Всем, так или иначе, досаждают помыслы, а точнее: через помыслы – сами бесы, духи злобы поднебесные. Но и воздействия эти бывают разными. Другой раз просто вдруг, что называется «на ровном месте», ни с того ни с чего поднимется в душе и сердце, а чаще всего в голове – буря каких-то совершенно бессмысленных, жестоких, хульных и блудных мыслей. Таких, что человек только подумает с расстройством и изумлением: да что за напасть, что за гадость такая?! я ведь ничего такого и не думаю и не хочу думать… откуда всё это?
Ну, откуда – мы уже поняли: это бесы, духи, и действуют они на душу именно в духовной сфере: через помыслы, ощущения, молниеносно возникающие греховные образы… Но всё это еще полбеды, а на самом деле и не беда даже, а только горестная и неизбежная часть нашего повседневного существования, потому что со времен грехопадения человека и до нынешнего дня бесы не перестают досаждать людям и решительно никто этих досаждений не избежал. И отцы святые утверждают единодушно, что сами эти «бури» вредить человеку не могут и не являются даже грехом, потому что совершенно не зависят от нашей власти. А нам только нужно быть внимательными к себе и, отвергая всю эту бесовскую околесицу, прибегать с теплой и крепкой молитвой к Богу – вот тогда на нас никакого греха не будет и никакого вреда не случится.
Но, увы, бывает и так, что человек замедлит вниманием, запутается «руками и ногами» своих размышлений и переживаний (пусть даже и не сочувствующих вовсе), и всё – пропал человек. То есть не то чтобы совсем пропал, но попался в бесовскую сеть, не может уже из нее выпутаться и только чем больше барахтается, тем больше запутывается, как муха в паутине. И тогда человек начинает страдать от каких-то греховных, тягостных и мучительных состояний. И даже если он начинает молиться, вопиять ко Господу – облегчение не всегда получает сразу или получает, но только на время, а потом опять страдает от этого плена. Почему так бывает?
Именно и только потому, что человек уделяет бесам внимание, и они этим вниманием овладевают настолько, что удерживают человека как бы насильно во власти той или ной греховной мысли, тех или иных греховных состояний и чувств. Состояния эти бывают мучительны и тяжелы для человека. И вот приходят к священнику люди и спрашивают: как же освободиться от этого одержания, от этих находящих мучительных и навязчивых состояний и мыслей?
Одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием – Богом
Ответ здесь может быть только один: подобное лечится подобным. И одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием. Звучит это, я понимаю, странно, но это действительно так. И здесь надо сделать некоторое пояснение.
Слово «одержание» большинство православных христиан привыкло воспринимать только в негативном смысле, а между тем в Священных книгах во многих местах говорится об одержании человека Духом Святым, и радостью, и веселием, и любовью Божественной. Вот, например, отрывок из Акафиста Покрову Божией Матери: «Ужасом и радостию одеpжими, вси глаголахy: Радyйся, нерукотворенный омофоp, аки облак, над всем миром pаспpостеpшая». То есть речь идет о таком всецелом погружении человека в духовную жизнь, в общение с Богом, Пресвятой Богородицей и святыми, что душа точно забывает обо всем остальном и вкушает уже здесь, на земле, – путь даже только отчасти – райскую сладость и ничего больше не желает знать, видеть и понимать. Конечно, такая радость – это неизреченный дар Божественной благодати, но и от нашего произволения зависит сама возможность такого благодатного «одержания», потому что Отец Небесный дает Духа Святаго просящим у Него (см.: Лк. 11: 13). И непременное условие избавления от разных тягостных обстояний – это всецелое погружение в неизреченную радость общения с Богом.
Но, спрашивается, как же войти в эту радость?
Если говорить о большинстве из нас, то состояния мучительных «одержаний» бывают следствием нашей прежней греховной жизни: помышлений, слов и поступков и настоящей расслабленности и нерадения. И поскольку мы и вниманием своим, и сочувствием, а иногда уже и самими делами втянулись в греховный навык, «пленились» бесам, то и избавление от этого плена требует от нас в первую очередь глубокого и искреннего покаяния. Но и само покаяние возможно только при соблюдении одного обязательного условия – при всецелом устремлении внимания к Богу, при предании себя в Его руки, при сознательном искании единства с Ним. И чем большее усердие и настойчивость мы проявляем в этом нашем устремлении, тем более обретаем надежды на освобождение из «рабского плена», на утешение и долгожданную встречу с Богом. Словом, внимание – это чрезвычайно важный и действенный инструмент нашей духовной жизни.
И чтобы было понятнее, о чем идет речь, расскажу небольшую притчу.
Представьте себе обычный многоквартирный дом в уютном, тихом районе города. Небольшая квартира на первом этаже, а в ней – отец и сын. Сын читает книгу, очевидно хорошую и интересную, потому что он читает и улыбается, не замечая ничего вокруг. А отец смотрит телевизор, и лицо его напряженно и тревожно. А из телевизора доносятся резкие голоса, топот ног и выстрелы: идет какая-то криминальная драма. И вот во дворе, под окном этой квартиры, появляются рабочие, подъезжает техника, и вдруг начинает работать допотопный и шумный дизель-генератор, а от него – отбойный молоток. Ну, кто слышал – тот знает. Теперь посмотрим на лицо сына – а оно ни малейшим образом не изменилось: то же безмятежное и счастливое выражение и блаженная полуулыбка. Зато отец занервничал на своем диване, несколько раз что-то пробормотал недовольно, метнул сердитый взгляд в окно, потом вроде бы приумолк, снова стал смотреть в телевизор, но на скулах его заходили уже желваки… и он наконец вскочил с дивана, поспешно обулся, накинул куртку и побежал во двор – выяснять, «когда это безобразие закончится».
Отбойный молоток перестал работать, но вот уже доносятся со двора крики и ругань, и градус кипения повышается, так что, кажется, и до драки сейчас дело дойдет. Мы снова смотрим на лицо сына – а оно всё так же безмятежно, и всё та же счастливая улыбка застыла на его губах. Но вот после десяти минут яростной перепалки домой возвращается отец – возбужденный до предела, с красным лицом, какой-то весь взъерошенный, с дрожащими от гнева руками… Он ищет свое охотничье ружье, но вспоминает, что отдал его в ремонт, матерится в страшной досаде, идет на кухню, наливает себе сто грамм «успокоительного», выпивает залпом, возвращается в комнату, садится на диван, смотрит на экран, но ничего уже не видит, никакой радости от телевизора не получает и после минутного молчания довольно громко зовет:
– Кирилл!
Кирилл всё так же перелистывает страницу за страницей со всё тем же счастливым, отрешенным и беззаботным видом.
– Кирилл!!! – кричит тогда отец уже истошным голосом.
И тут лицо у Кирилла вдруг делается встревоженным и испуганным. Он откладывает книгу и спрашивает растерянно:
– А? Что, пап?..
Тот смотрит на него, что-то хочет сказать, но вдруг понимает всё и только машет рукой и отворачивается…
А Кирилл, оглядевшись по сторонам и поежившись, как от холода, снова погружается в чтение.
Надо ли говорить, что сын не слышал ни телевизора работающего, ни оглушительного грохота отбойного молотка, не видел и не понимал, что отец сейчас выбегал на улицу и там случился страшный скандал, – всего этого для него попросту не существовало, потому что он был увлечен чтением.
Вот так и нам нужно быть увлеченными Христом, и тогда никакие бесовские козни нам не будут страшны. Будем отвращать наше внимание от зла и устремлять к благу, всецело предавая себя в руки Божии. Такой должна быть наша молитва, и таким должен быть главный «метод» нашей борьбы со злом.
Святитель Феодор Едесский: «Такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога»
Святитель Феодор Едесский говорит об этом так: «Мучимые и в плену держимые страстьми, нередко в недоумении вопрошаем мы в себе самих, от чего претерпеваем мы это? – Ведать надлежит, что такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога. Если же кто прилепится умом своим к Богу нашему и Владыке, то – верен Бог – Сам Спаситель всех избавит такую душу от всякого пленения… Но сподобиться сего от нас зависит» (Добротолюбие. Т. 3. Гл. 90).
В течение даже одного дня душа наша меняет духовные состояния, как одежды, по многу раз. И даже, бывает, это происходит вовсе без нашего желания и участия, так что мы удивляемся и противимся и мучаемся даже, потому что одежда иная нам совсем не по душе, но как бы против нашей воли продолжает некоторое время нас облекать. Что же делать? Да очень просто: противиться одежде греховной и взывать ко Господу, жаловаться на насилие бесовское, и оно вскоре отойдет, будучи отогнано милостью и силой Божией.
Многажды в течение даже одного дня бесы как бы примеряют на нас свои бесовские одежды в виде тех или иных страстных обстояний, чувствований и помыслов. Но нам надлежит всем сердцем, всей душой, всем помышлением с крайним усердием искать облачения в единственно истинную нашу одежду – в «брачную» одежду благодати Божией. И единственно в этой одежде душа чувствует себя по-настоящему хорошо, радуется тому, что она такова, какова и должна быть в очах Божиих. Какая же это неизреченная радость!
Как говорит святитель Григорий Палама: «Даже зло способствует добру при доброте воли», имея в виду, что насилие бесовское при нашем непреклонном стоянии в добре и усиленном устремлении к Богу содействует нашему спасению.
И даже если не удается нам пребывать в счастливом и постоянном общении с Богом, то можно уж точно сказать, что стремиться к этому нам надо всемерно и сама возможность такого благодатного «одержания» во многом зависит от нашего устремления. Будем помнить, что Бог открывает Себя взыскующим Его и чем более усердно и настойчиво это взыскание, тем более отрадным и утешительным будет ответ. Таков закон духовной жизни, потому что Бог «взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11: 6).