ПРОФЕССОР МДА АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ ОСИПОВ
Николай Бульчук: Дорогие братья и сестры, мы беседуем по телефону с доктором богословия, заслуженным профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым. В настоящее время в православном мире мы наблюдаем довольно тревожную ситуацию. И неким фактором, который ее определяет, является заявление, сделанное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Напомню, что мы говорим о позиции Патриарха Варфоломея в вопросе легализации так называемой «Православной Церкви Украины» (ПЦУ). Святейший Патриарх Кирилл фактически назвал Патриарха Варфоломея раскольником, ибо тот нарушил каноны, определяющие степень взаимопроникновения канонического влияния одной Поместной Церкви на чужую каноническую территорию. Как же нам, православным, сегодня жить со всем этим? Как священникам и архипастырям осуществлять свое служение? Как к этому должна относиться паства?
Профессор А. И. Осипов: Ситуация эта не новая: подобная история была уже 1000 лет тому назад. Это произошло в результате разногласий, которые возникли между Римом и Константинополем. Тогда произошло серьезное событие, которое повлияло на всю историю христианской жизни, по крайней мере, в Европе. Сейчас мы видим примерно то же самое. Как и в то время Рим претендовал на абсолютную власть над всем христианским миром, так и сейчас, к великому сожалению, Патриарх Константинопольский открыто заявляет о том, что он является фактическим главой (не просто по чести, но и по каноническому положению) всего Православия. В истории Православия такого вообще-то раньше не было. И в Древней Церкви неоднократно бывали подобные притязания Рима, но они всегда встречали самое серьезное сопротивление, и до какого-то времени Рим с этим мирился. В конце концов, в XI веке в Римской Церкви тоже были серьезные нестроения. А X век даже католические историки называют «темным веком». В середине XI века вообще произошел раскол.
И вот, сегодня Патриарх Варфоломей объявляет себя фактически «папой всего Православия». Не случайно эти постоянные связи, эти очень близкие контакты Константинополя с Римом продолжались всю историю, а в последнее время они стали особенно интенсивными. Видимо, этот вирус (не COVID-19, а другой) глубоко вошел в душу Константинополя. И вот, результат на лицо. Можно, конечно, возразить: посмотрите, он же не один теперь, но и греческие Церкви, и Александрийская, и даже Кипрская (а теперь еще и Элладская) к этому присоединились. Но тут совершенно очевидно просматривается то, что происходит подспудно: события скрытого характера. Причем все они носят чисто политический оттенок, это ясно.
Например, Александрийский Патриарх получает зарплату от греческого правительства. Это давно известный, но не афишируемый факт. В 2017-2019 гг., например, Патриарх Феодор говорил: «Да мы с митрополитом Онуфрием! Да, мы с Русской Церковью!» И вдруг в 2020-м году он переменил мнение. Что же такое случилось?! Он действует вопреки самому себе, не стесняясь. Это именно свидетельствует о сильных подспудных течениях, против которых Александрийский Патриарх ничего не может поделать! Это же можно предполагать и о действиях Патриарха Константинопольского.
Да, сегодня он ведет Православную Церковь к расколу, который будет, боюсь, иметь не меньшее значение, чем Римско-Константинопольский раскол. И это беда.
О ереси я пока ничего не могу сказать. В отношении догматического учения, по-моему, пока вопросов не возникало, но, по учению Церкви, раскол по своему уровню, по своей значимости приравнивается к ереси по той причине, что источником и того, и другого является гордость. Преподобный авва Исаия писал: «Ты изучаешь Писания и хорошо их знаешь, у тебя есть свое понимание его, но если ты будешь упорно настаивать на своем понимании, то ты лишаешься благодати Божией». В данном случае вот что происходит – человеческое упорство. Это другой термин гордости. Причиной ереси и раскола является именно гордость. Пожалуй, ничего в большей степени, чем гордость, человека и Церковь уводит от Бога. Не случайно Святитель Московский Филарет (Дроздов) писал, что ни одна Поместная Церковь не ограждена от ошибок, от повреждения и падения. И вот, мы видели это на примере Рима, а теперь наблюдаем на примере Константинополя.
Николай Бульчук: Такое ощущение, что этот «вирус» поразил не только Патриарха Варфоломея, но м сами Церкви становятся сегодня некими автономными образованиями. Недавно, например, мы видели, что происходило с интронизацией главы Черногорской митрополии, как это все было устроено... И сколько бы мы ни обвиняли глав Церквей в их связях с какими-то политическими течениями, мне кажется, сегодня происходит еще что-то, о чем мы не можем даже догадываться.
Не так давно Русская Православная Церковь пыталась найти точки соприкосновения с Католической церковью. Это было связано с подписанием акта в Гаване и, казалось бы, наши отношения должны были улучшиться. А как сейчас обстоит дело со взаимоотношениями Московского Патриархата и Святого Престола?
А. И. Осипов: Во-первых, скажу о Черногории. События там начались гораздо раньше: еще до того, как Патриарх Варфоломей выступил с этими своими новыми инициативами. В Черногории пока просто идет процесс, но не исключено, что он завершится тем же. Что касается наших отношений с Римом и Ватиканом, то они значительно ослабли, надо полагать. Ничего нового положительного мы не видим и после упомянутой вами встречи. По-прежнему продолжается экспансия католицизма на христианский мир. Это самое показательное свидетельство того, что все эти «связи» и «отношения» носят характер некоей светской, политической необходимости, но сами по себе для сближения Русской Церкви и Католической церкви ничего не дают. Что нам нужно от католичества? Ничего. Мы все имеем, что нам нужно. Вероучение, богословские школы - всё. А все то положительное, что бы мы там увидели (например, хорошо организованные структуры), то, пожалуйста, это можно заимствовать и без всяких близких сношений с Римом. Мы ни в чем не нуждаемся! А если продолжаем сотрудничать и общаться, то лишь по причинам чисто таким же, что и в политическом мире. Мы сохраняем отношения и продолжаем контакт с той же Америкой (казалось бы, уж какие там у нас раздоры!), да и с Европой. И тут происходит нечто подобное.
Николай Бульчук: Сейчас взор всех православных людей прикован к многострадальной Украине. Как же долго православные на Украине пытались обрести единую Православную Церковь! Это, вероятно, и послужило причиной Собора. Но вот во что это вылилось сегодня...
Мы с беспокойством наблюдаем за тем, что происходит в Украинской Православной Церкви, за тем, как Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий выдерживает колоссальное давление со всех сторон, в том числе, и со стороны светских властей, которые (надо это признать) все-таки не предпринимали активных политических шагов к образованию единой Православной Церкви на Украине. И вот, как долго может продолжаться сегодняшнее положение дел? Возможно ли, что воспоследует некое властное решение с тем, чтобы ограничить действия законной Православной Церкви на Украинской земле?
А. И. Осипов: Думаю, пока будет хватать ума у политических руководителей, они никогда не пойдут на шаг открытого давления, а еще хуже - и на открытый моральный или юридический террор - против Украинской Православной Церкви. Не пойдут.
Что показал знаменитый крестный ход, который недавно прошел на Украине? А недавнее празднование 1020-лети Крещения Руси, когда опять собралось множество верующего народа?! Начать открытое притеснение и гонение на Церковь - значит создать атмосферу чуть ли не внутренней революции. Не думаю, чтобы сейчас правительство Украины пошло на прямые репрессивные шаги в отношении Православной Церкви на Украине. Сегодня Украина находится в полной политической зависимости от США. Что там решит какой-то кабинет мудрецов, которые думают об Украине?.. Не Зеленский же, не Порошенко решают - они всего лишь марионетки. Итак, давление будет пока просто неразумным, а потому полного притеснения Церкви на Украине пока не будет.
Николай Бульчук: Мы недавно беседовали на «Радонеже» с Преосвященным епископом Запорожским Лукой (Коваленко). И Владыка сказал, что сами раскольники, сами представители новообразованной структуры ПЦУ прекрасно понимают, где истинная Церковь, где законность и святость. Но они вынуждены «соблюдать лицо при плохой игре». А что касается количества приходов? Я прочел недавно, что постепенно в лоно ПЦУ приходят прихожане из Украинской Православной Церкви. В силу давления, в силу какого-то непонимания, в силу выбора лучших условий. Это провокация, на ваш взгляд?
И еще: нам известно, с какой активностью еще недавно фигурировал на украинской церковной сцене Михаил Денисенко, бывший митрополит Филарет (Денисенко). Почему сейчас не слышно ничего ни о нем, ни о его деятельности? Вы знаете что-то об этом?
А. И. Осипов: Нет, я не имею никаких сведений о бывшем митрополите Филарете. Он оказался сегодня фактичекски выброшенным из церковной жизни. Он анафематствован и здесь, и там. «И от ворон отстал, и к павам не пристал». Его просто по-человечески жалко: он уже получал удар за ударом, а что дальше с ним будет, я не знаю. О нем осталось только молиться... Произошла полная катастрофа всех его амбициозных мечтаний...
Мы ведь раньше много с ним общались, много ездили с церковными делегациями. Я его хорошо знал: это был искренне верующий образованный человек, богословски глубоко понимающий. Но вот, эта страсть гордыни его буквально погубила! Я очень о нем сожалею до сих пор. И был возмущен фильмом, который недавно показали о нем на телеканале «Спас». Что же вы лягаете мертвого льва?! Кто же так делает?! Это просто неблагородно. Что о нем сейчас говорить?.. Я понимаю, если бы еще он был в силе, если бы выступал, боролся с Церковью... А теперь - что? Молчание: его нет, как нет...
Николай Бульчук: Я не видел этого фильма, но могу сказать, что когда будущий митрополит Филарет пришел в Лавру и принял монашеский постриг (его бабушка моя еще помнила), ему чуть ли не 13 лет было...
А. И. Осипов: Повторюсь, я его хорошо знаю: это был один из лучших митрополитов нашей Церкви. Он являет собой великолепный пример того, как любая страсть может погубить человека! Потому остается о нем только молиться.
Что касается тенденции перехода прихожан в ПЦУ... Очень возможно, что определяющим фактором этого является то, что если там начнут «давать деньгу», то многие, конечно, соблазнятся. Те люди, у кого веры практически нет. Особенно это касается священников. Одно дело священник, а другое дело - жрец. И когда священник рассматривает свою деятельность как работу, то тогда легко он может соблазниться и пойти туда, где больше платят. Как и поступают люди в светском мире... Но это признак личного неверия, а вовсе не силы этой самой ПЦУ. Важно то, в какой степени наша Православная Церковь будет стоять на страже духовной жизни - не ритуала, не великолепия богослужений, - а именно духовной жизни.
А процессы обмирщения – они идут... Посмотрите, что было на праздновании 1020-летия Крещения Руси! Целых три рок-группы участвовали в этом праздновании! Подумайте только, что там происходило...
И Блаженнейший митрополит (в ту пору еще Владимир (Сабодан)) не только благословил, но и сказал, что «есть надежда, что мы всегда будем вот так отмечать». Скажите, что же это такое?! Крещение - это же исцеление, спасение, христианская жизнь! И вдруг мы празднуем - как?!. Молитвами, богослужениями?.. Концертами!..
Вообще, богослужение теперь легко превратить в театр. Вот та беда, которая может привести к тому, что Православие быстро исчезнет. Когда совершается богослужение, а вы хотите записать его на видео, ну поставьте в углу камеру, чтобы никто ее не видел! Так нет: репортеры бегают всюду, забираются даже в алтарь!.. Вы подумайте: совершается Таинство Евхаристии, а тут - театральное представление!.. Это есть показатель нашего духовного состояния. И если это будет так продолжаться, то скажу вам, что произойдет то же, что и перед 1917 годом, когда храмов было полно, монастырей полно, школ полно, монашества полно, а истинные монахи плакали и рыдали. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что «кровавыми слезами надо плакать». Ведь очень легко превратить Церковь просто в организацию с пышными торжественными богослужениями. Вот тут и опасность... На Украине эти процессы перехода уже идут. Они могут быть обусловлены лишь одним - угасанием веры. Прежде всего, в богословах, в духовенстве, в монашестве.
Николай Бульчук: Это серьезная проблема. Вы ее обозначили, давно говорите об этом, но, к сожалению, мало кто прислушивается к тэтим словам. Например, я с удивлением узнаю, что на второй день праздника Успения Пресвятой Богородицы Сергиев Посад, в частности, площадь перед Троице-Сергиевой Лаврой, выступила своеобразной сценой для оперной постановки «Евгения Онегина». Оказывается, наш город принял участие в серии спектаклей, которые идут под общим названием серии: «Театр у монастырских стен». Вроде бы неплохая идея популяризации оперной музыки, но причем тут монастырские стены?..
А. И. Осипов: Я проходил мимо, видел, но что тут сделаешь? Площадь не Лавре принадлежит, а городу. Совсем другое было бы, если бы дано было на это согласие, было бы благословение наместника... А были ли представители Церкви, не сидели ли в первых рядах монахи?.. Надеюсь, что нет...
Николай Бульчук: Уже четыре года продолжается ненормальная ситуация, когда во время произнесения имен православных Предстоятелей за Божественной Литургией не упоминаются Святейшим Патриархом Кириллом многие имена? Как, на ваш взгляд, может развиваться эта ситуация? Ведь, наверное, ни Патриарх Варфоломей не изменит своей позиции, ни Патриарх Кирилл не может «протянуть братскую руку» своему некогда собрату и попросить его прекратить свои незаконные действия... Или же все-таки возможно некое совместное решение, некая встреча, чтобы уладить это досадное и опасное состояние?
А. И. Осипов: Как же нам «протянуть братскую руку», когда сразу по ней и ударят?.. Ведь именно открыто бьют по рукам! Как можно созывать Собор, когда мы наблюдаем такую ситуацию, что никаких обсуждений просто не может быть! Заявления Патриарха Варфоломея настолько категоричны и бескомпромиссны, что пока даже говорить о встрече немыслимо. Помните, Патриарх Кирилл недавно даже летал в Константинополь, ну и что? Чем это закончилось?
Этот процесс, учитывая характер жизни, который наблюдается по всему миру, когда идет обмирщение сознания, - он будет только развиваться в этом же направлении! Едва ли произойдут улучшения... Надежды на это просто нет, откуда ей взяться? На это пока нисколько не похоже... Повсюду как раз видим большее влияние западного духа на наши Православные Церкви. Все больше и больше... И это совершенно очевидно.
Вот, например, вы встречали хоть одну конференцию, посвященную современным проблемам в духовной жизни? Если и собираются когда монашеские конференции, там еще ставится этот вопрос, а так - никогда. Мы же все духовно здоровы, нам ничего не нужно! Вот благотворительность, всякая деятельность по развитию культуры, связей - это мы пожалуйста... А в духовной жизни у нас проблем нет! Например, что происходит у нас на богослужении во время Воздвижения Креста? Как там поет хор многократное «Господи, помилуй»? Ужас один! Концерт! Настоящее кривляние перед Богом! Так-то мы обращаемся к Богу?.. А это уже стало нормой. Привыкли орать изо всех сил: «Господи, помилуй». Кощунство? Но к этому кощунству мы уже так привыкли...
Интересно было бы послушать, где и в каких храмах что выделывают хоры... Вот, до чего уже дошло!.. А если вместо молитв у нас ритуалы, то не надо думать, что духовная жизнь может возродиться. Это опаснейшее явление.
А об умном делании мы сегодня слышим где-то или нет? Скажи только об этом сейчас, так над тобой засмеются! А монашества нет без умного делания - неужели это непонятно? У нас монахи занимаются столь многими административными делами, что где им, бедным, до умного делания!
Одним словом, при таком положении духовной жизни в Православии ожидать положительных изменений невозможно... Епископу Игнатию (Брянчанинову) тоже некогда говорили: дескать, да, у нас не совсем хорошо, но мы надеемся, что все возродится... Так он таких людей назвал «верхоглядами», которые строили фантазии и мечты о каком-то возрождении духовной жизни, когда на самом деле происходило возрождение другого рода – возрождение количества храмов, монастырей, духовенства. Вот, оказывается, в чем возрождение. Вот вам и «верхоглядство».
Поэтому я не надеюсь на улучшение. А раскол этот когда-то уже случится окончательно - когда мы «дойдем до ручки», он будет констатирован официально. И это будет самая страшная беда. Сейчас пока еще все хоть так, сдержанно, но может произойти беда...
Вы же знаете, что и Патриарх Варфоломей, и многие экуменические деятели (а он один из самых ревностных среди них), - они все воспитаны и находятся в русле истоков экуменического движения, которое возникло еще в XIX веке. Во главе его стояли масонские деятели. А их работа и задача очевидна - уничтожение христианства, но не других религий. И сейчас этот процесс благополучно идет...
Николай Бульчук: Вы давно занимаетесь этими вопросами, Алексей Ильич, вы просто не могли пройти мимо этого: так скажите, где мы споткнулись? Ведь совсем недавно еще Церковь выживала в условиях советского времени, когда на нее оказывалось чудовищное давление. И при этом она участвовала во всех экуменических мероприятиях, сохраняла - относительно сегодняшнего времени - высокую нравственность, чистоту веры, традиций и воспитывала истинных блюстителей Православия. Что случилось после 1000-летия Крещения Руси? В чем наша ошибка?
А. И. Осипов: Нет, дело не в Празднике 1000-летия Крещения Руси. Ошибка была лишь в экуменическом движении. Тогда в это движение вошли по указанию сверху, из политических соображений. И в этом отношении наши церковные деятели сделали многое в плане политическом. Но само экуменическое движение не только не укрепило нашей веры, но, напротив, ее разрушило. Преподобный Пимен Великий говорил, что «великое благо - это хорошее общество». С кем мы общаемся, от того и заражаемся. На 1000-летие Крещения Руси Церковь получила внешнюю свободу и начало появляться то, что подспудно уже у нас было. Хорошие люди были и тогда, я уверен, что они есть и сегодня, и надеюсь, что еще и будут впредь. Но процесс идет, к сожалению, не вверх, а вниз...
Николай Бульчук: На этой печальной ноте мы завершаем нашу беседу. Алексей Ильич, мы вас благодарим, внимательно следим за вашими трудами и деятельностью. И когда ее видишь и наблюдаешь, то создается впечатление, что мы надежно защищены. Мы все чаще обращаемся мыслями вспять - туда, где было все расписано, удобно, надежно, православно: в наше не такое далекое прошлое. Сейчас же зыбкость ситуации дает нам понять, что все меняется очень быстро, и в любой момент каждый из нас может потерять верный ориентир, в том числе, и в вопросах веры.
А. И. Осипов: Да, именно так. Потому что Православие свидетельствуется личной жизнью, а не просто внешними формами, которые сами по себе ни о чем не говорят. Какое у нас было в России благолепие до революции! А после нее – его как корова языком слизнула... При разговорах о Православии первое место должно занимать то, какое внимание, какое место уделяется духовной жизни. У нас много еще хорошего сохраняется и укрепляется, по милости Божией. А что будет дальше – это уже как Господь даст...