Защита на все времена
Критерием правильной духовной жизни для православных христиан являются Святые Отцы, которых почитают преемниками и надежными толкователями Апостолов Христовых. Неудивительно, что свою защиту Иисусовой молитвы преподобный Паисий построил на учении Апостолов и Святых Отцов.
Пересказывать всю его защиту времени нет, упомяну лишь один фрагмент. В нём святой Паисий вчитывается в Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа, где дано особое учение о молитве. Как мы помним, Господь сравнивает лицемерную молитву с молитвой истинной и заповедует Своему слушателю: «Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6).
По этому поводу преподобный Паисий обращается к библейским толкованиям святителя Иоанна Златоуста. Процитированные Христовы слова, как замечает отец Паисий, «святой Иоанн Златоуст, в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея, Богоданною Святого Духа премудростью относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком: но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца посылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но… сокрушением мыслей и внутренними слезами, с… затворением мысленных дверей» [1].
Ход мысли преподобного Паисия ясен до конца. Тайная молитва, о которой заповедовал Сам Господь, – это молитва из глубины сердца, как толкует святитель Иоанн. Иисусова молитва и является тем духовным путем, который постепенно приводит человека к молитве из глубины сердца. Такой путь нельзя подвергать несправедливой критике и хулить. Если кто-то шел путем Иисусовой молитвы и сначала сбился с него, потом заблудился и впал в прелесть, это печально. Однако же виновата в печальном событии не Иисусова молитва, а – те, кто неправильно ее совершают, «незаконно подвизаются».
О чем это говорит?
Ограничиться сказанным о Нагорной проповеди и толкованиях Златоуста никак нельзя. И захочешь, да нельзя. Кое-что еще надо разъяснить. Во-первых, о чем в Евангелии говорит Спаситель? О лицемерах, которые творят молитвы напоказ, на улицах, чтобы их видел народ и воздавал им честь как великим молитвенникам (См. Мф. 6:5). Поэтому в комментарии на этот стих Иоанн Златоуст и замечает: «Молящихся с тщеславием Он называет лицемерами» [2].
Страсть тщеславия не дает человеку молиться. По-своему это объясняет святитель Иоанн: во время молитвы тщеславный человек смотрит на людей, а должен бы взирать на Единого Бога, к Которому обращается.
Во-вторых, Спаситель предлагает действенное средство против тщеславия: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне». И Спаситель обещает награду, не от людей, а от Бога.
Златоуст оговаривает, что предложенное средство не только внешнее, но и внутреннее: «Бог везде смотрит на цель дел. Если и в клеть войдешь и затворишь за собою двери, а сделаешь это напоказ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы…Итак, хотя бы ты затворил двери, Он желает, чтобы ты, прежде чем затворить их, изгнал из себя тщеславие, и заключил двери сердца твоего» [3].
Помимо внешнего ухода с улицы в клеть, то есть в дом, есть еще внутренний уход – от тщеславной жизни на людях в сердце, во внутреннюю клеть. Нужно затворить двери сердца от тщеславия и с «сокрушением сердца» открыть тайники своего сердца Богу. Эта молитва может быть беззвучной, без всяких внешних проявлений, но она угодна Богу.
Хорошо. Пусть в этой молитве не произносится ни один звук, но слова какие-то в ней есть, пусть они даже произносятся только про себя. Какие это слова? Конечно, это молитва «Отче наш» (Мф. 6:9-13). Так в Евангелии и так у Иоанна Златоуста. А у преподобного Паисия?.. Это молитва Иисусова. Преподобный старается защитить именно эту молитву, – слава Богу, на молитву «Отче наш» тогда из христиан никто не нападал.
По принципу молитвы Господней
Преподобный Паисий «пошел на риск», когда слова о молитве Господней у Иоанна Златоуста отнес молитве Иисусовой. Любой формалист его обвинит в том, что предмет спора подменен. Не будем формалистами. Лучше приглядимся к обеим молитвам, сравним их. Разница между ними налицо. Молитва Иисусова (Господи Иисусе Христе, помилуй мя) сформировалась через полтысячи лет после того, как Господь произнес Нагорную проповедь и дал молитву «Отче наш».
Однако принципы, которые лежат в основе Иисусовой молитвы, знакомы нам по Евангелию.
- Вспомним: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися». Иисусова молитва, прежде всего, – келейная, домашняя, не храмовая, не принародная. Можно бы привести исихастские наставления, в которых отчетливо дышит евангельское слово о вхождении в келью, затворении двери. Одним словом, исихастами создаютсяусловия, при которых человек не отвлекается от молитвы, не смотрит по сторонам, не слышит посторонних разговоров. Внимание на молитве очень нужно нам всем.
- Господь предостерегал молящихся от опасностей тщеславия. В практике молитвы Иисусовой считается обязательным не только понуждать себя на молитву, но и бороться с тщеславием. И не только с тщеславием, но и бороться со всеми другими страстями. Любая страсть мешает молитве. Многие знают это на примере страсти тщеславия, гнева, уныния…
- Бороться со страстями нам всегда помогает покаяние. Евангельская весть начинается призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное» (Мф. 4:17). В молитве Господней покаянное настроение выражено весьма отчетливо: «Прости нам долги наши» (Мф. 6:12). К тому же молитва Господня побуждает нас прощать людям, в чем они провинились. А молитва Иисусова? Это в чистом виде просьба о помиловании, то есть покаянная молитва.
Осталось сказать последнее.
- Молитва «Отче наш» дана как альтернатива многословным молитвам: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Молитва Иисусова тоже представляет собой именно альтернативу многословным молитвам. Она такая короткая, что ее можно произносить со вниманием и тогда, когда усталость и суета не позволяют человеку помолиться псалмами и тропарями.
Будем считать, что мы убедились: между Иисусовой молитвой и молитвой Господней обнаруживается существенное родство. Оно позволило преподобному Паисию защищать молитву Иисусову, обращаясь к опыту Апостолов и высокочтимых Святых Отцов. И это не было подменой спорного предмета. Между молитвенным опытом Апостолов, Святых Отцов и истинных делателей Иисусовой молитвы больше сходства, чем различий.
[1] Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского… (переведено со славянского).
[2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIX.
[3] Там же.