Почему великопостные службы длительные?
Этим вопросом нередко задаются люди, изредка бывающие на службе в «обычное» время года и приступающие к усиленному внутреннему труду Великим постом. Нужно понимать, что в период Святой Четыредесятницы богослужение не просто «удлиняется» — меняется весь его структурный строй. Особенно — в будние дни, когда совершение Божественной литургии заменяется особым чинопоследованием — Литургией Преждеосвященных Даров, а по вечерам служится великое повечерие, отсутствующее в составе богослужения практически всё остальное время годового круга. Кроме того, читаются особенные Часы — великопостные, на вечерне звучат паремии — отрывки из Ветхого Завета, а Псалтирь за неделю прочитывается целиком не один раз, а дважды.
Для человека неподготовленного, никогда регулярно не посещавшего богослужений, стоять такие службы целиком действительно бывает утомительно. Поэтому некоторые предпочитают посещать храм только в субботу и воскресенье, когда служатся, с небольшими изменениями, «обычное» всенощное бдение и Литургия. Однако для переживания поста с точки зрения его церковного содержания нужно хотя бы несколько раз побывать именно на будничных службах. Священники обычно с пониманием относятся к тому, что человек — скажем, после работы — приходит на такую службу не к ее началу или уходит до ее окончания, потому что на большее с непривычки не хватает сил. Главное, чтобы намерение приложить максимум усилий к очищению своей души и стремление к Богу присутствовали и укреплялись в нас, уже не исчезая по окончании поста.
Канон, еще канон...
На первой неделе поста — самой строгой из этих сорока дней — особое значение имеют первые четыре вечера, когда в храмах совершается великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В этом каноне, действительно великом по своей образности и глубине, изображена вся духовная история человечества — его отпадение от Бога и надежда на возвращение к своему Творцу. И в то же время — это история каждой отдельной человеческой души, приглашение к познанию себя, к откровенному разговору с самим собой. Содержание этого пространного канона дает такую обильную пищу для сердца и ума, что он, для лучшего восприятия, разделен на четыре части, которые и читаются последовательно в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы.
Христиане, постящиеся из года в год, сравнивают порой молитвенные усилия этих четырех дней с неким толчком, разгоном, после которого проходить поприще поста оказывается легче — и без которого, наоборот, трудно бывает войти в великопостный ритм. Сама по себе эта служба не очень объемная — Церковь словно дает нам время и возможность адаптироваться к богослужению поста. Но вот значение ее переоценить трудно, поэтому даже если побывать в эти дни в храме нет никакой возможности, стоит прочитать этот канон на домашней молитве — найти его сегодня не составляет труда, он есть во множестве различных изданий. Брошюру с напечатанным каноном, кстати, будет не лишним захватить с собой на службу — далеко не во всех храмах при их наполненности «битком», как это зачастую бывает на первой неделе поста, хорошо слышно всё, что читается и поется. Большим подспорьем может стать издание канона с параллельным переводом на русский язык — человеку, еще не очень хорошо воспринимающему чтение по-церковнославянски, оно поможет вникнуть в содержание творения преподобного Андрея.
Первые Литургии
Первая Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду первой седмицы, однако гораздо больше людей обычно приходит на такую же Литургию в пятницу, когда празднуется память мученика Феодора Тирона. В этот день многие, приготовившись покаянием и молитвой в течение предыдущих четырех дней, исповедуются и причащаются, а после богослужения совершается особое чинопоследование с освящением колива — вареной пшеницы с медом, сухофруктами и орехами. Тем самым воспоминается событие, произошедшее много веков назад в Византии, когда император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал окропить все съестные припасы на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Тогда святой Феодор Тирон, явившись во сне архиепископу, предупредил его, и христиане смогли избежать устроенных козней, на время отказавшись от рыночных продуктов и питаясь вареной пшеницей. В наши дни предлагаемое для общей трапезы коливо напоминает об общности христиан, указывает на готовность потерпеть скудость в пище ради своей веры и служит некоторым утешением после первых дней поста, когда постящимся по всей строгости вареной пищи не полагается.
Что представляет собой Литургия Преждеосвященных Даров? Прежде всего, это не Литургия в привычном нам смысле слова — во время нее не приносится Бескровная Жертва, не происходит претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И это не случайно: такое кратковременное «лишение» нас самого важного — совершающейся Евхаристии — призвано пробудить в душе покаянное чувство, тоску разлуки и тягу к соединению со Христом в Таинстве Причащения. И тут же — безграничная любовь Божия не лишает нас Причастия: в конце этой службы также выносится Чаша, в которой находятся заранее, на предыдущей «обычной» Литургии, подготовленные и освященные Дары. Младенцев на этом богослужении не причащают. Во всё остальное время года Преждеосвященные Дары также в некотором количестве хранятся в храме — ими причащают на дому, в больницах немощных и умирающих. И, наверное, причащаясь Преждеосвященными Дарами, нужно обязательно об этом вспомнить — о том, что и мы в этот момент подобны лежащим на одре своей немощи, уже ни на что не способным людям, наша земная жизнь движется к концу, и только милость Божия не оставляет и укрепляет нас.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в течение шести недель Великого поста, а также на Страстной Седмице, которая не входит в состав Святой Четыредесятницы и о которой мы поговорим в отдельном материале.
Торжество Православия
По субботам и воскресеньям Святой Четыредесятницы, а также в праздник Благовещения в храмах совершается обычная, то есть полная Литургия: по воскресным дням — отличающаяся особой торжественностью Литургия святителя Василия Великого, по субботним — привычная нам Литургия святителя Иоанна Златоуста. И в первое же воскресенье чада Церкви после строго и покаянно проведенной первой недели призываются пережить настоящее торжество — Торжество Православия. Это праздник чистоты и крепости нашей веры, радость о Церкви, устоявшей под натиском множества ересей, лжеучений и расколов.
Этот праздник был установлен в 843 году в Византии, когда царица Феодора собрала иерархов Церкви, низложила впавшего в ересь иконоборчества Патриарха Иоанна Грамматика и восстановила действие решений VII Вселенского Собора, определившего почитать святые иконы (подробнее об этом на стр. 10). Позже сложилось особое чинопоследование, в котором провозглашалась анафема еретикам и утверждалась незыблемость православного вероучения. В наши дни оно совершается лишь в немногих кафедральных соборах, а в большинстве храмов заменено праздничным молебном с прошениями о единстве Церкви и обращении заблудших.
Несмотря на то что анафема не провозглашается, этот день — непосредственный повод задуматься о правильности своей веры. Ведь впасть в еретические представления можно и неосознанно, просто не потрудившись получше узнать о том, что такое православное христианство. Это день разрешения духовных сомнений и покаяния в прежних заблуждениях. Теперь церковный корабль движется по волнам Великого поста уже на полном ходу, и полотно событий, сотканное из богослужений, разворачивается дальше, как таинственный свиток…
Продолжение следует
Фото Андрея Гутынина
Газета «Православная вера» № 04 (576)