Прот. Михаил Зазвонов
Тема разговора: «Любовь и справедливость. Есть ли конфликт?» Это Божественные свойства, но разве можно одновременно быть справедливым и любящим?
– Конечно, это образ отца. Когда ребенок провинился, отец его похлопает по одному месту, но это не значит, что он его не любит. Это как раз проявление любви. Он мог этого не делать, но как раз это бы значило, что отцу все равно, что он не испытывает к сыну любви. Справедливость в Боге совершенна. Он послал Своего Единородного Сына, чтобы никто из нас не погиб, но имел жизнь вечную.
Откуда в человеке жажда справедливости?
– Мы созданы по образу и подобию Божию. Мы совсем маленькое подобие Бога. В нас все есть понемногу. Пусть искаженное, но есть. А отсюда и стремление ко всему, что есть Бог. Это свойственно нам, это наши внутренние Божественные инстинкты. Мы стремимся к Нему. У нас искаженная справедливость, искаженная любовь, но это есть, потому что есть у нашего Отца.
Что делать, если ты хочешь добиться справедливости, но никак не можешь этого сделать? Все против тебя.
– Наша справедливость очень относительная, можно даже сказать, что это совершенно не справедливость. Ссорящиеся друг с другом оба будут говорить: «Я прав. Моя позиция правильная». Оба хотят своей справедливости. Но где она? Где истинная справедливость? Она может быть только в Боге. А чтобы все действительно было правильно, нужно воспользоваться Божественной справедливостью. Для этого нужно смириться. Апостол Павел говорит: и уже не я живу, но живет во мне Христос.
Когда ты смиряешься и говоришь: «Господи, пусть все будет по воле Твоей», то у тебя будет уже совершенно другая справедливость. Позиция: «Я прав» – это наша гордость. А это сатанинский грех, он всегда искажает правду Божию. Для этого эта страсть и есть в нас. Поэтому, только избавившись от нее, смирившись, отдав свою жизнь воле Божией, ты сможешь выразить уже совсем другую справедливость. И вот она, возможно, будет Божественной справедливостью.
В Библии мы нередко видим молитву об отмщении. Можем ли мы молиться о справедливости и наказании своих обидчиков?
– Молиться можно о чем угодно. Но к этому со смирением прибавлять: «Не будет моя воля, но Твоя».
По поводу отмщения Господь указал нам очень хороший вариант. У нас действует обычное судопроизводство. Если совершено преступление, что должен сделать человек? Конечно, он хочет, чтобы справедливость настигла его обидчика здесь и сейчас. У него чешутся кулаки. Он хочет самосуда. Но если он это совершит, то наше уголовное право скажет, что он не прав. Поэтому мы и звоним в полицию. Они опросят свидетелей, учтут наши показания, но, кроме того, учтут и мнения адвоката и самого законопреступника. И потом будет вынесен вердикт суда. Судья выразит свою справедливость, которая может отличаться от нашей.
Желание отмщения и в светском варианте воспринимается не очень хорошо. Это всегда слепая ненависть, она никогда не увязывается с правдой. То же самое происходит и в наших отношениях с Богом. Господь дал нам инструмент. Он сказал: Мне отмщение, Я воздам. И это очень здорово. Что мы знаем о человеке, который нас чем-то обидел? Мы не знаем его мотивации, совершил ли он это умышленно, что у него сейчас в голове, может, он вообще невменяемый. Наш суд будет неправым. Мы выберем не ту меру правосудия. Мы не знаем сердца человека. Но Бог знает. И Он говорит: Мне отмщение.
Мы можем помолиться: «Господи, ты видишь мою скорбь, мою печаль, мою обиду. Ты Всемогущ, я вручаю тебе это дело». И, поверьте, Бог разберется лучше всякого другого правосудия. Это будет лучшее решение. А у вас на душе будет спокойствие и радость. Вы ничего не потеряете, не будете днями и ночами думать о плане мести. Вы будете жить спокойной, нормальной, мирной, благочестивой жизнью. Господь все предоставил для того, чтобы мы вручили это Ему.
Как понять, когда нужно проявить милость, а когда справедливость?
– Как я уже говорил, справедливость в наших проявлениях на самом деле вещь очень туманная и часто не является таковой. Всегда лучше руководствоваться законом Российской Федерации. Так ты не ошибешься. Если есть преступление и оно касается только тебя, то ты вправе решить этот вопрос самостоятельно. Но если в случае твоего бездействия оно может коснуться кого-то еще, то, конечно, ты можешь простить обидчика, но твой долг передать дело в правоохранительные органы, чтобы они пресекли зло. Твоя бездеятельность, к сожалению, потом выльется в трагедию с другими людьми. И косвенно этот грех будет на твоей совести.
В плане отмщения нужно все передать в руки Божии, а в общении с человеком руководствоваться любовью. У нас есть заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Что ты себе желаешь? Конечно, спасения души. И в своих поступках по отношению к обидчику нужно исходить из того, что будет полезно для него, что поможет ему спастись. То, что он сделал, признак того, что он явно не на пути спасения. И нужно спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы этот человек все же не погиб, но имел жизнь вечную?» И сразу появится более-менее нормальный план. Скорее всего, вы его пожалеете, ведь пока он погибает, а никому нельзя желать попасть в ад. Это очень страшно. Мы себе этого не желаем, значит, и другим нельзя желать.
Пожалейте его, он в опасности, он на краю гибели. И что вы можете сделать? Помолиться о его вразумлении, передать эту ситуацию в руци Божии. Это очень важно. Нужно постараться простить его, чтобы хотя бы этот грех не был на его совести. Господь, видя вашу любовь, простит ему. Может быть, тогда у этого человека будет шанс ко спасению. Поступая так, вы много чего приобретете для себя. Господь вам даст благодать, мир, радость. Он вас утешит. И когда мы с вами за свои поступки будем на суде пред Ним, то, может быть, этот момент как-то позитивно повлияет на нашу судьбу. Господь будет видеть, что мы действительно любим ближнего своего, как самого себя. Это важный момент.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Писании сказано: Расплата за грех – смерть. Если бы Бог был справедлив, то нас давно никого не было бы. Но поскольку Он любит нас, мы до сих пор живы. Справедливость – это понятие из категории закона. А любовь не ограничивается законом. Значит, они не могут быть вместе. Бог нас любит, поэтому мы до сих пор живы».
– Все основные законодательные моменты писались Моисеем для того, чтобы регламентировать жизнь евреев в пустыне. Представьте, около миллиона человек, которые были рабами, вышли в пустыню. Они никогда не предпринимали никаких действий. Им говорили, а они делали. Это были не управленцы, а очень примитивные исполнители. И вот они собрались в пустыне, и нужно было, чтобы что-то очень остро регламентировало их жизнь.
Тогда была теократия, то есть Бог брал все управление на Себя. Человек того времени не имел абстрактного мышления, он просто не мог понять, что такое любовь, сострадание. Поэтому были такие ветхозаветные заветы. Око за око. И ведь это закон милосердия. Почему? Если у тебя забрали око, то есть выбили глаз, то ты выбей тоже только один глаз обидчику, а не два. Это закон, который регламентировало милосердие. Потому что если ты выбьешь два, то тогда у обидчика будут законные основания выбить тебе последний глаз. Это очень важный момент.
Тогда абстрактное мышление еще не развилось у человека, поэтому законы были довольно жесткие. Чего боялся человек? Потери жизни. Поэтому большинство преступлений каралось смертью. Это был единственный сдерживающий фактор по тем временам. Это милосердие? Конечно. Если бы этого фактора не было, тогда люди бы просто убивали друг друга. Это зло нужно было пресечь.
Сейчас во многих цивилизованных странах почти нет смертной казни по одной причине: люди сейчас уже имеют абстрактное мышление, образование, какое-то размышление и могут обойтись без этого. Теперь вовсе необязательно, чтобы над головой всегда висел дамоклов меч. Ты вправе сам руководить и регламентировать свою жизнь. Поэтому сейчас у нас более щадящее законодательство.
Является ли милость слабостью? От мирских людей мы часто слышим, что милостивый человек слабый.
– Я не знаю, кто считает это слабостью. Страшно за общество, где вдруг милость будет считаться слабостью. Это горделивое, безусловно, потребительское общество, нацеленное на секулярный подход, желающее выбить все устои нравственности. Идет пропаганда свободы от какой-либо духовности. Она возможна только в тех странах, которые находятся под сильным воздействием других стран-агрессоров.
Сейчас это все пропагандируется очень активно, особенно в молодежной среде. Ты должен все сам решать, развивать в себе только лидерские качества, тебе должно быть наплевать на всех. Но какое будущее возможно с такими людьми? В обществе эгоистов не будет рождаемости и браков. Ведь все хотят жить и достигать удовольствий только для себя.
Мы должны разрушать эту психологию в нашей стране. Сейчас это очень четко нужно говорить. Мы видим, что сейчас маски в большинстве своем сброшены, и все так называемые демократические ценности, которые нам пытались внушить, на самом деле работают на саморазрушение нашего народа. Поэтому надо все менять.
Милосердие – это благость. Глупец тот, кто говорит что-то против милосердия. Его надо перевоспитывать. Когда многие поймут это, тогда будет более-менее здоровая атмосфера в нашем обществе. Пока же она настроена против Бога и на саморазрушение нашего народа.
Вопрос от телезрителя: «Как можно объяснить из Ветхого и Нового Заветов эту сверхдемоническую озлобленность? Например, то, что сейчас происходит на Украине. Бесы не имеют ни справедливости, ни жалости, ни боли, ни милосердия. Могут ли они настолько вселиться в человека, что он становится таким же? Как подходить к этому вопросу с точки зрения молитвы?»
– Этот мир лежит во зле. Человек имеет свободу воли, и чем он хочет заниматься, то он и делает. Если сразу целая нация ненавидит другую нацию, то неизбежно рано или поздно между ними будет конфликт. Единственное, нужно понимать свое место в этой истории, почему такая ненависть, кем она сеется, кому она выгодна. И здесь каждый народ должен сделать свой выбор, от него и будет зависеть его жизнь на этой земле.
Мы видим на сегодняшний день, что идет совершенно сатанинская реакция. Потому что долгое время пытались столкнуть два народа, и столкнуть в тех связях, которые нас действительно как-то держали, связывали. Прежде всего это вера. Было инициировано огромное количество расколов и поддержано киевской властью. Мы видим, что сейчас последний оплот – Православную Церковь – пытаются всячески задвинуть. Сейчас они будут праздновать Рождество с раскольниками, с католиками, протестантами и различными другими конфессиями. Даже страшно подумать, какое там количество конфессий и религиозных течений! Это очень печально. Если бы у нас были связывающие устои Православия, то мы лучше друг друга понимали бы, и, может быть, никогда такого не случилось бы. Но и у нас, к сожалению, Православие сейчас не всегда в почете, а там уж и говорить не о чем. То есть мы стали, к сожалению, совершенно разными народами. И этим пользуются, людьми манипулируют, нас сталкивают. Сейчас это уже неизбежно. В данном случае нужно, конечно же, молиться и стремиться к победе.
По поводу власти бесов. Конечно, они пытаются сделать все, чтобы люди ненавидели друг друга. Бес завидует человеку, потому что тот создан по образу и подобию Божию и у него есть перспектива, а у беса нет. Каждый из нас может спастись, увидеть Господа и наследовать рай, а бес не может. И он показывает Богу: мол, вот Твое творение! Посмотри, что делают эти людишки, за которых Ты Сына Своего отдал; они грешат и ведут себя хуже, чем животные... Это ведь вызов именно Богу! Мол, посмотри, как они могут употреблять алкоголь до такого состояния, что теряют человеческий облик и ни о чем другом не могут думать, доходят до крайностей в любых плотских страстях, чревоугодии, гордости... Горделивый человек доходит до того, что становится просто агрессивным чудовищем, которое только и говорит: «Я прав», никого не видит, не слышит и остается один, потому что с ним уже небезопасно общаться. Вы же не будете общаться с тем, кто только о себе говорит? Именно культивируя низменные страсти, бес доводит до абсурда любую душу и показывает Творцу: посмотри, за кого Ты страдаешь...
Богу, конечно, больно, потому что Он нас любит и пытается вразумлять любого. Поэтому те или иные несчастья, которые к нам идут, – это момент вразумления для личности, для семьи, для города, страны. Видимо, у нас сейчас вразумление. Если мы не поймем этого, не покаемся, то тоже внутренне погибнем, и ничто нас не спасет. Мы внутренне превратимся в какого-то озлобленного агрессора, если не будем руководствоваться любовью, не обратимся к Богу. Это важно для каждого человека. И для страны важно, чтобы мы укрепились в вере именно сейчас, это нам даст многое, и будет по-другому все восприниматься.
Прозвучал еще вопрос, как молиться в это время.
– Молиться, как и в любое другое время, спокойно, с любовью. В апостольских посланиях есть моменты, которые четко говорят, что должно быть при молитве. Прежде всего нужно очистить свое сердце. Когда мы обращаемся к Богу, предполагается, что мы хотим быть с Ним, чтобы Он был в нас, и хотим Царствия Божия. Поэтому нужно просить всего того, что касается наших взаимоотношений с Богом и Царствия Божия. Трудно подумать, что можно попросить что-то, что вообще к Царствию Божию не относится. Например, представьте, пришел ваш знакомый и говорит: «Слушай, сделай вот это. Взамен я ничего не буду делать, и вообще я с тобой не хочу общаться, но ты сделай вот это для меня». Вы скажете этому человеку, чтобы он уходил. А как мы обращаемся к Богу? «Господи, Ты мне дай, но вообще я Тебя терпеть не могу и хочу, чтобы в моей жизни Тебя не было...».
«...и Твои законы соблюдать не хочу».
– Бред какой-то получается. Поэтому надо молиться с доверием к Богу и просить у Него то, что полезно для взаимодействия с Богом. Это важно. И, конечно, всегда прибавлять: «Но не моя воля будет, а Твоя». Потому что Бог лучше знает, что для нас полезно.
Что делать, если нужно проявить справедливость, но не находишь в себе силы? Например, мягкий по характеру человек...
– Знаете, в драку разумный не пойдет, если чувствует, что он слабее, он обязательно позовет помощников, чтобы справиться. Если, например, ранить дикого зверя, он тебя разорвет. Поэтому, если возникла такая ситуация, зверя сразу нужно победить или связать, иначе пострадаешь. Так и здесь: если у тебя нет сил и инструментов, чтобы проявить справедливость, ты должен позвать того, у кого эти силы есть. Эти силы есть, безусловно, у Бога, Он лучше знает. И Он так и советует: Мне отмщение, Аз воздам.
Например, если маленького мальчика несправедливо обидели, он идет к старшему брату и жалуется. Старший брат приходит и разбирается. Это же обычное дело. Так вот, у каждого православного христианина есть не старший брат, а Всемогущий Отец и Всемогущий Друг. Господь же называет нас друзьями. К Нему и нужно обращаться.
Может ли быть справедливость в гневе?
– В гневе точно нет никакой справедливости. Ее там не может быть, потому что гнев – это смертный грех. Как в гневе может быть справедливость? Если ты гневаешься, ты уже идешь не по справедливому пути. Знаете, почему раньше по пятницам наказывали детей? Чтобы не было гнева. В гневе нельзя наказывать. То есть пресекаешь какой-то проступок ребенка и говоришь: «В пятницу мы с тобой поговорим». Это нужно для того, чтобы рука была справедливой. А к пятнице, глядишь, отец уже и отойдет...
В гневе нельзя наказывать детей. Ребенок такое не прощает. Если человек на эмоциях (особенно негативных) что-то хочет сделать, лучше не делать. Лучше посчитать до трех, а еще лучше помолиться: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Если ты сильно заведен, сорок раз произнеси: «Господи, помилуй!» Если же совсем все плохо, что-то невероятное происходит, что просто выворачивает наизнанку от гнева, то я рекомендую сказать: «Через час мы вернемся к этому разговору». И пойти отдохнуть, прогуляться, чем-то заняться, чтобы отвлечься. Но в гневе ничего справедливого сделать нельзя однозначно.
Ответим на вопросы наших телезрителей, которые приходят в WhatsApp. Мария спрашивает: «Почему я молюсь и ничего не получаю? А кто-то грешит, но у них есть и блага, они имеют и семью, и детей. Где справедливость?»
– Замечательный вопрос. Апостол, чтобы не скорбели, призывает молиться. Не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 2–3). Так говорит Священное Писание. А что мы хотим получить? Мы хотим получить Царство Небесное. Для чего мы молимся Богу? Бог обещал, что дарует нам Царствие Божие, и Он исполнит все для того, чтобы Царствие Божие нам даровать. Любое просите у Бога для Царствия Божия, Он все сделает для вас, горы будет передвигать для вас. Бог сказал: что ни попросите у Меня, все сделаю.
Поэтому надо просить для Царствия Божия. Это же так замечательно – надеяться, что жизнь бесконечна. Не какие-то семьдесят лет, аще же в силах, восемьдесят лет, как говорит псалмопевец, но жизнь вечная, бесконечная, где мы будем находиться в любви Божией. Вот об этом надо прежде всего думать.
Прошу Вас дать наставление и пожелание нашим дорогим телезрителям.
– Рождество – действительно славный праздник. Мы благодарим Господа, что Он послал Сына Своего, чтобы мы не погибли. И самое лучшее, что мы можем сделать на Рождество, – поблагодарить Господа. Есть такая служба, она и называется службой благодарения – Божественная литургия. Если каждый человек в знак благодарности Богу на этом таинственном важном богослужении приобщится Святых Христовых Таин, исповедуется, то это будет самая большая благодарность, которую мы можем Богу принести. Самое главное, вы получите истинную радость, потому что в ваше сердце войдет Младенец Христос, и Рождество вы встретите вместе с Ним. Не только на иконе вы будете видеть эту умилительную картину, но прочувствуете ее внутри себя. И этот Младенец, Которого вы видите на иконе, будет жить в вашем сердце.
Протоиерей Михаил Зазвонов
Записали: Анна Вострокнутова и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».