О кризисе сейчас не пишет, наверное, только ленивый. Со всех сторон на людей льется сплошной негатив. Особенно из СМИ. Я заметила, что люди стали очень агрессивно себя вести. Поток негатива и происходящие вокруг не совсем приятные вещи не могут не влиять на самочувствие людей.
Как-то я зашла в супермаркет и в поисках нужного мне товара спокойно ходила между рядами. Вдруг проходившая мимо пожилая женщина с нескрываемой ненавистью бросила мне вслед: «И что ты здесь расходилась?». Как и чем помешала я бабушке, так я и не поняла. Конечно же, реагировать на такие явные попытки создать конфликтную ситуацию на пустом месте я не стала. Но для себя отметила, что в последнее время такие случаи немотивированной агрессии участились.
Каждый день я сталкиваюсь с историями людей, которые из-за кризиса не могут платить кредиты и погашать накопившиеся долги. Например, люди взяли с помощью валютной ипотеки квартиру. Из-за резкого скачка стоимости доллара добросовестные заемщики вмиг оказались неплатежеспособными. Сейчас у них один вариант – продать единственное жилье, погасить кредит перед банком и платить оставшуюся разницу еще несколько лет. И при этом с маленькими детьми снимать квартиру. Многие подобные ситуации кажутся безвыходными.
Когда началась экономическая нестабильность в нашей стране, я наткнулась на статью Александра Ткаченко из журнала «Фома» . На тот момент у меня было тоже не очень хорошее настроение, охватывал страх перед будущим. Проекты, которыми я занималась, стали закрываться один за другим. После прочтения этого материала мне запомнилась одна рекомендация, которую автору, обуреваемому такими же чувствами страха перед будущим в тяжелые кризисные времена, дал священник.
Он ездил в Оптину Пустынь к духовнику, который в очередной раз выслушал перепуганное нытье своего чада и, улыбнувшись, дал совет: «Умирать соберёшься, а пшеничку — сей. Поговорка такая есть, слыхал?».
Вокруг тогдашнего автора статьи продолжали рушиться остатки Советского Союза, который балансировал на грани гражданской войны. Тогда на улицах появились первые коммерческие ларьки, первые бандиты. Но, не смотря на все это, Александра успокаивало, что есть на свете человек, смотрящий на все это без какого-либо страха. То есть он готов либо умереть, либо жить дальше, спокойно сея свою пшеничку на обломках рухнувшего в одночасье мира. Потому что живет этот батюшка уже в другом измерении… там, где Христос и святые. И все эти земные передряги для него уже несущественны — он живет в предвкушении жизни будущего века.
Эти простые слова, которые сказал священник автору материала, и меня тоже как-то моментально успокоили. «Умирать соберёшься, а пшеничку — сей», — говорю теперь я своим друзьям и знакомым, когда они начинают жаловаться на трудную жизнь.