— Я в больницу ни за что не пойду, меня Церковь лечит, — говорит мне женщина, чьё душевное состояние беспокоит всех, кто её знает. Не наблюдая положительной динамики, советую обратиться к специалисту:
— Пусть доктор посмотрит вас и даст свою оценку.
Женщина отказывается. Некоторые её родственники заподозрили, что так учат в Церкви. Пришли, поинтересовались. Отвечаю, что Ветхий Завет посылает болящего к врачу после того, как напоминает о необходимости молиться Богу и оставить грех. Там же, в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, немало сказано о пользе врачебного искусства, поскольку и врачевство создал Господь, и самого врача (ср. Сир. 38,1). Родственники смягчаются и уходят размышлять о других возможных причинах неприятия медицины.
«Как до утки на седьмые сутки» — есть расхожее выражение. В тот раз оно было обо мне, поскольку вскоре после беседы я вспомнил, что Ветхий Завет порой бывает у православных не в чести, а Павловы слова к Колоссянам: Приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4,14) не особо впечатляют противников официальной медицины. Равно как и слова Христа, приведённые евангелистом Матфеем, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
Но откуда взялось само неприятие медицины? Неужели вот он — пресловутый конфликт науки и религии, о котором так много говорится в секулярном обществе? Фанатизм и мракобесие церковников?
Недоверие постепенно копится и порой выливается в неприятие
Тут я считаю нужным заметить, что далеко не все мои однокурсники учились в медакадемии на пятёрки. Лично знаю врачей, которые сами ходят лечиться лишь к тем, о ком доподлинно знают, что он доктор толковый. Медицина — наука развивающаяся. Те или иные методы лечения со временем признаются негодными, те или иные лекарственные средства запрещают. А тот или иной врач из-за халатности или бездарности то и дело загоняет своих пациентов в гроб. Недоверие постепенно копится и порой выливается в неприятие.
И вот, приходят православные христиане к священнику, которому кредит народного доверия отпущен достаточно приличный. И спрашивают его:
— Делать мне операцию или само рассосётся?
— А вот прививки ставить ли или ну их?
— А гормоны-то, гормоны? И тут ещё говорят, что ВИЧ — это выдумка. Может, не лечиться всё-таки?
— А что вы думаете о гомеопатии, иридодиагностике, кинезиологии и прочей стукотологии?
И батюшка без медицинского образования смело даёт ответы как доктор Хаус или святой прозорливец
А батюшке иной раз и названия такие неведомы. Нет в духовных школах медицинских дисциплин. Никто в семинарии не готовил будущего пастыря к врачевству или прорицательству. Однако бывает так, что, считая себя знатоком всего на свете, священник, не имеющий медицинского образования, смело даёт ответы. Не то доктор Хаус, не то святой прозорливец, дошедший до врат Небесного Царствия.
Лично я не боюсь признаваться прихожанам в том, что не имею достаточных знаний в медицине, рекомендуя найти хорошего специалиста для консультации, диагностики и лечения. Но что, если я действительно знаю нечто?
— Батюшка, так что там с прививками-то?
— Вы знаете, один именитый иммунолог нашего города считает, что польза вакцинации эфемерна, а вред явный. А другой, не менее известный, придерживается диаметрально противоположной точки зрения, — отвечаю я.
— Ну, а вы сами-то прививаетесь?
— Я — нет, поскольку аргументацию первого специалиста нахожу более убедительной.
И никаких игр в нострадамусов и пифийских оракулов.
Надеяться ли на всемогущество медицины и конкретного врача? Нет, ибо никто из людей не застрахован от ошибки. Надеяться ли на Бога, отвергая помощь врачей? Но Священное Писание говорит: Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир.38,12). Противникам изучения Ветхого Завета, особенно неканонических его книг, хочу напомнить, что преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Афанасий Александрийский вслед за 85-м апостольским правилом рекомендуют эту книгу для юношей и оглашаемых к Святому Крещению. Справедливым может быть следующий вопрос: если так написано в Библии, то почему столько случаев, когда и врач хорош, и лекарства новейшие, а больному всё хуже? В иное время и в их (врачей — авт.) руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38, 13-14), — заканчивает свою мысль Иисус, сын Сираха.
Молятся. За своих пациентов.
Вот почему святой Пантелеимон был успешнее других столичных врачей. Не стоит забывать и о молитве веры, спасающей болящего, о которой напоминает нам апостол Иаков. Ведь если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует сторож (ср. Пс. 126, 1), — свидетельствует Псалмопевец, который и Богу молился, и стражников выставлял на городские стены, да не абы кого, а самых лучших.