Ангелы и бесы — духовные сущности, живущие в иной, нежели привычная нам, системе координат. Они свободны от материального начала и не нуждаются в физической опоре. Поэтому мнение о том, что ангелы и бесы сидят у нас на плечах, — грубое суеверие, не имеющее ничего общего с православным учением.
Помимо искаженных представлений о духовном мире оно служит питательной средой для других околоцерковных суеверий, отдающих правой стороне нашего тела предпочтение перед левой: люди плюют через левое плечо, передают свечку в храме исключительно через правое, а, крестясь, последним движением руки «пересаживают» ангела с правого плеча на левое, чтобы прогнать оттуда беса. Все это отвлекает внимание человека от действительно важных для духовной жизни вещей, засоряет голову ненужными мыслями и переживаниями.
Конечно, ангелы и бесы могут принимать участие в жизни людей. Есть множество историй о явлениях ангелов людям святой жизни, а также о происках демонов, устраивавших различные козни с целью погубить душу человека. Однако Церковь предостерегает нас от чрезмерного любопытства и стремления во что бы то ни стало стать свидетелем явлений из духовного мира.
Многие святые указывают на опасность «чувственного в?дения духов», особенно если человек внутренне не готов к этому. Можно очень легко обмануться, приняв бесовское наваждение за послание из ангельского мира. Как писал апостол Павел, сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор 11:14). А другой апостол, Иоанн Богослов, призывал: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин 4:1). Не освободившись от страстей, невозможно научиться «различать» духов. Даже святые люди становились жертвой бесовского обмана. Например, святой Симеон Столпник едва не прельстился видением дьявола, представшего перед ним в виде ангела на огненной колеснице.
Много внимания этому вопросу уделял в своих сочинениях святитель Игнатий (Брянчанинов). Он писал, что единственный способ для христианина стать соучастником горнего мира состоит в аскетических трудах, борьбе со страстями, чтении Священного Писания, молитве и исполнении заповедей Божьих. На основе изучения святоотеческого наследия святитель Игнатий выработал рекомендации для христиан, которые стали свидетелями потусторонних явлений. Ссылаясь на мнение подвижников Церкви, он писал, что святые отцы «заповедуют благочестивым подвижникам не вверяться никакому образу или видению, если они внезапно представятся, не входить с ними в беседу, не обращать на них внимания. Они заповедуют при таких явлениях ограждать себя знамением креста, закрывать глаза и в решительном сознании своего недостоинства и неспособности к видению святых духов молить Бога, чтоб Он покрыл нас от всех козней и обольщений, злохитро расставленных человекам духами злобы, зараженными неисцельною ненавистью и завистью к человекам».
Только Господь, сказавший о Себе: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин 10:9), открывает единственно правильный и верный вход в духовный мир. И только тем, кто должным образом подготовил себя к этому деятельной верой, стремлением к Богу и праведной жизнью.
| Читайте также:
Мистика по-христиански, или кто может увидеть ангелов
Кто такие бесы, и нужно ли их бояться