Сергей Худиев продолжает разговор с читателями об основах веры и отношении христианина к себе, другим людям и происходящему вокруг. Новая статья посвящена главной христианской добродетели — любви.
В послании к Галатам перечисляются плоды, которые Святой Дух приносит в жизни Христианина: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23)
Первым в этом списке стоит любовь — и любовь, действительно, самое главное в христианской жизни. Святой Апостол Павел говорит об этом в Послании к Коринфянам; и нам стоит взглянуть на ситуацию, в которой оно было написано. Люди в коринфской общине были невероятно духовными — они приходили в экстазы, во время которых говорили ангельскими языками, изрекали пророчества, даже, похоже, творили чудеса. Но Апостол говорит, что все это может быть впустую, потому что главное — это любовь.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8)
Но что такое любовь? О чем тут идет речь? В современном языке любовь — это эмоция; теплое чувство, которое мы испытываем к другому человеку. Как и другие эмоции, нам трудно его контролировать — и поэтому заповедь любви звучит странно, как будто от нас требуют того, что не в нашей власти.
Другая проблема возникает из-за того, что в современной речи «любовь», как правило, означает эротическую влюбленность, и люди часто говорят, что, раз Бог есть любовь и любовь вообще есть самое важное, Он должен одобрять любые их эротические порывы — и горько обижаются, когда им говорят, что это не так.
В библейском контексте любовь — это не эмоция. Это отношение. Оно проявляется не в переживаниях; оно проявляется в действиях. Люди, которые говорят о «любви к народу», «любви к Родине», о любви как о том, что побуждает человека к действиям — и, возможно, жертвам — ради того, что он любит, несколько ближе к истине.
Но они находятся в серьезной опасности. Самые страшные вещи в истории делаются не мелкими ворами и развратниками, а возвышенными идеалистами, готовыми на труды и жертвы. Люди развязывают кровавые войны из любви к Родине (и доводят Родину до полного опустошения), устраивают революции из любви к угнетенным (и подвергают угнетенных еще худшим бедствиям), и даже саму веру в Бога делают поводом для бесчинств, уверяя себя при этом, что поступают так из «любви к истине».
В чем проявляется подлинная любовь? Слово Божие неоднократно говорит — в соблюдении заповедей. Святой Апостол Иоанн говорит «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Иоан.1:6) Как пишет Святой Апостол Павел, «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:9,10)
Это истина, которую людям было трудно воспринимать тогда, и трудно сейчас. Но нам важно это запомнить — подлинная любовь состоит в исполнении заповедей. Если от имени любви нас побуждают нарушить заповедь, нас обманывают. Любящий человек будет делать многое — но есть вещи, которых он точно делать не будет; заповеди — это как страховочная сетка, ниже которой точно нельзя падать. Нельзя убивать, даже если все вокруг уверяют, что этих плохих людей надо убить из любви к хорошим. Нельзя воровать, даже если вам предлагают удобную теорию, по которой это будет выглядеть как справедливое наказание богатых и помощь бедным. Нельзя лжесвидетельствовать, даже если Вам кажется, что этим Вы поможете людям, которых любите. Нельзя прелюбодействовать, даже если все вокруг настаивают, что это и есть любовь. Нельзя поклоняться идолам, даже если идолопоклонники обидятся и станут горько упрекать Вас в недостатке любви и понимания. Нельзя совершать, поддерживать, или одобрять какой-либо грех. Как говорит Апостол, «Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фесс.5:22)
Любовь проявляет себя в заботе о нуждах других людей, об их временном благополучии и вечном спасении — и она относится, прежде всего, к воле, к решимости поступать определенным образом.
Но она, конечно, не является безэмоциональной — просто в нормальном случае наши чувства (обычно с некоторым запозданием) следуют за нашей волей. Когда мы несправедливо обращаемся с людьми, мы склонны их ненавидеть. Как писал Лев Толстой в «Хаджи Мурате» «Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их в мере того зла, которое он сделал им».
Когда мы кого-то оклеветали, нам надо верить, что этот человек — негодяй, и заслуживает ненависти; когда кого-то притеснили и обидели — мы верим и чувствуем, что они дурные люди и сами должны быть в этом виноваты. Эта нисходящая спираль — люди ненавидят тех, кого обижают, а потом еще сильнее обижают тех, кого ненавидят — лежит в основе многих страшных бед и несправедливостей.
К счастью, верно и обратное — наше сердце смягчается в отношении тех, с кем мы поступаем по любви. Мы не должны дожидаться, пока мы почувствуем расположение к другим людям — эдак мы не почувствуем его никогда. Мы должны поступать по любви — слушать то, что люди говорят, и стараться понять. Помогать им в их нуждах. Удерживаться от всякого рода зла. И для того, чтобы научиться этому, нам понадобится школа любви — Церковь. Вот о ней и мы и поговорим в следующий раз.
ХУДИЕВ Сергей
foma.ru