ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Азбука Православия / Православная беседка (интервью) | 1-03-2023, 15:47

Источник информации

Над своей душой надо работать! orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 1






Отвечает протоиерей Александр Трушин

Вопрос от телезрителя: «Можно ли приравнять Литургию, которую мы смотрим по телевизору, к присутствию на ней в храме?»
– Когда смотришь по телевизору ресторан и стол, накрытый разными блюдами, ты сыт? Конечно, это хорошо, что сейчас есть передачи с Божественной литургией, но они для тех, кто не может прийти на богослужение. Может, здоровье подводит или человек находится на таком расстоянии от православных храмов, что для него увидеть передачу про Божественную литургию уже радость. Но не надо это подменять. Также еще появилась странная привычка: по дороге на работу включать утренние молитвы. Молился человек или думал о своем, когда звучал голос с молитвами? Не молился. Что мешает быть на Литургии? Вы вправе сами сравнить: посмотреть передачу по телевизору и прийти на Литургию. Одни и те же ощущения? Нет. Все однозначно скажут – нет.
Самое главное в Литургии – участие в таинстве Евхаристии.
– И дух единой молитвы. И на Литургии порой проявляется наша неготовность быть на молитве: стоять ровно, с открытым сердцем. Недаром звучит: «Премудрость, прости». Людей корежит и ломает, они ходят по храму, начинают везде втыкать свечки, крутить головой (кто пришел и в чем одет). Все это показатель, что человек не молится. А уж тем более, когда люди смотрят телепередачу.
Да, это дело хорошее, обязательно нужно показывать Божественную литургию. Очень радует, когда телеканалы показывают праздничные передачи, но меня как священника смущает, что телеоператор влезает в алтарь и сует объектив своего аппарата чуть ли не в Чашу для Причастия. Но ведь недаром создан иконостас, значит, то, что происходит в алтаре, должно быть отделено, и совсем не обязательно, чтобы это было общедоступно для созерцания. Ни для кого не тайна, что там происходит. Но когда врата закрылись, завеса опустилась, это время полезно для личной молитвы и внимательного слушания пения.
Несомненно, работа наших операторов ценна, это искусство – показать Литургию, это очень непросто. Канал заинтересован, чтобы было побольше зрителей, а священник заинтересован, чтобы люди молились и спасали свои души.
Не имею права говорить от имени других священников, но мне кажется, если ты не болен и можешь дойти до храма, то приди на Литургию и участвуй в совместном делании, благодарении Богу. Если ты лежишь, не ходят ноги, тогда смотри телевизор. Но давайте стремиться к богослужению. Боюсь, что настанет время, когда все будут сидеть у себя дома с включенными телевизорами и гаджетами и не будут приходить в храм. А Причастие как будем раздавать? Через телевизор? Всему свое место и время. Все-таки человек, который смотрит Литургию в Пасхальную ночь, сидя на диване и навертывая шашлык, это не тот, кто был на Литургии. Дай Бог нам быть на Литургии Рождественской, Пасхальной, повседневной. В равной степени мы причащаемся Тела и Крови Христовых, будь это великолепный, уникальный храм или деревенская маленькая церквушка. Приложите все силы быть на богослужении. Иначе мы провоцируем и священников. Они тоже научатся совершать богослужение, не выходя из дома. Но это же не Литургия.
На самом деле трансляции и созданы для тех, кто по объективным причинам не может присутствовать на Литургии: и те, кто далеко от храмов, и те, кто болен или кому это недоступно по тем или иным обстоятельствам. В пандемию на нашем канале Литургия была каждый день утром и вечером. И, если ты хотел причаститься, батюшки ходили по домам. Даже к тем, кто был болен ковидом. В этом была миссия нашего канала – показать богослужение.
– Да, мы вели всевозможные телепередачи, чтобы у людей не прерывалась церковная жизнь.
Вопрос от телезрителя: «У меня дочка не носит крестик. Когда говорю, что надо надеть, отвечает, что верит по-своему. Но как можно верить, не нося крестика? Когда я ухожу к Причастию в церковь, прошу у нее прощения, а она отвечает: „Мама, мне тебя прощать не за что”. Я иногда со слезами так и ухожу в храм Божий. И еще вопрос: можно ли читать молитву лежа? Когда я ложусь спать после вечернего правила, мне хочется почитать молитву, иногда читаю раз пять „Отче наш”, но вдруг это неправильно».
Помню, когда я был маленький и не мог уснуть, мама советовала читать «Богородице Дево, радуйся». Раза три прочитаешь и уснешь.
– А мне мама рассказывала, как жаловалась одному иеромонаху в монастыре на бессонницу, и он ей говорит: «Открой книгу Феофана Затворника и читай перед сном, действует потрясающе, засыпать будешь». И мама всегда говорила: «Какой хороший совет дал батюшка, действительно пять строчек прочитаешь и уже спишь».
Вы задали такие хорошие житейские вопросы. Говоря о дочке, давайте отнесемся по-христиански, не будем ломать человека через колено. Ответила она, что не за что прощать, это и есть ее прощение. Вы попросили прощения, и она дала положительный ответ, поэтому можете спокойно, с чувством выполненного долга, с чистой совестью отправляться на Исповедь и Причастие. Ну, не носит крестик, что ж поделать? Давайте будем молиться Иоанну Крестителю, чтобы он ее наставил и был ходатаем перед Богом. И, может, со временем она начнет носить православный крестик. Может, вы уговорите ее повесить крестик над подушкой. Это уже будет хорошо. Поите дочь святой водой. Она, наверно, сейчас послушает и скажет: «Батюшка ей насоветовал, теперь буду пить воду только из-под крана». Предлагайте дочке попить святую воду, и, как говорят в народе, водичка свое наточит. Не переживайте. Крестите почаще свою дочь, когда она приходит или уходит. Пусть ваша любовь и вера покроют все ее негодования, которые у нее вдруг возникают против ваших предложений и православных пожеланий.
Теперь насчет того, можно ли молиться лежа. Ответ мы встречаем у святых отцов. Они говорят, что лучше молиться сидя, чем стоя думать о ногах. Лучше молиться сидя и думать о Боге. В тех случаях, когда мы плохо себя чувствуем и почему-либо не можем стоять и исполнять свое молитвенное правило, то, конечно, можно и лежа. Нередко люди постарше просыпаются ночью, и разве обязательно вскакивать? Лежишь ночью, перебираешь четки и исполняешь молитвенное правило, читаешь Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся». Бог в помощь. Когда болен, можно лежать и читать молитвы, которые знаешь наизусть. Но хочется упредить тех, кто скажет: «О, оказывается, можно, теперь буду заваливаться в кровать и исполнять свое правило лежа». Давайте все-таки, когда можем стоять, читать стоя, а когда не можем, тогда уже сидя или лежа.
Один священник собрал у себя раковых больных, нескольких сестер, и сказал: кто может ходить, будут ухаживать за теми, кто сидит и лежит; кто может сидеть, будут ухаживать за теми, кто лежит, а те, кто лежит, будут молиться о тех, кто стоит и сидит. Этот молитвенный круг очень поддержал их, многие прожили намного дольше, чем предполагали врачи. Вместо предписанных 4–5 месяцев они прожили до 4–6 лет. Даже лежа можно молиться и делать это от всей души.
Это продолжение нашего вопроса: в каких случаях смотреть передачу о Божественной литургии, а в каких идти в храм. Давайте понуждать себя работать Богу. Тяжело? Несомненно.
Вопрос от телезрителя: «Как вести себя на Литургии во время Евхаристического канона, когда хор поет: „Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим”? Хочется в этот момент молиться на коленях, но в храме говорят, что в воскресный день поклоны не положены; соответственно, и на коленях стоять не нужно».
– Есть уставные моменты, когда делаются земные моменты, а когда нет. Меня в свое время тронул ответ ныне покойного протоиерея Димитрия Смирнова. Когда ему задали аналогичный вопрос, он ответил: «Дайте человеку возможность молиться так, как ему хочется, так, как зовет его сердце, не мешайте». Я согласен. Если есть такая потребность, невзирая на праздник, хочется опуститься на колени и не вставать, дайте человеку молиться. Это прекрасное состояние, и не важно, делают ли в этот день по уставу земные поклоны или нет, можно стоять в воскресенье на коленях или нет. Это так дорого, когда сердце тянется к молитве, когда ты хочешь говорить с Богом и чувствуешь, что говоришь. Бывает, что говоришь, но не чувствуешь, а бывает ощущение, как будто Господь к тебе ухом в это время повернулся.
Не трогайте этих людей. Встали они на колени, пусть поплачут сердцем своим, а, может, и всем телом. Пусть постоят. Это будет замечательно. Не одергивайте. Почему-то мы любим фарисействовать, поучать других, как надо молиться, в какое время вставать на колени, в какое не вставать. А самого главного – своего сердечного расположения – мы порой не проявляем. Призываю: проявите его. Хочет человек молиться на коленях, пусть молится. Хочется вам молиться на коленях в праздничный день, отойдите к стеночке, чтоб другим не мешать, встаньте и поплачьте, порадуйтесь встрече с Богом. Я знал одного старого священника, у которого был такой избыток чувств, радости перед Богом, что он в алтаре просто ложился на грудь, раскидывал руки крестом и в этом состоянии несколько минут лежал. И было впечатление, что его здесь нет, что он где-то там. У него было такое состояние благодарности Богу, и он так его выражал. Хотя нигде в уставе не сказано, что мы должны так лежать, раскинув руки. Хочется на коленях – молитесь на коленях, только молитесь.
Вопрос от телезрителя: «Как понять, было Причастие во осуждение или нет?»
– Не могу дать однозначного ответа. Неоднократно встречал советы, что это определяется тем, что вы испытываете после Причастия. Если наступает состояние покоя, радости, значит, причастились правильно. Если же раздирает гнев, беспокойство, вы начинаете дергать других людей или, возвращаясь домой, поучаете своих домашних, вас колотит, будто перепили кофе или еще что-либо, тогда ваше Причастие не было спасительным. Можно использовать такие критерии. Однозначного ответа я не находил. Не говорю, что его нет, но я не встречал. У святых отцов мы встречаем разные варианты ответов.
Хотелось бы, чтобы мы причащались, будто исполняя самую главную акцию в своей жизни, самое главное дело. Совсем недавно мы встречали Сретение, Симеон Богоприимец принимает Богомладенца на руки. Что он говорит? Разве он говорит: «Господи, благослови, наконец я Тебя встретил, дай мне счастья, здоровья»? Нет. Он говорит: ныне отпущаеши раба Твоего с миром. Причастие – это наша встреча с Богом. Неудивительно, что после него мы читаем молитву Симеона Богоприимца. А мы готовы умереть после Причастия? Готовы сказать: «Все! Самое высшее, что я мог бы ожидать, произошло – я принял Господа в себя»? Совсем не надо умирать после Причастия, но духовно ты умираешь для своего ветхого человека. Поэтому принимать Причастие надо в таком состоянии. Это и будет определять, к спасению ты причащаешься или нет. А если только и думаешь, что после Причастия надо скорее в магазин, а потом успеть на день рождения или банкет, то лучше не причащаться в таком состоянии. Определением может быть: можешь ли ты бесстрашно после Причастия прочитать молитву Симеона Богоприимца.
Мы говорили про Причастие. И телезритель нам пишет вопрос: «Причащаюсь каждую неделю. Как сделать так, чтобы Исповедь не была формальной?»
То есть человек перед каждым Причастием в субботу подходит к батюшке на Исповедь. Видимо, уже некоторая привычка появилась. Как этого избежать, чтобы действительно каяться?
– Первое. К покаянию человек должен быть готов. Я имею в виду не к моменту, когда надо подойти к священнику и исповедоваться. А если человек действительно кается, готов менять свой образ жизни, то есть бросить курить, ругаться или бороться с состоянием зависти, осуждения, тогда Исповедь не станет формальностью.
Второе. Я считаю, что любой духовник (если у вас есть постоянный духовник) идет навстречу и не понуждает исповедоваться каждую неделю, если нет в этом необходимости. Допустим, я своих прихожан знаю и предлагаю им исповедоваться не чаще, чем два раза в месяц, как бы они ни порывались это делать, именно чтобы не было привыкания и не получалось, что они формально называют грехи.
Например, человек исповедуется все время в одном и том же. Уже хочется сказать: «Слушай, ну сколько можно? Может, ты прекратишь это делать?» Видишь эти вскинутые брови, удивленный взгляд: «Как прекратить? Я не могу! Вы же видите, я в этом исповедуюсь, но я с этим справиться не могу».
Друзья мои, давайте поработаем над своей душой. Это трудно. Попросите своего духовника, если он вас благословляет причащаться каждое воскресенье, исповедоваться не каждую неделю, если ничего особенного не начудили. Посмотрите, как удастся диалог с духовником. Потому что нужно отказаться от формальности.
Я знаю людей, которые трудятся над собой. Например, человек бросает пить. Он каждый раз исповедуется и отмечает: то дозу уменьшает, то в какую-то неделю радуется тому, что выдержал и не выпил. Во многих наших духовных недугах Исповедь не будет формальной, если мы реально с грехом боремся. Конечно, если мы будем действовать по сатанинской поговорке «не согрешишь, не покаешься», мол, «ничего, батюшке скажу, он простит», тогда наша духовная жизнь бесполезна. Она делается не просто формальной, а легкомысленной.
Это не самая лучшая характеристика. Когда мы говорим о человеке, что он очень легкомысленный, мы очень настороженно к нему относимся. Например, берем такого на работу, а нам скажут, что он очень легкомысленный, и мы уже более внимательно присматриваемся к нему. Или девушка собирается замуж, а ей скажут: «Учти, ты выбрала очень легкомысленного парня». И все, девушка может и свадьбу отложить или вообще отказаться от нее.
А почему-то в церковной жизни мы не просто позволяем, а считаем, что легкомысленное отношение – это нормально. Каждый раз исповедуемся в одном и том же. И хочется сказать: «Сколько можно? Давайте потрудимся». Приближается Великий пост. Мы уже как-то говорили: давайте потрудимся над тем, к чему мы привязаны. Какие у нас привычки? Избыток конфет?..
Один мой знакомый как-то сказал: «Что-то я поститься не могу». А он в день выпивал бокал коньяка и съедал шоколадку. Я не священник, но сказал ему: «Ты попробуй это делать хотя бы раз в неделю, это и будет твой пост». Вроде, говорит, справился, получилось, Пасху встретил радостный. Чуть-чуть поборолся, получилось нормально.
– Радость победы была. Мы как-то говорили о наших военных, находящихся на фронтовой полосе. Вы знаете, как исповедуются эти ребята, которые раньше не исповедовались? Чувствуя смерть рядом, как они каются! Человек приходит и говорит: «Батюшка, я только сейчас понял, как я был груб со своей женой, со своими детьми, сколько я гадостей жене наговорил просто так, только потому, что она меня раздражала. Как я сейчас об этом жалею! Сейчас на руках бы ее носил». Слезы катятся у этих людей, настолько они жалеют о своих грехах. Или маму свою обижал, когда был подростком: «Каким же я был дураком, сколько гадостей матери своей наговорил! Что же я не понимал, какой это человек для меня?»
Смерть рядом – и как они каются! То есть их не приходится уговаривать, они не говорят чепуху, потому что знают, что, может быть, двух часов не пройдет – и больше никогда не будет возможности покаяться. Они каются от души. Как нам сейчас этого не хватает! Тем, кто находится в мирной полосе, в сытой обстановке, не хватает ощущения, что вдруг каешься последний раз.

Записали: Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро


Протоиерей Александр Трушин: Над своей душой надо работать!
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Протоиерей Александр Трушин: Над своей душой надо работать!

 
Священник Георгий Кобрин: Знания, помогающие спасению
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Георгий Кобрин: Знания, помогающие спасению

 
священник Антоний Шишков: Печаль человеческая и Божия
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

священник Антоний Шишков: Печаль человеческая и Божия

 
Протоиерей Александр Рябков: Что такое Церковь?
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Протоиерей Александр Рябков: Что такое Церковь?


 

В сюжете: Беседы с батюшкой душа молитва

 

Просмотров: 453
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru