Можно ли написать краткое руководство по христианской жизни? Можно. И в нем будет всего одно правило.
Христианская жизнь по инструкциям невозможна: дьявол всегда сумеет создать положение, не предусмотренное даже самыми «совершенными» инструкциями.
«Прошу вас ответить на мои вопросы: Стоит ли начинать новоначальным (стараюсь жить по-христиански третий месяц) практиковать Иисусову молитву и другие способы непрестанного памятования Бога? Или сначала нужно ослабить силу страстей и только после этого приступать? Или заниматься этим параллельно? Святые Отцы не сходятся во мнении. Если же возьму благословение священника на это делание, не будет ли грехом, если я буду невольно забывать на короткое время молитву и жить без памяти о Боге, но вспоминать, каяться в этом и продолжать молиться? (2 недели пробую и часто забываю про молитву в течение дня из-за посторонних мыслей). Как совместить учёбу и умную молитву, если ум будет направлен на усвоение материала? Получается какая-то раздвоенность (и знания не могу усвоить, и памятовать о Господе Иисусе Христе толком не получается во время чтения светской книги). Нужны ли четки?»
Очень огорчительное, просто трагичное письмо. Объяснять это тем, кто этого не понимает и не чувствует – бессмысленно. Страшнейший, убийственный винегрет в сознании.
«Но, – скажете вы, – человек старается жить по-христиански только третий месяц!»…
Именно поэтому никто не обвиняет юного автора письма, но лишь горько сочувствует ему. Начало любого дела всегда связано с какой-то мерой винегрета в сознании, но здесь речь идет о самой жизни и смерти, так что ошибки становятся не просто досадными, а смертельными.
Аналогия: кто-то взялся строить сарай: без плана, без умения, без понятия натащил инструментов, досок, гвоздей, сидит и курит. Дело не движется. Досадно. А сосед у него, с тем же уровнем навыка и осведомленности, строит бензоколонку: привез бензин, разлил по корытам, расплескал кругом – и тоже сидит и курит…
Вина в некоторой мере ложится на доступность любой информации о христианстве и на специфику Интернета.
Не отрываясь от стула (или даже от своего сотового телефона), слегка шевельнув пальцем, любопытный «пользователь» упирается рассеянным взглядом в монашеские поучения святых отцов 1,5-тысячелетней давности, в размалеванную под Православие сектантскую западню, в богословский трактат, в какой-нибудь «форум для обсуждения» с активнейшим участием всех тех, кому больше нечем заняться, или в Святое Писание Нового Завета (последний вариант исключительно редок)…
Вот этим-то потоком и наполняется несчастный винегрет с немыслимой прежде легкостью и энергией.
Но надо же как-то ответить автору по существу вопроса… Отвечу так:
– Не ищите устава внутренней службы. Не ищите правил внутреннего распорядка, должностных инструкций и указаний к выполнению. Не ищите послушаний.
– Не ищите сержантов и фельдфебелей. Не ищите надзирателей и конвоиров. Не ищите воспитателей детского садика. Иначе найдете секту. Если даже не вовне, то внутри себя наверняка.
– Ищите Христа в Его Святой Церкви, в ее голосе, в ее жизни, в ее Таинствах.
И добавлю еще ответ на очень похожий, созвучный, но более краткий и четко сформулированный вопрос:
«У меня есть семьдесят шесть простых инструкций на все случаи жизни. Помогите их уточнить…»
Христианская жизнь по инструкциям невозможна: дьявол всегда сумеет создать положение, не предусмотренное даже самыми «совершенными» инструкциями.
Но, тем не менее, ваши 76 инструкций легко уточнить.
Возьмите лист бумаги, напишите на нем крупными буквами: «Люблю Господа, люблю ближнего» и повесьте его у себя над столом.
Все остальные инструкции спрячьте до лучших времен.
Иеромонах Макарий (Маркиш)
pravmir.ru