От рождения до смерти человеку приходится смиряться со многими вещами. В детстве мы смиряемся с тем, что нам приходится слушаться родителей и делать то, что нам совсем не нравится, например, ходить в школу. С тем, что нас не воспринимают всерьёз, у нас мало карманных денег, нас обижают одноклассники и третируют истеричные учителя. В юности нам часто приходится смиряться с первым предательством, с тем, что наша любовь не находит взаимности, и это очень больно… Нам хочется независимости и самостоятельности, но приходится жить с родителями. Часто нам приходится жить с родителями, а потом иногда с чужими родителями, и мы снова смиряемся. Мы смиряемся с тем, что наша супруга или супруг оказались не такими хорошими, как нам казалось вначале, с тем, что часто приходится заниматься не любимым делом и с трудом сводить концы с концами. Мы смиряемся с тем, что вокруг нас живут богатые, сытые и весьма довольные своей жизнью люди. Они ездят в дорогих машинах, летают в бизнес классах, для них СВ-вагоны и тропические острова, а мы не можем накопить денег даже на неделю отдыха в Геленджике.
А в зрелом возрасте приходится смириться с тем, что уже ничего нельзя изменить и исправить. С тем, что дети выросли и уже не нуждаются в нас, а часто и тяготятся. С тем, что «поезд ушёл» и бесполезно его догонять. По пустому перрону ветер гонит жёлтые листья, и осень жизни вот-вот перейдёт в зиму. Когда придут «годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!"
3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;
4 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;
5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; -
6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все - суета! (Екл:12,1-8).
Как образно и тонко дано описание старости. «Стерегущие дом» - это руки; «мужи силы» - ноги; «мелющие» -зубы и их «их немного осталось»; глаза – «смотрящие в окно» и они ослабнут и «помрачатся». Нам придётся смириться с бессонницей, болезнями, бессилием и зависимостью от окружающих.
Вроде бы всё правильно, ведь «смирение — без труда спасение», как говорил преподобный Амвросий Оптинский. Но почему-то смириться не очень-то получается, хотя и очень хочется. Всякий честный с самим собой христианин осознаёт эту горькую истину. Не получается смиряться с элементарными вещами, хотя бы с тем, что собеседник не согласен с моим мнением (как же так? надо непременно его убедить). А смириться с тем, что тебя не понимает жена или муж ещё труднее. Не менее трудно смириться с тем, что начальник не хочет повышать зарплату, хотя сам живёт так, что может потратить за неделю то, что ты не тратишь и за месяц. А начальнику невозможно смириться с тем, что его подчинённый требует за работу деньги, когда полмира работает за горсть риса в день.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему». Смирение – этоВЕЛИЧАЙШИЙ дар, который человек может получить, как всякий дар, не по своим заслугам, а только по милости Небесного Отца. "Приносят плод в терпении" (Лк. 8, 15), сказано о принявших в землю своего сердца Божественное зерно. Господь дал семя, а человек должен дать терпение. К сожалению (или к счастью), у нас нет другого пути, нам остаётся только терпеть, терпеть и каяться, когда наше терпение лопается как мыльный пузырь. О смирении написано множество книг, святые отцы оставили нам пространные похвалы этой «царице добродетелей» и нет смысла повторять то, что у многих уже навязло в зубах и то, что человеку не дано познать до конца. В силу нашей греховности, мы и смирение часто понимаем как инфантилизм и забитость, оправдываем смирением трусость и лень. Наверное, нет смысла копать так глубоко и заниматься материями достойными внимания лишь тех, кто не понаслышке знает Единого кроткого и смиренного сердцем. Нам бы хотя бы стать просто терпеливыми и к друг к другу и к Богу и простить и Его и ближних за то, что они не дают нам того, что мы так желаем от них получить. «Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26:14).