Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом - можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном.
Новый Завет из всех религиозных книг мира, в том числе и Ветхого завета, совершенно исключительно и по-особому относится к вере. «Вера твоя спасла тебя» – часто говорит Христос Спаситель. Если поверишь, то будет тебе. Вера горами двигает. Если не поверишь, то не спасешься. «И не мог совершить не одного чуда у них, потому что не было у них веры».
Вот такого рода цитаты из Нового Завета показывают нам, какое огромное значение придает Христос Спаситель нашей с вами вере.
Почему? Ответа на этот вопрос не может быть, если мы не обратимся к глубокой вере Православной Церкви и особенно в ее первых веках о том, что все мы сотворены вместе, как единое целое, как образ Пресвятой Троицы, до того, что произошел грех, который рассек, по выражению Василия Великого, естество наше на тысячи частей, раздробил прекрасный и великолепный сосуд в осколки.
Если мы углубимся только в теологумен, будь то в западной Церкви, или теперь у нас в Русской Церкви и на Востоке, что мы с вами не участвовали никак в грехе Адама сознательно и ипостасно, то мы не получим ответа на вопрос о том, почему вера принимает такое сильное понимание и убеждение, и положение в Новом Завете. В чем тут дело – ответа у нас не будет. Просто нет. Мы не знаем.
Если все вот так замкнуто, если все так бессмысленно, если вот так мы почему-то унаследовали и в этой наследственности греха оказались рабами этого состояния человечества и всего мира, который наш мир, в котором мы живем на этой планете, который весь погрузился в борьбу за существование и взаимное поедание – почему? Так и нет ответа. И почему во всем этом так нужна вера? Тоже нет ответа.
Получается, у нас безвыходное положение, которое и ведет людей к потере этой самой веры и к атеизму, к безбожию, к секуляризму, к агностицизму – называйте как хотите, но во всяком случае оказывается, что вера не нужна. «На что мне вера? Буду жить вот так, и все. Живу, как живется. Все равно умру, потом ничего не будет. А почему я здесь – не знаю. И почему вообще планета наша так заселена – тоже не знаю. А может быть есть другие такие планеты, где-то в мирах, которых мы так много теперь знаем, наука нам открыла так много?»
И вот эта психология все больше и больше вот так вот захватывает людей. И вместо того, как это бывало в прошлые века и даже еще в начале этого века, когда вера подразумевалась сама собою и что-то объясняла, теперь вот.
И откуда это пришло к нам? На восток – с запада. Еще в те времена, когда не было никакого влияния запада на нас, возьмем времена первых Романовых, только-только слегка появились какие-то контакты с западом во времена Алексея Михайловича, но так — мало, и жила Русь тогда своей собственной жизнью, своими собственными устоями и своим собственным отношением к вере православной, которая даже не ставилась под вопрос. Ну, были староверы, которые умирали за свою старую веру, веря очень крепко в это, и за свои старые обряды. Было это в нашей жизни. Но это так отличалось от всего западного!
А когда потом, сначала на Украине – во времена Могилянской академии, а затем при Петре Великом уже когда он прорубил так называемое «окно в Европу», началось очень сильное влияние Запада, которое принесло нам очень много полезного и доброго.
Потому что вся наша наука и культура двинулась вперед, и вся наша литература оказалась такой, что вышла на мировую литературу, и это не без Запада, конечно.
Но с этим вместе пришло вот все то, о чем мы только что говорили – безверие. И мы знаем, что было в течении этих последних десятилетий в России – все это пришло к нам с Запада.
Запад принес нам всего лишь только сомнения во всем абсолютно, но это зато заставило нас взяться за ум, и наша страна тоже смогла дать со своей стороны таких же мировых ученых, как и Запад.
Возьмем Менделеева с его изумительным открытием об удельном весе и таблице элементов. Химия оказалась одной из главных наук у нас на Руси, которая вошла в мировой пантеон. Это результат отчасти такого подхода ко всему с вопросительным знаком. Вот не знаю, хочу знать, и не хочу верить – хочу знать. И получилось у нас развитие науки, это верно. И это неплохо.
Но зато ответа на вопрос – а почему, собственно, вера нужна, а почему нужно верить, а почему такое отношение к вере у Христа Спасителя – ответа нет.
Ответ мы можем получить, только если мы примем как факт то, что мы с вами были сотворены Богом вот так, в самом начале, еще до греха, до грехопадения. И тогда нам станет ясно, что падение наше, в котором каждый из нас участовал ипостасно, личностно, сознательно и внутренне, – привело вот к такому состоянию, в котором все мы оказались вот в таком расколотом, распавшемся и летящем сейчас в бездну мире.
И, конечно, в этих условиях в высшей степени важно вернуться назад, в то состояние, в котором мы все были, когда вышли свежими, едва только сотворенными, чистыми и невинными – особенно именно невинными, это слово подчеркивает и символическая книга православной Церкви прошлого века восточных православных патриархов, обращенная к Западу – что мы были все невинными тогда.
И вот это невинное состояние – в него нам нужно сейчас вернуться. А для того, чтобы вернуться в это невинное состояние, нужно понять суть и смысл того, что было в душе человека, когда он открыто и непосредственно в Раю говорил с Богом, Отцом своим, прямо и непосредственно, и слушал глаголы Его в райском шуме деревьев, во всей красоте и великолепии всего мира, которое было сотворено хорошо весьма.
И затем ввиду того, что он не поверил Богу, Который сказал ему «Не прикасайся к этому дереву, не прикасайся к этому плоду». И человек не поверил. Мы с вами не поверили. У нас прекратилось доверчивое отношение к нашему Небесному Отцу. Вот источник нашего падения, вот источник нашего греха.
Доверие есть основа единства и основа свободной, святой, чистой, жертвенной, преданной любви. И это доверие – единство в том смысле, что мы не отойдем ни от чего того, что говорит нам Отец Небесный, Отец наш, есть основа жизни райской и вечной, жизни в Боге, с Богом и в единстве друг с другом, в абсолютном и совершенном доверии. Первородный грех был основан тем, что мы потеряли доверие. Мы не поверили Отцу нашему Небесному, предупредившему: «Не прикасайся к этому плоду».
А что за плод был? А плод был – я, и только я, и я должен во вкушении этого плода получить источник своей жизни, жить смогу только, если я буду насыщаться этим плодом, если я буду вот так вот поедать чужую жизнь для того, чтобы жить самому.
Вот смысл и суть этого иного мира, мира паразитного, мира, который принес враг Божий и враг рода человеческого в своем искушении: «Будете как боги, если сами возьметесь за пожирание всего вокруг, чтобы выжить самим». Вот смысл и суть. И при этом нет, не умрете, говорит лукавый, не верьте Богу. И вот случилось это недоверие.
Совершенно понятно теперь, что Христос Спаситель говорит «Если не поверишь, то не спасешься». Не вернешься назад в то состояние, в котором ты был тогда, когда тебя только что Господь сотворил, когда было полное, совершенное и абсолютное доверие между Богом и человеком, между Отцом и сыном, Сыном человеческим в полном смысле этого слова. Рухнуло это доверие, рухнуло это единство, рухнула эта вера, которая была основой любви и существования и вечности жизни.
И вот мы оказались в таком состоянии, в котором видим себя сейчас. И совершенно понятно, что Христос Спаситель говорит: если поверишь – спасешься, вернешься назад в то состояние, в котором ты был, в котором так ясно, чисто, легко и хорошо было быть.
Когда люди теряют вот этого рода веру, когда люди перестают отдаваться всецело и абсолютно Отцу своему Небесному, когда перестает существовать вот эта доверчивость, которая так трогательна бывает в маленьком ребенке, который доверчиво тянется к своей матери и с такой уверенностью обращается к ней и к отцу своему.
У нас здесь, на земле, несмотря на всю эту нашу испорченность, но эти детки – они являются нам образом того, чем мы были, прежде того, чем мы потеряли это. Когда мы были в лоне отцовском, там в Раю, на Небе, и пришли сюда в таком ужасном состоянии.
Вот что значит вера. Вот почему вера нужна. Потому что вера – это значит не просто так что-то навязанное нам, а это есть источник самой жизни. Доверие, доверчивость, полнота любви, до самозабвения. Ничего вообще личностно-эгоистически на себя направленного нет, как стружка, которая сворачивается вокруг самой себя, а если посмотришь что же там внутри, то ничего и нет, пустота. Свернулась вокруг пустоты.
Вот этот символ, довольно страшный символ стружки, в результате того, что рубанок довольно хорошо срезает дерево, и она сворачивается в такую самообращенность вокруг самой себя, – есть символ нашего состояния здесь теперь, на этой земле, каждого из нас. Потому что мы потеряли открытость, раскрытость, доверчивость, веру. Поэтому только верой мы возвращаемся назад.
Господь не дает нам никакого удостоверения в том или ином, потому что не хочет никак лишать нас этого изумительного дара доверия, этого изумительного дара веры. И тогда вера является источником нашей радости, нашего счастья, смысла жизни, и бесконечной жизни, жизни, которая во веки веков идет в своей глубине доверия, любви.
И когда мы соединяем это, как апостол Павел – веру, любовь и между ними надежду, потому что надежда есть та сила в наших теперешних условиях нашего смятенного мира в результате нашего падения. Надежда является как бы той связью между верой и любовью, которая дает нам вечную, светлую, радостную и дружескую жизнь с Богом.
«Вы – друзья мои», – говорит Христос, обращаясь к Своим ученикам, перед тем, как Он идет за них и за всех нас на крест. Я не называю вас никак иначе, вы – мои друзья. Будем же вместе, как единое целое в этом доверии, в этой любви, в этой надежде, что вера и любовь победят. Победят все злое, победят все убивающее, все себялюбивое и эгоистическое, все то, что ведет к полному уничтожению, разбитости, раздробленности и несчастью.
Если такая вера в нас воцарится, если такая вера возвратит нас назад в райское состояние, если эта вера даст нам возможность быть уверенными в нашей собственной жизни, что она никогда не прекратится, ибо и сама смерть побеждена этой верой, этой любовью, этой надеждой, и этим Воскресением Христовы и воскресением всех нас в Нем, то что еще нужно? Да, такая вера уже спасла, такая вера уже является нашим спасением.
Вот почему вера всегда была признаком истинности и подлинности. «За веру православную – говорил русский человек с испокон веков, – жизнь свою отдам!». И отдавал. Потому что знал и чувствовал, и чуял сердцем своим, что эта вера дает нам жизнь.
В этом ответ на этот вопрос: почему вера? Потому что вера дает жизнь, радость и полноту этой радости во веки веков.
Вера двигает горами. И этот очень яркий символ, основанный на более, чем символическом определении Христа Спасителя, что значит сильная вера, можно взять очень много примеров из истории различных народов, и различных стран, и различных направлений, настроений и даже религиозных.
Но мне хочется сейчас в виде такого яркого примера, как повлияла вера на исторический ход страны и народа, привести случай, известный исторический факт из истории Сербской Церкви, сербского народа.
Когда было решающее положение в Сербии в 14 веке, и тогда был во главе народа сербского известный царь Лазарь, и нужно было решительно выступить и оказаться в битве с турками, которые захватывали Сербию, и вот тогда было явление царю Лазарю. «Если хочешь, ты можешь выбрать царство земное, и тогда ты победишь и получишь все на земле, но этим потеряешь все на небе. Но если ты выберешь Царство Небесное, то ты тогда на земле будешь побежден, но победишь в Царстве Небесном, в Царстве Божием».
Совершенно очевидно, что для того, чтобы решиться на такой выбор небесный, нужна была огромная совершенно колоссальная вера. Чтобы вот так взять это на себя и сказать своим соратникам: «Будем сражаться за нашу веру, за наш народ, но избираем веру в Царство Небесное, и даже готовы погибнуть ради Царства Божия». И так он поступил. И его воины приготовились, исповедовались, причащались.
Это очень напоминает другую битву – Куликовскую. Там тоже в этом роде было, хотя не было так очевидно и так ярко. И действительно, царь Лазарь погиб, был обезглавлен. Голову его бросили в какой-то колодец, который до сих пор неизвестно, где был. Мощи его сохранились, и до сих пор находятся нетленными. Он великий святой. Благодаря ему и его выбору исторически можно прямо сказать – сербский народ не потерял свою православную веру. И выжил, благодаря этой вере.
Таким образом, получилось нечто очень интересное: выбирая Небо, исторически этот народ получил землю, то есть земное царство свое, и земное существование, и бытие. Несмотря на чрезвычайные трудности и трагическую судьбу исторически, чему мы сейчас свидетели – что происходит сейчас на Балканах мы сами видим – и те люди, которые сохранили веру настоящую среди вот этих сербов, они на правом пути.
А те, которые потеряли эту веру в глубине души своей, оказались на неправом пути. И мы знаем этот неправый путь, мы слышали о нем.
Вот вам пример – что делает вера, и наоборот – что теряет человек, когда он теряет веру.
Епископ Василий (Родзянко)
pravmir.ru