Отношение к детскому посту всегда было и остается спорной темой для родителей. Причем и для тех, кто в той или иной мере соблюдает Великий пост, и для тех, кто смотрит на это со стороны. Многие родители задаются вопросом: а можно ли держать пост детям, с какого возраста и как правильно это организовать?
Чтобы дать правильный ответ, нужно для начала ответить на вопрос: Что такое пост и какова его цель для ребенка? В сознании многих людей пост ассоциируется именно с ограничением в пище. Однако является ли простое ограничение в пище постом? Священное Писание свидетельствует (см., например, Ис. 58, 2–7), что один чисто физический пост, хотя бы он сопровождался полным изнурением тела, совершенно недостаточен: свое значение и смысл всякий пост получает только тогда, когда он растворяется и соответствующим душевным настроением и деланием.
Протоиерей Алексий Уминский говорит: «Перед началом поста родители должны с детьми поговорить о том, что пост – дело сокровенное, дело тайное. “Подумай, дорогой мой (или, дорогая моя), что ты готов принести в жертву Христу? Подумай и реши сам, пусть это будет твоей маленькой тайной, – что ты принесешь Христу”… Самое важное – вложить в ребенка знание, что пост – это движение, это путь ко Христу. И, через это понимание, жизнь ребенка может быть немножечко осмыслена. И тогда другие элементы поста – еда, стояние на молитвах, исповедь, Причащение, – будут восприниматься ребенком как свой собственный путь несения креста. Это очень-очень важно, чтобы пост осознавался, как путь несения креста. И если пост будет прожит таким образом, то радость, которая откроется ребенку на Пасху или на Рождество, отразится в его душе глубоким душевным следом, и знание Воскресения Христова станет его личным опытом веры в детстве. У ребенка очень мало личных опытов веры, потому что он, в основном, копирует своих родителей, а здесь пост может стать личным опытом его общения со Христом».
Таким образом, можно сделать вывод: пост – это не простая диета, это ограничение себя и своих желаний ради Христа. Однако сам ребенок поститься не умеет, его кто-то должен научить. Потому следующий пункт звучит следующим образом: пост – как общее семейное делание.
Пост у детей всегда сопряжен с постом родителей. Если родители серьезно относятся к посту, то такое же отношение, как правило, возникает и у детей. Протоиерей Владимир Пархоменко (отец 10 детей) говорит о посте внутри семьи следующим образом: «Если семья постится, то, как правило, дети в определенном возрасте обычно тоже хотят поститься вместе с родителями. Я не знаю еще ни одного случая, чтобы не захотели. Не нужно объяснять ребенку аскетический смысл поста, вы его всё равно ребенку не объясните. Самое лучшее объяснение – наступает такое особое время, когда вся Церковь постится, и мы постимся вместе с ней. Это сформирует у ребенка правильное чувство причастности. Дальше углубляться не надо».
Специфика детского поста
Для детей пост начинается с ограничения в пище, потому что от ребенка нельзя требовать духовной борьбы, он к ней еще не готов. Протоиерей Владимир Пархоменко: «Самое главное ограничение для ребенка – это ограничение в развлечениях. Компьютерные игры, телевизор – всё это можно на время поста исключить. А дальше по возрастающей – сладости и шоколад, мороженое. Детей постарше, если они могут не есть мясо, можно ограничить в мясе, кроме, допустим, выходных. Если ребенок не может без мяса, пусть он будет точно знать, что пост – это такое время, когда нельзя мороженое и шоколад. Для него это тоже будет пост, у него сформируется правильное отношение отказа от чего-то символического, что доставляет удовольствие. Нельзя ребенка мучить постом, детский пост должен быть умеренным и разумным. Впрочем, как и взрослый».
Стоит отметить, что исключение каких-либо развлечений (просмотра телевизора, например) не должно ограничиться только одним исключением. Нужно дать замену развлечению (например, вместо просмотра диснеевских мультиков – просмотр полезного фильма, поход куда-либо и т.д.), иначе пост может стать для ребенка неприятной повинностью, которая должна как можно скорее закончиться, и слова «постимся постом приятным» будут звучать как издевка и лицемерие.
Завершить статью хотелось бы словами протоиерея Алексия Уминского: «При этом есть четкие элементы поста, например: неедение мяса, отказ от чрезмерных сладостей и удовольствий, именно, от чрезмерных сладостей и чрезмерных удовольствий. Например, посещение аквапарка во время Великого поста могло бы быть исключено. Но посещение театра, музея, того, что приносит ребенку духовное развитие и не является элементом развлечения, как у взрослого, а, наоборот, является элементом воспитания, то вполне может присутствовать во время Великого поста. Очень важно, чтобы ребенок с детства полюбил атмосферу поста в храме, почувствовал ее небесность, прозрачность, особенную благодать. Тогда для ребенка с каждым годом всё больше и больше будет открываться радость праздника. Самое страшное, если пост будет воспринят как формальность или наказание, когда родители заставляют детей поститься. Пост становится для ребенка невыносимой мукой».
«Троицкий листок»
Священник Борис Бурлаков
Материалы по теме:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НЕ ХОЧЕТ ПОСТИТЬСЯ?