Без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.
Наверное, без веры в сверхъестественное, без веры в чудеса не может существовать ни одна религия. Христианство – тем более, ведь оно насквозь пропитано чудесами. К тому же христианство основано именно на вере в чудо, ведь, по очень меткому выражению одного современного богослова, колыбелью христианства является пустая гробница Христа. А значит, без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.
Но в то же время, по словам известного философа Гегеля, удостоверение с помощью чудес – это лишь первый, случайный образ веры; подлинная же вера покоится в духе истины. Об этом говорят и святые отцы, утверждая, что вера, основанная на чудесах, не имеет в себе корня и является ложной. Христос творил чудеса только тогда, когда видел в глазах людей веру, а не просто желание увидеть сверхъестественное действие. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что чудеса нужны не для верующих, они нужны как некий толчок для тех, кто еще не уверовал.
Если внимательно читать Евангелие, мы можем заметить, что Сам Христос во время Своей земной жизни иногда очень отрицательно относился к чудесам. Господь исцелил не одно искалеченное тело и тем более – не одну израненную грехом душу, но Он отказывался творить чудеса, так сказать, «под заказ». Спаситель, будучи сердцеведцем, знал, в каком случае чудо может принести необходимый плод, в первую очередь – духовный плод, и только тогда прибегал к нарушению естественных законов, установленных в природе Им же Самим. Бог – это не некий чародей, который стремится привлечь к Себе внимание большего числа зрителей. У Христа другая цель: Он пришел, как Сам об этом сказал, чтобы исцелить и спасти погибающего человека. И поэтому главным поводом творимых Им чудес являлось не стремление произвести впечатление на жителей Палестины I века новой эры, а желание помочь Своему творению обрести новую жизнь.
По словам преподобного Ефрема Сирина, чудеса, которые сотворил Христос, – это не только проявление его всемогущества: все они были вызваны особыми человеческими потребностями. Чудо – это не проявление преимущества Творца над тварью. Чудо – это нечто иное и значительно большее. Чудо – это тот переломный момент, когда происходит восстановление райской гармонии, разрушенной человеческим грехом. В чуде нереальное становится реальным: творение принимает в себя Своего Творца и таким образом уже в этой жизни начинает проявляться и действовать Царство Божие, сокрытое внутри каждого из нас.
Однако есть одно «но». Возможность чуда ограничена условием: для того чтобы чудо произошло, человек должен признать свою беспомощность. Тот, кто уверен в своих собственных силах, не сможет стать участником чуда, потому что не дает Богу возможности действовать в своей жизни. Пока человек говорит Богу: «Я сам справлюсь, это в моих силах, Ты же лишь немного помоги мне в том-то и том-то» – он, к сожалению, не сможет получить никакой помощи от Господа. Только вера человека и его надежда на помощь Божию могут дать дорогу чуду. Человек должен признать свое бессилие и только тогда он получит желаемое, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
Для человеческого рассудка порой кажется непонятным, почему Христос не употреблял столь широко Свое всемогущество, для того чтобы обратить к Себе как можно больше людей. В нашем обмирщенном представлении возникает вопрос: если Спаситель пришел для проповеди Царствия Божия, то почему Он не использует для большего успеха все Свои силы? Ответом на этот вопрос может послужить следующее событие из земной жизни Христа. Однажды «Иисус удалился на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14; 13–21). В Евангелии от Иоанна это повествование имеет интересное продолжение: иудеи, увидев чудо умножения хлебов, соглашаются провозгласить Христа царем. Однако Сам Спаситель, узнав об их желании, удаляется от них.
Почему Христос избегает такой славы? Потому что Он видит, что иудеи стали благосклонны к Нему не из-за Его проповеди, не из-за Его слова и не из-за Его чудес исцелений, а из-за того, что Он смог чудесным образом накормить их. В этом эпизоде еще раз очень ярко проиллюстрировано представление иудеев о Мессии как о некоем земном вожде, который возвратит им утраченное благополучие и предоставит власть над миром. Но Спаситель не желает играть роль Мессии по сценарию иудеев. Иудеи отнеслись ко Христу потребительски, но при этом забыли очень важные слова: «Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3).
Если для человека основным приоритетом является духовная жизнь, Царствие Небесное, то все остальное, второстепенное, он получит как приложение, ведь Сам Спаситель сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). По большому счету, человек вообще не имеет ничего своего, ведь все, что мы имеем, вложено в наши руки Творцом. Мы не обладатели, мы – лишь временные пользователи. Даже сама жизнь наша находится только в руках Божиих. Господь всегда готов напитать нас, дать нам то, что для нас поистине необходимо, а не то, что кажется таковым для нас. И это справедливо не только в отношении телесной пищи, но в первую очередь и пищи духовной. Для счастья человеку недостаточно быть только материально обеспеченным. Люди на протяжении всей своей земной жизни пытаются удовлетворить более сильный голод – духовный, а чтобы его удовлетворить, им нужен Сам Бог. Как говорил христианский апологет Тертуллиан, душа человека по природе своей христианка и поэтому она постоянно стремится к своему Творцу. Без Бога мы воистину алчем и жаждем, и только Он способен насытить человеческую душу Самим Собой.
Спаситель сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Жизнь с избытком человек может получить только в одном месте – храме Божием, где Господь питает нас Своими Телом и Кровью. В Таинстве Святой Евхаристии Сам Христос входит в нас, становится сотелесным и единокровным нам, более того: Его Тело становится нашим телом, а Его Кровь – нашей кровью.
И до тех пор, пока мы не решимся соединиться с Христом, пока не решимся воспринять Его в наших сердцах и наших душах, будем алкать и жаждать, и эта жажда будет намного сильнее и болезненнее жажды обычной, материальной. Только во Христе и с Христом мы сможем достичь того блаженства, о котором мечтали и мечтают все люди, когда-либо жившие на этой земле. А только это одно и есть настоящее чудо – чудо обожения.
Андрей Музольф