О том, как происходит преображение человека во время поста, размышляет протоиерей Игорь Фомин – настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
– В чем механизм поста? Как замена одного рода пищи другим может поменять человека?
– Первый пост был заповедан Самим Богом Адаму и Еве в раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:16-17)». Так первый пост, как ограничение своеволия и послушание человека Богу, упоминается в Ветхом Завете.
О посте говорит и Господь наш Иисус Христос: когда ученики Его не смогли исцелить беснующегося человека, Он сказал ученикам, что «сей род изгоняется только молитвою и постом»
Что же за чудодейственная вещь – пост? Как воздержание от пищи может помочь человеку в духовном делании?
Пост – это воспитание человека. Дрессировка себя, отказ в малом во избежание больших соблазнов. Пост – это тренировка будущих побед, как в олимпийском спорте, тренировка, которая приводит на пьедестал Спасения.
– Можно ли рассматривать пост как экзамен?
– Нет, нельзя, пост можно рассматривать как учебный процесс, который надо постигать. А экзамен – это уже будет та духовная жизнь, та духовная составляющая, которую будет являть наша жизнь.
– Как не поститься механически, есть ли какие-то практические советы?
– Надо видеть свою немощь, духовную нищету и тогда пост будет вожделенным. Тогда Господь становится врачом и начинает лечить человека. Как это сделать – не поститься механически, – каждый может решить со своим духовником или приходским священником. Если духовника нет, то происходит игра в духовность. А общие рекомендации как провести пост нам дает устав, Церковь, все остальное надо обсуждать со священником.
– Почему может наблюдаться усталость от поста, уход в формализм?
– Это происходит, когда человек пытается жить по правилам, а не по духу. Пост должен воспитать дух в человеке, помочь человеку отсечь все ненужное как тщетное. Пост не должен превращаться просто в соблюдение правил. Когда пост воспринимается именно как правило – «Я это сделаю, а Бог мне обязан за это что-то дать – прозорливость, духовность, терпение и так далее», то происходит усталость от поста.
Пост – это помощь человеку в достижении духовной цели, костылики для хромого и убогого человека. Ведь только такой человек, смиренно оценивающий свои возможности, может поститься. И тогда никакого формализма не будет.
– Мера поста в еде кем определяется?
– Да, действительно, еда – не главное: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим. 14:17). Меру поста обычно определяет духовник, так как самого себя очень сложно приучить к каким-то определенным правилам. Духовник помогает человеку определить меру строгости поста.
– Можно ли радоваться посту?
– Радость просто необходима, если ты уныл и ничто не радует во время поста, значит, ты что-то неправильно делаешь, неправильно постишься. Тогда надо срочно бежать к духовнику и признаваться: «Я – всё, я себя духовно покалечил, лечите».
Жизнь христианина – это радость. Если мы теряем эту радость, то значит, мы постимся для лукавого, теряем христианство.
Слезы уместны только на исповеди, на покаянии, только внутри себя, ни в коем случае ни на людях. На людях надо радоваться.
Беседовала Мария Строганова
pravmir.ru