наша вечная будущность, – это делание остается без внимания и должных усилий. Причина? Причина понятна: чтобы изменять себя к лучшему, нужны порой колоссальные усилия, на которые может подвигнуть только крепкая вера.

Например, чтобы измениться к лучшему – лучшему состоянию, указанному Христом, – сребролюбцу и жадине нужно начать ежедневно подавать милостыню. Трудно? Тяжко? Конечно, ведь сребролюбец презирает попрошаек. Но с милостыней еще просто, в конце концов отдать просящему хоть пять рублей может каждый. А вот не ответить злом на зло, ударом на удар, ненавистью на ненависть… Тут математика посложнее будет. Простить обидчика. Примириться с заклятым врагом. Уступить в семейной ссоре. Промолчать, когда очень хочется кого-то «послать». Отказаться от взятки и честно выполнить свою работу… Вот что такое покаяние. Многие ли готовы на такие жертвы? Для кого-то это не просто уступка, прощение, молчание – вроде бы мелкая «метанойя». Это переворот жизни: с головы – на ноги. Но если ты всю жизнь привык ходить на голове, считаешь это нормой, сможешь ли перевернуться в ненормальное, как тебе кажется, положение – на ноги? Вопрос вопросов. Кто может подсказать ответ? Бог.

А оно мне надо?

Евангелие – это не просто слово Божие, не просто богодухновенная книга. Это учебник счастья, точнее – практическое руководство к обретению счастья, обретению спасения, что одно и то же. Кто-то невнимательный видит в этом учебнике одни запреты и препоны, мешающие «нормально» жить. На самом деле Евангелие учит хождению на ногах, то есть нормальной человеческой жизни. Жизни «с избытком», то есть такому состоянию человеческого естества, которое до отказа наполнено высшим, небесным смыслом – тем, что в просторечье именуется «смыслом жизни».

Да, духовная жизнь, жизнь по Евангелию требует определенных усилий, борьбы – со своими грехами, греховными привычками, страстями, уводящими человека от Бога. Как отмечалось выше, не всех воодушевляет перспектива такой борьбы. Напротив, окружающая действительность наводит на совсем другие мысли и жизненные установки. Какие же?

«Бери от жизни всё, ибо живешь один раз» – вот флаг, которым размахивают противники покаяния. Ведь хочется устроиться в этой жизни! Взять от нее всё – для своего удовольствия. Увы, жизнь показывает, что наиболее преуспевают в ней те, кто заткнул глотку своей совести, кто умеет обманывать, воровать, хамить, лицемерить, предавать. Куда там Христу с Его проповедью любви! На любви далеко не уедешь, когда «на коне», на вершине, так сказать, успеха оказываются порой те, кто предал эту самую любовь, измарал ее в грязи, выкинул из своей жизни, как ненужный хлам.

Открой любой глянцевый гламурный журнал, включи любой развлекательный телеканал – отовсюду веселым потоком льются советы «красивой жизни», под которой очень часто понимается «жизнь без запретов», «свободная любовь», «кайф любой ценой». Брошенные дети, сломанные судьбы, исковерканные представления о добре и справедливости

вынужденные «отходы» этого гламурного «производства», о которых, понятно, «глянцевые» журналисты молчат.

Да, не всем удается «прорваться наверх». Не всем удается достичь материального благополучия, конфеточной жизни «любой ценой». Но и для этих неудачников индустрия предлагает «страсть всласть». По логике внешнего земного мира, можно (и нужно!) получать кайф от всего – от супружеских измен, «гражданских» и однополых браков, равнодушия к другим, жизни «для себя». Считаю, что тотальное общество потребления, в сжатые сроки выросшее на просторах наших некогда единых стран, – это ответ мировой индустрии и, очевидно, западных спецслужб на наше скрытое желание «жить без запретов», «жить для себя».

Понятно, что многие взирают на христиан как на каких-то дикарей позапрошлого века. Покаяние, говорите? А оно мне надо? Зачем? Нас и тут неплохо кормят. Жизнь после смерти? Посмертное воздаяние? Вечная жизнь? Ну вы и сказочники, христиане. Нет после смерти ничего, один некробиоз. А мы хотим тут пожить припеваючи. «Главнокомандующий» Христос

Никакое покаяние, никакая переделка себя невозможна, если не будет понятна цель такой переделки. Зачем атеисту менять себя, учиться высокоморальным качествам, предлагаемым Евангелием, если ему и так хорошо живется? Если его не смущают собственная злоба, спесь, чванство, жадность, зависть, вражда на кого-то, если всё это свое «добро» он считает нормой? С чего ему менять «пространственную ориентацию», вставать на какие-то там ноги, когда он в эти ноги не верит, а верит исключительно в хождение на голове?

Человеку верующему или, по крайней мере, ищущему Бога цель изменения себя понятна. Цель жизни человека, согласно учению Церкви, есть обожение, то есть максимально возможное уподобление Начальнику нашего спасения Иисусу Христу. Путь к этому уподоблению лежит только через покаяние, то есть через исповедание своих грехов и страстей Господу и изменение себя сообразно заповедям Божиим.

Покаяние – это война, война со своими грехами до самой физической смерти человека. Но Кто ведет нас в бой? Под Чьи знамена нам, ратникам, вставать? Чьи приказы слушать, чтобы победить в этой войне? Сейчас и на все грядущие века у нас есть один «Главнокомандующий» – Господь Иисус Христос. Наши непосредственные «военачальники» – святые отцы, которые победили в войне против страстей и грехов и обрели нетленные венцы от «Главнокомандующего». Такие же венцы уготованы всем подвизающимся за Христа.

Покаяние – путь к счастливой, полноценной, полноводной жизни. Почему? Потому что оно освобождает душу от шелухи, от ненужного мусора – того, что так ценится в этом мире и что железными клещами сковывает дух: ненависти, вражды, раскола, зависти, немилосердия. Покаяние открывает бесконечную перспективу существования человека как бессмертной личности – в мире, где царят любовь, симпатия, искренняя дружба, честность, порядочность, взаимоподдержка. Да, пусть правила нормальной духовной жизни в чем-то сковывают внешнюю свободу человека, зато он остается внутренне свободным. И эта борьба внутреннего с внешним – также часть покаяния, войны за свое Небесное Отечество.

Да, возможно, что человек, живущий по совести, с миром в душе, в согласии с ней (совестью) и с ближними своими, не так успешен по земным меркам, чем тот, кто заключил сделку с совестью. Тут каждый пусть выбирает, кому он друг – диаволу или Богу? И строит свою жизнь сообразно этому выбору.

Завоеванная Родина

Думаю, что очень многим людям, как верующим, так, тем более, неверующим, рай, Царство Небесное рисуется эдаким чудесным благоуханным Садом, или золотым Градом, или волшебной цветущей Страной. Это мы можем представить, вообразить себе. Но не скучно ли будет вечно гулять по этому Саду?

Видится, что всё будет иначе. Как точно, сказать не может никто: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Но одно вполне очевидно: Царство Небесное – это наша Небесная Родина, право на возвращение в которую завоевано в покаянных боях, завоевано в сражениях под знаменами Иисуса Христа. Царство Небесное станет обещанной Христом наградой за труды, понесенные в ежедневных схватках, внешне никак не приметных, но внутренне состоящих порой в титанических усилиях стать лучше, чище, добрее.

И если человеку при жизни удалось стяжать христианские добродетели – любовь, смирение, кротость, миролюбие, милосердие, чистоту совести и другие прекрасные человеческие качества, то в Царстве Небесном он увидит их, что называется, «лицом к лицу» – увидит во Христе Иисусе, Которому он посвятил жизнь. Добродетели – это воздух, которым дышат в Царстве Небесном, и человек, думаю, получит возможность бесконечно совершенствоваться в них, начало чему он положил на земле.

Царство Небесное, бесспорно, – это мир, нам пока неизвестный, который мы можем постигать сейчас отчасти, «гадательно, как через тусклое стекло», по словам апостола Павла. Однако совершенно очевидно, что в нем всё встанет с головы на ноги. Земные псевдоценности, которыми дышит зараженный пороками мир: ненависть, вражда, злоба, зависть, прихлебательство, измены, ложь и прочее, а также погоня за материальными благами любой ценой, утратят какую-либо силу. Более того, всё это просыплется прахом сквозь пальцы, исчезнет, как дым, как вчерашний сон. И что будут делать те несчастные, которые поставили на этот фантом всё – все свои чаяния, надежды, упования? Что будут делать те, которые все свои силы бросили на то, чтобы как можно крепче врасти в (погибшую навеки) земную жизнь, судорожно пытаясь изменить то, что изменить они не в состоянии?

Всё! В Том мире земная жизнь закончится навсегда! А какая «жизнь» начнется для тех, кто живет только сегодняшним днем? Те же, кто всё время своего земного бытия насыщались Небом, меняя себя под сильной рукой Христовой, вступят в обладание несметным духовным сокровищем, которое никакими словами теперь мы описать не можем. Но верим, верим, что будет именно так! Те жемчужины, что мы потаенно находили в своей душе, взращенные верой, невидимые внешнему взору, – эти жемчужины станут в новом мире ярче звезд.

Давайте же, пока есть у нас драгоценное время, тратить его на то, что изменить в наших силах. От просмотра новостей, если есть силы, лучше отказаться или хотя бы смотреть их очень дозированно. Ведь главная новость – не как живут другие, а как живу я и те, кого я люблю…

Артемий Слезкин

pravoslavie.ru


 

В сюжете: Артемий Слезкин новости покаяние Евангелие Христос

 

Просмотров: 1 401
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru