ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)
Октябрь 2023 (22)

Публикации / Семья и воспитание | 17-04-2019, 14:39

Источник информации

Ах, какая мука – воспитывать! pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 1

Протоиерей Сергий Адодин










Эти слова фрекен Бок из советского мультика известны многим. Никто толком не может сказать, как нужно правильно этим заниматься. А тот, кто считает, что знает готовый рецепт, подходящий абсолютно всем, вызывают у меня подозрения в поверхностном видении тех проблем, которые возникают в процессе воспитания.

Я – соавтор нового Божьего творения

Итак, я родитель. Каков же мой настоящий статус по отношению к собственным детям? Владелец? Господин? Товарищ? В первую очередь я – соавтор нового Божьего творения. Соавтор, который несет огромную ответственность за формирование уникальной личности маленького человека.

На то, какой будет личность ребенка, влияет очень многое. От генетики до нахождения в обществе. Давайте подумаем о ценностях, которые выражают христианский идеал человека. Мы ведь христиане, нам хочется воспитать ребенка так, чтобы он был счастливым обладателем Божьего наследия. А Господь дает ему всю Вселенную. От действий родителей зависит то, как будет относиться ребенок к окружающему миру и к самому себе. Что я, по факту, могу сделать для того, кого люблю всем сердцем? Говоря заумным языком – создать новые ценности или передать те, что усвоил сам. Ну, то есть объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

Главная проблема заключается в том, что я далеко не единственный, кто будет влиять на моего малыша и рассказывать ему, что плохо и что хорошо. Так кто же будут все эти люди? А это не только ровесники, но и множество посторонних дядь и теть, которые, даже не видя мое дитя, приложат определенные усилия, чтобы передать ему свой взгляд на жизнь. В том числе и СМИ. Любят ли они моего ребенка? Можно ли им доверять? А ведь мы живем в стране, которая пережила почти вавилонский плен. Я имею в виду семидесятилетнее безбожное существование. Пусть даже и расцвело Православие снова, в то время как на Западе христианство испытывает определенный упадок.

Известный русский философ И.А. Ильин был убежден, что воспитание начинается с пробуждения души к национальному духовному опыту. Стало быть, буду пробуждать. Иначе за меня спящую красавицу – душу моего чада – пробудит кто-то другой. И далеко не факт, что его опыт будет полезным. Интересующий меня духовный опыт, слава Богу, не нужно искать за тридевять земель, ведь он закреплен святыми отцами Церкви, его легко найти в трудах выдающихся русских педагогов и философов. Что? Много читать придется? Ну, так напрягусь, чай, не преломлюсь. Ребенок-то мой. Я хочу, чтобы он не только достиг Христова Царства в итоге своей жизни, но и проделал весь земной путь счастливым человеком. А разве это возможно, если мое дитя не научится любить свою семью, свой дом, свое Отечество, свое дело?

Уже в раннем детстве человек, как губка, впитывает знания о том, что его окружает, и определяет собственное отношение ко всему этому. Дети крайне чувствительны и эмоциональны, остро реагируют на любую мелочь. Они необыкновенно любознательны и задают миллион вопросов в минуту. Когда мы читаем им сказки, детишки могут идентифицировать себя и с Колобком, и с Чебурашкой. Малютки часто доверчивы, правдивы и послушны, они быстро прощают обидчиков, легко мирятся и любят труд. А этот прекрасный период легко упустить. О них говорит Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Очень важно научиться оценивать свою кроху объективно. А ведь я не вижу, как мой малыш ведет себя в большом детском коллективе. Пока я работаю, он находится в детском саду, а когда ребенок играет со сверстниками на улице, я могу отвлечься на книжку или уткнуться в телефон.

Именно в детстве бурно развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь и воображение. Только отвернулся – и что-то может оказаться безвозвратно упущенным. Порой думаю, что и моргать стоит пореже. Иначе как контролировать воспитательный процесс? О, это страшное слово «контроль»! Мне, священнику, часто приходиться слышать такие слова:

– Нельзя давить на ребенка. Вот вырастет – пусть сам решит, верить ли ему в Бога. Ах-ах, насилие над детской личностью!

Ну да. Если следовать этой логике, то и в школу отдавать его нельзя насильно. Пусть вырастет и сам решит, идти ли ему в школу или нет. В 16 лет пусть принимает решение, учиться ли ему читать или писать. Нет уж, я окрестил своих детей в месячном возрасте и причащал их регулярно.

Культура – это самое что ни есть насилие

Вообще, в принципе, культура – это самое что ни есть насилие. Вот перед нами две яблони. Дичка и окультуренное дерево. Дичке позволили быть такой, какая она есть. А над мичуринкой нагло поиздевались. Оказали всяческое давление, так сказать. Ну, и какие на вкус плоды оказались? То-то же.

А давайте еще позволим малютке питаться по собственному усмотрению. И что он выберет?

– Витамины, конечно, должны быть в шоколаде и жевательной резинке, – сострил Боссе Свантесон, старший брат Малыша.

– А еще в чипсах и газировке, – добавлю я.

Ребенок живет в обществе, в котором посторонние дяди и тети тщательно культивируют такие штуки, как непризнание авторитетов и умение брать от жизни все.

– Нужно попробовать все: ты этого достоин, – говорили они.

– Будет весело, – говорили они.

Наши православные предки боялись появления в детях тщеславия, гордыни, зависти, желания добиваться своей цели любой ценой, даже идя по головам. Хотя даже ежу понятно, что такие качества не способствуют мирным отношениям и благоприятному климату ни в семье, ни на работе.

– Опять эти священники зациклились на религиозном воспитании. Сколько можно? Давайте воспитывать в ребенке духовность вообще. Сферическую и, как того требует жанр, в вакууме.

Нет, не давайте.

Духовность бывает биполярной. Со знаком плюс и со знаком минус. Плюс – это чрез тернии к звездам. Минус – это шестиполосным скоростным автобаном в преисподнюю. Не пешком, конечно же. Бесы на руках отнесут и даже плату за проезд не возьмут. Ведь им там скучно в одиночестве.

Духовность – это ответственность. Право выбора только за самим человеком. Этим он и отличается от зверушек. А выбирать дороги приходится каждый день по сотне раз. Хорошо, что Господь на всех перекрестках камни расставил с надписями. Направо пойдешь – родишься в вечность живым и здоровым, налево пойдешь – быть тебе искалеченным или убитым. Язык надписей, правда, нужно выучить. Могу подсказать экспресс-метод: десять заповедей Моисеевых и девять – Нагорной проповеди. Полный курс – Библия с вероучением Православной Церкви.

Вот мой ребенок пошел в школу, повинуясь оказанному на него давлению. Он учится рассуждать самостоятельно, но еще не имеет того опыта, что есть у меня. Как помочь ему не захлебнуться потоками информации? Выбросить телевизор из окна? Отключить компьютер от сети Интернет? Запретить слушать что-либо, кроме классической музыки? Не вариант. Он пойдет к другу в гости и там увидит и услышит все, что угодно. Так что же делать? А что, если я постараюсь быть рядом с ним всякий раз, когда он смотрит фильм, играет в видеоигру, слушает песню? Но не просто буду рядом, а обсужу с чадом увиденное и услышанное. Дам свою взвешенную оценку прежде, чем ее даст кто-то другой. Пусть мое слово будет прививкой. Оно должно будет сформировать детский иммунитет против греха. Ребенок читает про Гарри Поттера? Обращу его внимание на то, что главная мысль повествования – это личная ответственность за свои поступки, независимо от возраста. Подчеркну, что лейтмотивом всей сказки звучат две новозаветные цитаты. Поговорим с ним и о том, что в этих семи книгах воспеваются дружба, милосердие, взаимовыручка, верность и самопожертвование ради любви.

Очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин

Духовное воспитание должно проникнуть в самое сердце малютки. Поэтому очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин. «В меру» – то есть в свободное от грехов время – или же целиком и полностью. Успех воспитания во многом держится на доверии ребенка ко мне, отцу. Эта вера может во многом облегчить мои усилия и сделать пример моей жизни благотворным. Однако неосторожным словом или делом легко это самое доверие разрушить. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21), – говорит апостол Павел. Если я буду бесчувственным и деспотичным эгоистом, общаясь с ребенком, мои слова потеряют силу. И маленький человек усвоит знания о Законе Божьем только внешне, а вся его жизнь будет соответствовать духу века сего.

Протоиерей Сергий Адодин
 

В сюжете: Протоиерей Сергий Адодин дети родители соавтор творения

 

Просмотров: 947
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru