Главное правило — молиться постоянно
— Владыка, все мы стараемся по мере сил молиться о себе и о людях знакомых и незнакомых. У нас в редакционной почте традиционно много вопросов о том, как же молиться правильно — собственными словами, молитвами из молитвословов, дома или в храме? Есть ли какие-то общие правила?
— Есть одно общее правило, в котором заключен ответ на большинство таких вопросов. Верующий человек должен молиться постоянно. Молитва — это общение человека с Богом.
К сожалению, в представлении большинства современных людей молитва — это постоянно звучащее слово «дай»: дай, Господи… А на самом деле молитва — это связь с Богом, это жизнь вместе с Ним. И те, кто уже ощутил это, не спрашивают, сколько нужно молиться, как, когда, а молятся почти всегда.
— Еще преподобный Серафим Саровский, наставляя дивеевских монахинь, которые очень много работали, говорил, что молитва делу не помеха, даже в трудах и заботах…
— Конечно. Недаром существует так называемое Серафимово правило, которое подходило и для неграмотных, и для людей, весь день занятых на послушаниях, на работе. Отче наш, Верую, Богородице Дево, радуйся — это молитвы, которые человек может проговаривать со смыслом даже во время работы, практически большую часть суток. В нашем вечернем правиле есть двадцать четыре молитвы святителя Иоанна Златоуста по числу часов дня и ночи. И святитель Феофан Затворник очень часто в качестве благословения давал своим духовным чадам совет молиться этими молитвами: час — одной, час — другой, час — третьей и так далее. И, конечно, Иисусова молитва — вершина молитвенного делания. Это все способы постоянного пребывания с Богом.
— Например, даже в дороге где-то можно молиться?
— Более того, именно в дороге, да и везде, где человек тратит время непроизводительно, ему лучше всего учиться молиться. Скажем, пробки— прекрасное место для того, чтобы молиться Богу. Какая тренировка памяти, внимания, терпения, смирения! Поэтому, повторю, молиться можно и нужно всегда и везде.
— А может человек дома либо в храме молиться не по молитвослову, а так, как чувствует?
— Думаю, молиться по молитвослову нужно обязательно, по крайней мере в первые годы, когда человек приучается к церковной жизни, узнает ее. Дело в том, что в молитвословах собраны не просто какие-то назидательные тексты, а молитвы, составленные великими святыми, то есть людьми, которые, выражаясь мирским языком, были профессионалами в молитве. В любом деле, когда человек учится, он сначала смотрит на то, что сделали профессионалы. Художник многие годы копирует картины старых мастеров. Если музыканту надо что-то сыграть или спеть, он слушает записи выдающихся исполнителей. Точно так же и с молитвами, которые есть в молитвослове. В них очень ярко и образно изложено то, как и о чем мы должны просить Бога. Эти молитвы должны со временем стать нашими собственными словами. Человек, который молится постоянно, воспринимает их как опыт святых, тогда и его собственные молитвы становятся более глубокими. Но если мы говорим о церковной молитве, то в храме лучше все-таки слушать то, что читается и поется, потому что это не только очень красиво, но и очень назидательно.
Молитва — не механизм!
— Владыка, у нас особенно много вопросов о молитве за живых и усопших. Многие верующие люди переживают за своих неверующих родственников и друзей. Вот, например, вопрос от Александры: «Очень трудно психологически, и даже физически иногда, молиться за людей, отвергающих Церковь. Я читала у святителя Феофана Затворника, что Божья благодать никогда не насилует волю человека. Как Господь может вразумить человека, который сам Ему отказывает? И еще труднее молиться о помощи, когда этому нашему неверующему ближнему плохо, когда он в беде, болен и так далее. Просить Бога ему помочь — все равно что человека просить помочь тому, кто этого человека не любит и всюду поносит. Не молиться вовсе? Но ведь эти неверующие, отвергающие Православие люди,— наши родные, друзья, оставаться равнодушными к их судьбе мы не можем. Как быть?».
— Это очень хороший вопрос, но в нем есть одна ошибка. Там, где Александра говорит: «Просить Бога помочь в беде тому, кто Его отвергает,— все равно что человека просить помочь тому, кто этого человека не любит»,— она переносит на Бога человеческие качества, причем не самые хорошие. Это неправильно. Господь Сам заповедовал нам молиться за тех, кто нас ненавидит и обижает. И невозможно себе представить, что мы молимся за какого-то человека, а Бог отвечает: «Нет, этот человек Меня не любит, поэтому Я ему не помогу».
Но, с другой стороны, проблема здесь действительно есть. Помню свои ощущения, когда я был молодым священником и приходилось отпевать людей, которые, как шутили старые батюшки, «были в храме только два раза в жизни, и оба раза их приносили — крестить и отпевать». В разрешительной молитве чина отпевания есть такие слова: Господь «да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо…». Но какое там «по духу чадо», когда ты его никогда не видел и при жизни он знать не хотел ни тебя, ни Бога, ни Церковь? Однако у таких людей есть родственники, близкие, среди них есть верующие, и они очень хотят, чтобы об этом усопшем была совершена церковная молитва. Да, он был далек от Церкви — но он им дорог. И как здесь поступать?
К примеру, у старообрядцев не отпевают тех, кто не ходил в церковь. Правы они в этом или нет? Наверное, не совсем. Но когда мы удостаиваем церковных Таинств и обрядов людей, которые к ним относятся поверхностно, в этом тоже есть нечто неправильное. Слава Богу, что сейчас перед крещением и венчанием проводятся огласительные беседы, мы пытаемся сначала наставить людей в основах веры. С усопшими уже сложнее…
Поэтому можно так сказать. Мы понимаем, что по букве нарушаем какие-то правила, но все-таки молимся об этих людях по желанию их близких. А далее — надо предать их на волю Божию. И Александре я бы так посоветовал: если у Вас болит сердце о человеке, молитесь о нем, а Бог Сам знает, как ему помочь.
— Два вопроса от Анны на ту же тему. Первый: «Некоторые священники считают, что записки на проскомидию можно подавать только за тех, кто живет церковной жизнью, причащается. За прочих же, хотя бы и крещеных, можно молиться лишь за молебном. Так ли это?».
— Думаю, это попытка хоть как-то выйти из тупика, о котором мы только что говорили. Да, есть люди, которые крещены, но крещение в их жизни не принесло никаких плодов. Формально за этих людей молиться можно, в том числе и подавать записки на проскомидию. Но понятно и то, что если священник вдумчивый, если он относится к своему служению ответственно, он хочет как-то оградить себя от необходимости молитвы за таких людей. Мне кажется, что все-таки нужно молиться, полагая результат молитвы — на волю Божию.
— И второй вопрос от Анны: «Меня очень смущает то, что у нас такое значение придается факту крещения человека, при том что человек этот, крещенный когда-то во младенчестве, никогда в жизни больше в церковь не заходил. Он никаким верующим не был, и все равно его можно отпевать, а некрещеного — нельзя. А чем этот крещеный от некрещеного отличается, если разобраться?».
— Когда мы начинаем защищать такие крайние позиции, мы забываем нечто очень важное. Да, крещение должно быть осознанным, чтобы быть действенным. Но сказать, что сам факт крещения — вообще ничего не значит, что он никак не воздействует на человека, думаю, нельзя. Это Таинство, в котором действует Сам Господь.
У нас в Церкви есть группа последователей священника Георгия Кочеткова. Эти люди живут пафосом обновления церковной жизни: у них и богослужение на русском языке, и упрощение богослужения, и своя система катехизации. Отец Георгий Кочетков и его последователи говорят как раз об этом: формальное крещение ничего не значит. И если новый человек приходит к ним в общину, хоть и крещеный — они его не причащают, во время Литургии заставляют уходить на возгласе «Оглашенные, изыдите!», долгое время катехизируют и только после этого сподобляют Причащения. Это логическое завершение развития той мысли, которую высказывает Анна. Действительно: человека крестили во младенчестве, он ничего не запомнил, христианином не стал, но теперь пришел в Церковь, и его надо сделать настоящим христианином… Но это тоже неправильный путь. Именно поэтому эта группа общин имеет признаки секты.
— Владыка, следующий вопрос от Ольги: «Бывает так — человека давно в твоей жизни нет, а вдруг вспоминаешь его, и возникает горячее желание за него помолиться. А что с ним: жив ли, мертв ли, крещен ли, ты даже не знаешь. Как быть?».
— Надо помолиться, конечно, своими словами. И предать все на волю Божию. У Бога нет мертвых, у Него все живы.
— К сожалению, даже от молитвы люди хотят получить гарантированный результат. Приведу вопрос от посетительницы нашего портала. «В Интернете прочитала, что чтением Псалтири мы можем вызволить из ада несколько поколений своих предков. Так ли это? Но на одном сайте пишут, что надо читать Псалтирь двадцать раз, а на другом — сорок раз. Сколько же раз нужно прочесть, чтобы хоть какую-то пользу принести?» — спрашивает Оксана.
— Есть древняя традиция читать Псалтирь по усопшим. В добрые старые времена люди хоронили своих умерших не так, как сейчас, когда человек умирает где-то в больнице, его привозят в морг и оттуда уже везут на кладбище. Раньше покойник лежал дома, потом в церкви, и все это время над ним читали Псалтирь. Это правильно, это очень полезно и для души усопшего, и для его близких.
Что касается самого вопроса. Отношения Бога и человека ни в коем случае нельзя так формализовать и считать молитву неким механизмом, когда нужно нажать кнопки в определенной последовательности — и получишь нужный результат. Ничего подобного, потому что Бог — не машина, а Личность. Читать Псалтирь по усопшим можно и нужно. Но никаких гарантий Господь никогда никому не давал, и требовать их у Него невозможно.
— И следующий вопрос: «Есть ли разница — самому читать за человека Псалтирь или заказать в монастыре? Елена».
— Можно и то и другое. Молитва — одно из деланий монашествующих, которым предписывается молиться за весь мир. И во многих монастырях введено чтение так называемой «неусыпаемой» Псалтири: Псалтирь читается круглосуточно и при этом поминаются люди, записки с именами которых подали прихожане монастыря. Это хорошо, но одно другого не исключает.
— «Как молиться об усопшем, если он родился в 1950-е годы и точно неизвестно, крещен он или нет?»
— Думаю, что в таком случае можно молиться дома об этом человеке, в том числе читать Псалтирь. Можно ставить свечи в храме, в дни его памяти подавать милостыню тем, кто в ней нуждается. Но если нет уверенности в том, что человек крещен, то записки на Литургию за него подавать не надо.
— Вопрос от Екатерины: «Я стараюсь дома читать молитву об упокоении души моего папы из молитвослова. Там есть такие слова: ″Душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, прими в Царство Твое Небесное″. Мой папа был крещен, но воцерковленным человеком он не был и истинной веры не имел. Я в молитве эти слова пропускаю. Правильно ли я делаю?».
— При жизни он не имел веры, но сейчас он уже предстал пред Богом и обо всем знает. Поэтому я думаю, что слова о твердой надежде на человеколюбие и милость Божию опускать не надо.
— Ксения задает вопрос: «Что делать человеку, который уже несколько месяцев без работы? Я молюсь, но ничего не получается. Знаю, что Господь подает нам то, что необходимо. Но ведь работа мне жизненно необходима».
— Кроме молитвы, нужно стараться делать все возможное, чтобы найти эту работу. Да, сейчас тяжелые времена, и в таких условиях, может быть, стоит согласиться на работу менее престижную.
— Ольга задает Вам вопрос: «Как молиться за крестников? Есть ли какие-то специальные молитвы, или можно упоминать их имена в молитве о детях?».
— Нет, специальных молитв нет, поэтому можно молиться и поминать своих крестников вместе с детьми.
— Владыка, еще вопрос от Ольги: «Можно ли заочно отпеть отца? Он умер в 1998 году. Он был крещен в детстве, но взрослым в церковь не ходил и никак веру в Бога не проявлял, но человек был хороший, никаких антирелигиозных настроений не замечали, нес крест серьезной болезни безропотно».
— Интересная особенность нашего времени: по учению Церкви, мы крестим младенцев по вере их родителей, а сейчас так складывается, что мы отпеваем покойников по вере их детей… Думаю, что усопшего можно отпеть, если Ольга действительно о нем переживает и готова не просто формально прийти в храм, заказать отпевание и забыть об этом, а молиться об отце дальше.
Газета «Православная вера» № 13 (561)