В редакцию «Фомы» пришел вопрос читателя: «Церковь обещает легко снять с человека бремя ответственности, если только он исповедуется. Разве не более достойна позиция неверующего человека, который несет ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью?»
В самой постановке этого вопроса заложено неверное представление об исповеди, о грехе и о нашей ответственности за него. Для христиан грех — не просто безнравственный поступок. Прежде всего это действие, противоречащее самой человеческой природе, замыслу Бога о нас. Если ребенок простудился оттого, что не послушал маму и отправился зимой на прогулку, не надев под куртку теплый свитер, глупо говорить о его формальной «ответственности» за этот поступок. «Бременем ответственности» для него уже стали распухшие гланды, высокая температура и головная боль.
Церковь рассматривает любой грех не как преступление, а как болезнь, которую необходимо лечить, пока она не убила человека окончательно. Поэтому никаких обещаний «легко снять с человека бремя ответственности» Церковь, конечно же, никому не дает. Она лишь предлагает нам лекарство от греха в таинствах Покаяния и Причащения. Но главным условием действенности этого лечения является твердое намерение грешника никогда больше не повторять совершенного греха. И если такая решимость у человека созрела, Таинства дают ему силы вырваться из страшной цепи причинно-следственных связей, которой опутали его грехи, совершенные ранее. Он получает возможность начать жизнь с чистого листа, когда старые грехи уже не будут определять его поведение и он сможет жить по-новому: без пьянства, воровства, блуда или обмана.
Исповедь позволяет нравственно больному человеку выздороветь. Но если он будет грешить и после выздоровления, то очень быстро снова придет в плачевное состояние. Так и для простудившегося мальчика все лечение тут же пойдет насмарку, если он опять выбежит на мороз без теплой одежды.
Неверующий человек, конечно же, ощущает в душе нравственную ответственность за свои поступки. Он может чувствовать угрызения совести за совершенное преступление, за нанесенную кому-то обиду. И такие движения его души, безусловно, достойны уважения. Но эти чувства лишь обнаруживают его болезнь, указывают на нее. Однако даже самая правильная диагностика не заменит больному необходимого лечения. Ведь бывают в жизни ситуации, когда мы не имеем возможности даже попросить прощения у тех, кому причинили боль своими поступками. И тогда это бремя совершенных грехов может просто раздавить человека. Чувство вины без возможности что-либо исправить порой доводит людей до полного отчаяния и самоубийства. Уже по одному этому печальному факту можно судить, какую страшную рану наносит грех, какие страдания он причиняет самому грешнику.
Ответственность перед своей совестью — важнейшее нравственное чувство для любого человека. Но мало просто увидеть в себе грех. Нужно его исцелить. И здесь у неверующих есть два пути: либо тащить на себе это бремя ответственности за грехи до тех пор, пока не иссякнут последние силы; либо все-таки понять, что никто кроме Бога не сможет избавить их от этого бремени, никто кроме Христа не исцелит тех ран, которые они нанесли себе своими грехами. А уж какой из этих двух путей считать более достойным — каждый волен решать для себя сам.
Отвечал Александр Ткаченко