ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Январь 2023 (17)
Декабрь 2022 (17)
Ноябрь 2022 (24)
Октябрь 2022 (23)
Сентябрь 2022 (17)
Август 2022 (25)

Публикации / Мир и Православие | 15-08-2022, 19:00

Источник информации

РУСОФОБИЯ, МИРОВАЯ И МЕСТНАЯ. КАК ПО-ХРИСТИАНСКИ РЕАГИРОВАТЬ? pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Ответы пастырей

С началом СВО всем нам пришлось столкнуться с русофобскими настроениями, как в повседневной жизни, так и в соцсетях, как лично, так и опосредованно, через родственников и друзей, живущих за границей. Священники делятся своими размышлениями об этом прискорбном феномене, его причинах и корнях, и советами – как отвечать на русофобские выпады, не впадая в ярость и не дегуманизируя оппонента.








«Никогда не стыдись, что ты из России»

Протоиерей Александр Дьяченко, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Иваново Владимирской области, писатель, автор книг «Плачущий ангел» и «Преодоление».

Хочу на эту тему рассказать о двух случаях, произошедших в этом году со мной и с моей дочерью. В мае этого года я побывал у себя на родине, в Беларуси. В Гродно на одном из кладбищ похоронены мои родители.

Прогуливаемся с супругой по центральной городской улице. Она давно уже стала пешеходной, и кое-где вдоль неё народные умельцы выставляют на продажу собственные поделки. Иду и вспоминаю, как уже ровно 40 лет назад после защиты диплома я точно так же шел по этим старинным плиткам и думал: «Ну вот, Саша, начинается твоя взрослая жизнь. Что ждёт тебя дальше?» Эх, как мне хотелось 40 лет спустя встретиться с кем-нибудь из своих бывших однокашников по институту.

Супруга отвлекла меня от воспоминаний и, указав в сторону одной из старушек, сказала:

– Ты искал барсетку для документов. Посмотри, вон человек торгует чем-то похожим.

Я подошёл к прилавку и выбрал понравившуюся сумку. Тем более грела сердце мысль, что эту сумку сделали в моём родном городе, и теперь она будет мне о нём напоминать.

Хочу расплатиться и вижу, что местных денег мне явно не хватит. Нужно идти менять. Предлагаю бабушке русские рубли по курсу белорусского банка. Та – ни в какую.

– Что? Вашими русскими?! Да никогда! Чтобы я взяла в руки ваши русские рубли, после того как вы это сделали! Да я лучше… – И дальше всё в таком духе.

Ладно, думаю, спорить я с ней не стану, пойду в обменник. Молча отдаю ей белорусские деньги. Она так же молча всем своим видом продолжает выказывать мне свою неприязнь. Можно было просто взять сумку и уйти, но я ей всё-таки сказал:

– Зря ты, мать, на меня злишься. Гродно мой родной город. 40 лет назад я окончил Гродненский сельхозинститут и ушёл в армию. Служил в России, там и остался. Тогда всё это был Советский Союз.

Бабушка меня внимательно слушает.

– Погоди, говоришь, сельхозинститут? 40 лет назад? А факультет какой?

Разговорились, и оказалось, что учились мы с этой бабушкой на одном курсе, только в разных группах. Прощаясь, она смущённо произнесла:

– Ты на меня не обижайся. Просто настроение у меня сегодня скверное. Вообще-то я сама русская, школу заканчивала в Якутии, а потом с родителями переехали в Гродно. Помню я тебя ещё совсем молодым, и Якутск, и родину свою давно забытую вспомнила. Ты уж меня прости.

Правда, я её так и не вспомнил, но всё равно приятно.

А это уже из рассказа моей дочери. Она вместе с двумя нашими внучками этим летом отдыхала в Турции. Попали они в отель, где, кроме них, остальными постояльцами были туристы из Великобритании. Народ, как рассказывала дочь, всё такой брутальный, своим поведением в буфете отеля напоминающий знаменитых английских футбольных фанатов.

Поскольку лежаки они занимали одни и те же, то и невольно перезнакомились со своими британскими соседями. Иногда общались. Дочь английским владеет свободно, но не без акцента. И однажды те задали ей вопрос, мол, а вы сами кто будете, откуда приехали на отдых?

Дочка моя – худенькая, маленькая, всего метр шестьдесят ростом, – оказавшись в окружении трёх уже с утра нетрезвых здоровенных толстых мужиков и их таких же женщин, смущённо запинаясь, призналась, что они с детьми русские, из Москвы. Нужно было видеть реакцию этих людей, которых мы чуть ли не априори привыкли считать своими злейшими врагами.

– А почему ты мямлишь, девочка, говоря, что ты из Москвы?!

– Ну, как-то мне не по себе, ведь сегодня в Европе русских считают за главных злодеев.

– Неправда! Во всяком случае, там, где мы живём, никто вас злодеями не считает. Наоборот, все вам сочувствуют. Так что на будущее никогда не стыдись, что ты из России. И говори всегда гордо: я – русская!

«И говори всегда гордо: я – русская!»

Там же, в отеле, у неё состоялся мимолётный разговор с семейной парой из Румынии, которая также проживает в Великобритании. Те, узнав, что вместе с ними в отеле отдыхает русская мама с детьми, посчитали нужным во время обеда подойти к их столику и сказать:

– Узнали, что вы русские, и что вы из Москвы. Это очень хорошо, мы надеемся на русских.

Каких-то откровенно русофобских выпадов в свой адрес я не припоминаю. Во время недавней поездки в ту же Западную Беларусь, узнавая, что я священник из России, люди к нам с супругой относились очень радушно. А о политике никто вообще не заводил разговор. Людям больше хочется говорить о Боге.

Лишь однажды в римском метро одна пожилая немка очень тихо обозвала меня «русской свиньей», но я предпочёл этих оскорбительных слов «не услышать». Но это было ещё задолго до последних известных событий на Украине.

Думаю, если позволяют обстоятельства, на подобные выпады не отвечать вовсе. В соцсетях тоже данную тему не развивать, потому как очень много провокаторов. Оппонентов же, если случится беседа, не оскорблять, и уж, конечно, ни перед кем ни в чём не оправдываться.

30-летний колониальный период закончился. Естественно, что русские с этого дня сразу же стали «плохими»

Нет здесь никакого феномена. Могучий Советский Союз на Западе не любили, зато боялись и старались без нужды не цеплять. В 1991-м году страна развалилась, превратившись в западную сырьевую колонию. Все эти годы слабую Россию грабили беззастенчиво. Зато русские в это время считались условно «хорошими». Сейчас этот тридцатилетний колониальный период закончился. Естественно, что русские с этого дня сразу же стали «плохими». Но не для всех. «Отмороженных» русофобов очень и очень мало.

Я вас уверяю, пройди сегодня по улицам, к примеру, кого-нибудь польского городка и заговори с первым попавшимся поляком, – если тот не испугается соседей, то обязательно скажет: «Русский – это хорошо». Почему он так скажет? Потому, что в мире всегда уважали силу, и в первую очередь силу духа. А для того, чтобы тебя уважали другие, тебе самому в первую очередь нужно научиться уважать самого себя.

Просто пожалеть и помолиться

Иеромонах Александр (Митрофанов), настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Богородск Корткеросского района Республики Коми. Эксперт православного телеканала «Спас». Активный участник международного проекта «Батюшка онлайн».

Да вроде особо не сталкивался с этим, но я очень давно в Интернете, поэтому, может быть, я просто не замечаю, потому что я уже давно привык не замечать какие-то гневные комментарии, особо на них не реагировать. Но я не замечаю, что что-то в отношении сильно изменилось, и у нас в республике тоже. Коми и русские живут в мире очень давно. Как отвечать? Ну, так же, как на все другие выпады, мы же христиане. Все равно должны стараться всех любить, и при этом понимать, что в Западных странах идет некая пропаганда, делают эти выпады не потому, что они злодеи, а потому, что просто некоторые поддались этой пропаганде. Поэтому просто пожалеть и помолиться за них, за обижающих вас помолиться, и попросить, чтобы Господь нас примирил.

В Западных странах идет пропаганда, делают эти выпады не потому, что злодеи, а потому, что поддались этой пропаганде

Я так понимаю, что имеется в виду как русофобия, которая сейчас за границей, так и в самой России. Я за границу не езжу, поэтому не сталкиваюсь. Вот с чем это может быть связано? Желание, наверное, западных политиков объединить Европу, сделать более сплоченной, а делать это всегда проще против общего врага, то есть на общих интересах людей сложно объединить, а против общего врага легче, поэтому вполне возможно, что из русских делают именно такого врага – для того, чтобы европейское население сплотить и отвлечь от каких-то реальных проблем. Ну, как и везде: чтобы отвлечь от реальных проблем, назначают какую-то проблему надуманную, и народ на нее переключается.

Я хочу жить в Святой Руси

Иеромонах Паисий (Новоженов), клирик Вологодской епархии, иконописец.

Есть ложь о России, сознательное очернение образа Русского мира, – это клевета. Но бывает и справедливая критика. И горе нам, если Россию и нас, русских людей, будут порицать за наши действительно настоящие ошибки и дурные явления в российской действительности, за преступность, пьянство, коррупцию, распад семей, разруху системы образования. Тогда наши критики будут правы. Нужно всеми силами стараться исправлять нашу жизнь в этих областях.

Неправильно, я считаю, сводить русофобию и разность наших цивилизаций к различиям в области веры. Католики, как и православные, верят во Христа и Святую Троицу. Наши Церкви не вместе, но это не значит, что нужно друг друга презирать. Это и к протестантам относится, тем, которые чтут Святую Троицу. Помните, апостолы пожаловались Христу, что есть некий человек, который не ходит с ними вместе? Что ответил Спаситель, тоже помним. А святитель Филарет Московский говорил, что если человек исповедует Божество Христа и верит в Отца, Сына и Святого Духа, то он спасается этой верой. И благочестивый западный христианин, протестант или католик, если он действительно благочестивый, может подать пример многим теплохладным русским православным. Для примера: как много фильмов они создали, возвышающих христианские ценности, экранизации Библейских историй сделали. В то время как мы в России сейчас плохо развиваем детский нравственный кинематограф. Часто глупые и пошлые фильмы выпускаем. И чем мы тогда лучше? И чем можем похвалиться – что мы, русские, православные, более нравственные, а наше современное кино безобразное?

Поэтому я думаю, что разница здесь – в какой-то другой плоскости, в нравственной. Может оказаться так, что, живя в России, мы будем утопать в грехах. Один святой жизни старец сказал мне, что в России сейчас грехов творится больше, чем на Западе. Вот так-то. Нам всем нужно исправляться и приближаться к Богу. Я хочу жить в Святой Руси. Свой дом, свою работу нужно сделать отблеском Святой Руси. Когда я отправляю письма своему товарищу, осетинскому священнику, то подписываю обратный адрес – «Святая Русь».

Свой дом, свою работу нужно сделать отблеском Святой Руси

Когда у меня появилась возможность знакомить иностранных студентов МГИМО с нашим монастыр?м, я непременно поспешил это сделать, понимая важность знакомства их с русским Православием. Мы наладили регулярные экскурсии. Студенты, будущие дипломаты, приезжали каждую вторую неделю малыми группами по пять человек. В общей сложности я провёл им более 35 экскурсий. Там были студенты из разных стран, но в основном из разных штатов Америки. Они изучали русскую культуру, и им по учёбе нужно было посещать такие места. Через нашу монастырскую трапезную прошло больше сотни иностранных молодых людей. Мы поднимались на высокую колокольню, звонили в колокола, они слушали истории о Православии и русских традициях. Я приглашал их в свою иконописную мастерскую, и завершалась экскурсия чаепитием, поеданием румяных блинов с мёдом и вареньем. Они были в восторге, делились контактами. И по моим спискам контактов получалось, что почти из всех штатов там были ребята. Хоть некоторые бабушки-прихожанки ворчали: «Отец Паисий, разве вы не понимаете, с какой целью они сюда едут, это шпионы». А я смотрел под другим углом. Их страна послала их учить русский язык и культуру, но мы можем их пребывание здесь повернуть себе на пользу и приобрести себе будущих друзей. Не знаю, какой след оставили эти встречи, но лет через 10 они и правда могут стать действующими дипломатами, и, я надеюсь, будут уважительно относиться к России, к нашей культуре и Церкви.

А однажды ко мне приехал целый автобус школьников из Гейдельберга. Хорошие добрые ребята. Была пышная трапеза из пастилы, блинов, пирогов. Я провёл им мастер-класс, как пишется русская икона на яичной темпере. Им было очень интересно, некоторые открывали рты от удивления. И лица у них были радостными от откровения нового, неизвестного им мира русской религиозной культуры.

Я хочу сказать, что благодаря русским росписям и иконам нам было о чем поговорить. Язык культуры и искусства – он универсальный, он делает нас дружнее, добрее, помогает преодолеть барьеры и границы, национальные или политические.

Язык культуры и искусства – универсальный, он делает нас дружнее, добрее, помогает преодолеть барьеры и границы, национальные или политические

Я провёл опрос своих иностранных подписчиков, и вот что они написали о своём отношении к русским и России.

Валентина Богданова: «Я нахожусь на Аляске. Русофобия в основном проявляется в прессе и средствах массовой информации. Здешние люди очень приветливы к русским и к Русской Церкви».

Аноним, США: «В Америке хорошее отношение к русским. Не любят сейчас в основном Путина, а не россиян. Чего не скажешь об обратном: мне даже друзья иногда писали в личку в таком обвинительном тоне – ?в вашей Америке” и так далее.

Что касается сравнения американцев с русскими; это очень и очень обширный вопрос, и ответ тоже объемный.

Но: они очень разные.

Люблю русскую культуру, все это родное и близкое.

Пороки, я думаю, сейчас большей частью общие у всех людей на земле – крайнее падение нравов во всех аспектах жизни.

Хочется пожелать всем русским везде мира, благополучия и Божьей помощи, а также благоразумия, рассудительности и бдительности в отношении власть имущих».

(Аноним, Верона, Италия): «Опыт дружбы с русскими людьми разный… и, думаю, здесь важен не национальный фактор, а человеческий.

Считаю русскую культуру богатейшей: шедевры русской литературы и искусства – это мировое достояние.

Образ православной семьи, основанной на вере, – это цель любого здравомыслящего человека, т.к. подразумевает любовь, верность и общую цель – спасение.

Церковные традиции, надеюсь, Россия сохранит.

Я желаю русским людям единения и покаяния… где бы они не находились».

Аноним: «К сожалению, со всех сторон сейчас кричат, что русские – это не люди. Даже Православие раскололось на две половины. Я не хочу идти в ту церковь, где нет ничего русского, а сколько святых, они ведь почти все русские. А кому тогда молиться? Как быть? Мои все родственники русские, я русская, живу в Одесской обл.».

Хелен, Великобритания: «У бесовщины нет национальности. Есть люди, которые могут творить добро и/или зло. Это выбор каждого».

За страхом перед Русской Церковью кроется страх возрождения великой Империи

О. Димитрий Шишкин, настоятель храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) в поселке Тенистое Бахчисарайского района.

Русофобия – это реально существующее явление, своего рода духовное заболевание, «сезонное обострение» которого, в силу известных причин, мы наблюдаем в последние месяцы. Но явление это имеет «долгосрочную» духовную основу. Суть ее – противление духу Православия, которое, как кажется иногда, выветрилось изрядно и в Отечестве нашем, но на деле, может быть именно в России и сохраняется еще в истинной своей, незамутненной чистоте. Сохраняется, как живая традиция, не пресекавшаяся никогда со времен Крещения Руси и в последнее столетие очищенная в горниле огненных испытаний и запечатленная слезами и кровью многих и многих исповедников и мучеников Земли Русской. Эта традиция жива, слава Богу, и мы призваны услышать ее в шуме суетливой многоголосицы, отыскать, как драгоценное сокровище, затерянное в пыли, открыть, осмыслить и, усвоив, продолжить.

Явление это имеет «долгосрочную» духовную основу. Суть ее – противление духу Православия

Причастность иному духу – это главная причина неприязни в отношении нас со стороны «посткатолического» Западного мира. Слово «дух» здесь с маленькой буквы, как сложное и во многом противоречивое явление нашей общенациональной жизни. Но то, что этот дух сформировался под влиянием Православия и действием Духа Святого, – в этом нет никакого сомнения.

Если не ошибаюсь, нынешняя Мизеробритания (ни о какой Великой Британии, конечно, говорить уже не приходится), а также Канада явили полноту повреждения ума, объявив санкции против Святейшего Патриарха Кирилла. Но чем же именно Русское Православие так досадило коллективному Западу? Смею предположить, что главных причин две. Первая – Русскую Православную Церковь (в силу слабой аффилированности западных структур в ее жизнь) трудно «переформатировать», то есть сделать либеральной. На данный момент это, может быть наиболее консервативная Поместная Православная Церковь в мире. А вторая причина заключается в том, что Запад понимает, что единственная по-настоящему государствообразующая, державная идея на Руси – это Православие, и за страхом перед Русской Церковью кроется страх возрождения великой Империи, а может быть, и (страшный сон либерального мира!) – православной монархии.

Кроме того, как об этом говорили и многие святые отцы, – Западный мир боится нашей громадности, нашего характера, во многом непредсказуемого и «дикого», как кажется Западу, а на деле – мало подверженного влиянию рационального начала и в большей степени – вере, интуиции, порыву. Иногда это играет дурную шутку с нами самими, но когда мы действительно предаемся в руки Божии, то эта вера, и интуиция, и порыв превращаются в непобедимую силу и приобретают черты мощного созидательного начала. В чем состоит, как я думаю, главная причина нашей способности осваивать огромные пространства и осуществлять громадные проекты, и вообще восставать, подниматься из руин после всякого, казалось бы, катастрофического и безнадежного падения и краха – как душевного, так и телесного.

В конечном итоге – это восстание, возрождение русской жизни и есть то, чего боится больше всего так называемый коллективный Запад, объединенный духом, враждебным Православию, и проявляющий себя в бесовском разнообразии суждений, интриг и влияний. Все остальные причины – политические, культурные, ментальные и какие угодно – это всё причины вторичные и никак не объясняющие неистребимость русофобии, которой Запад одержим с давних пор, так что болезнь эта только обостряется время от времени или переходит в хроническую стадию.

Противостоять этой болезни мы должны здравым образом жизни

Ясно только одно – противостоять этой болезни мы должны здравым образом жизни. Здравие здесь разумеем и духовное (вероучительное), и морально-нравственное, и культурное. Мужество и терпение, достоинство и постоянство в исполнении Заповедей Христовых на всех уровнях жизни: и в личном измерении, и в семейном, и в общественном – вот единственно правильный ответ, который мы можем и должны дать глобальной (внешней и внутренней) русофобии. Уверен, что многие во всем мире не только услышат этот ответ, но и прислушаются к нему, и заинтересуются тем, что он несет в себе, приблизятся к познанию истины, а, может быть, и станут нашими единомышленниками и единоверцами. В этом, думаю, состоит «мессианский» смысл нашего ответа на ненависть коллективного Запада в отношении Русского мира.

Подготовила Елена Цыганова
 

В сюжете: Россия русофобия

 

Просмотров: 125
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru