Владимир Легойда:
Источник: Царьград-ТВ.
“Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”. Эти слова из романа Николая Островского “Как закалялась сталь” мы учили наизусть в школе. Знаменитую цитату любили. Она воспринималась как призыв к нравственному совершенствованию, как установка быть лучше и чище, быть хорошим…
Островский побуждает действовать…
После окончания школы я прочитал роман Достоевского “Подросток”. Герой там рассуждает иначе: “Надо быть слишком подло влюбленным в себя, чтобы писать без стыда о самом себе”. Слова поразительные. К тому времени призыв Островского трансформировался – во мне самом и в людях вокруг меня – в удобную формулу: “Мне нечего стыдиться в моей жизни”. Таков был (и остается сегодня) стандартный ответ “хорошего” человека. Стыдиться нечего — совесть спит.
Достоевский пробуждает совесть…
В институте я открыл для себя “Исповедь” блаженного Августина, христианского мыслителя, жившего на рубеже IV–V вв. Автор подробно описывает свою жизнь и поступки, душевные метания и духовный поиск. В такой книге, если следовать логике Достоевского, должно быть “много стыда”. На первый взгляд, так оно и есть: Августин сокрушается о таких “мелочах”, на которые многие из нас просто не обратили бы внимания. Он тоже взывает к совести … Но при этом больше пишет все-таки не о себе — о Боге. Как заметил один современный исследователь, «Августин пишет о себе; но не о “себе” он пишет».
Как такое возможно? Очень просто: Достоевский говорит о человеке среди людей, Августин – о человеке и Боге. Он в принципе не воспринимает себя без Бога. “Боже, Ты создал нас для Себя и не успокоится сердце наше, пока не найдет Тебя”, – говорится на первой странице его “Исповеди”. И в этом – ключ к тексту Августина.
Достоевский не понимал, как можно писать о себе без стыда, Августин – как вообще можно писать о себе. Точнее, только через диалог с Богом человек обретает себя и смысл жизни. Человек, не знающий Бога, не стыдится себя и своих поступков. Ищущий Бога уже способен видеть свою нравственную мерзость. Встретивший Бога – обретает надежду и радость. И забывает о себе.
Августин вселяет надежду…
Да, жизнь человеку дается только один раз. И прожить ее надо так, чтобы в этой своей жизни успеть встретиться с Богом. Даже если от этой Встречи будет обжигающе больно за бесцельно прожитые годы…