О том, как быть, если нам неинтересны окружающие люди, и чем безразличие отличается от бесстрастия, размышляет игумен Нектарий (Морозов).
Отвлечься от молитвы за весь мир?
Всем нам так или иначе знакомы жития святых, и мы задумываемся о том, в чем могли бы подражать им. Если всмотреться внимательно, можно увидеть, что благодать Божия никогда не упраздняла в человеке тех качеств характера и индивидуальных душевных свойств, которые были присущи ему первоначально. Причем святые, как мы знаем из церковной истории, на основании этих различий и разных взглядов порой даже вступали в конфликты с другими святыми, как, например, в случае со святителем Епифанием Кипрским и святителем Иоанном Златоустом. Были угодники Божии тихие и неприметные, были – ревностные и темпераментные, были среди них более мягкие и более суровые, более молчаливые и более общительные люди. Но, наверное, не было среди них никого, кто никогда бы не ошибался – и в то же время, и это совершенно ясно, не было никого, кто был бы человеком равнодушным.
Равнодушие можно назвать одним из немногих качеств, со святостью несовместимых
Думаю, что равнодушие можно назвать одним из немногих качеств, со святостью несовместимых совершенно. И это связано с тем, что на самом деле неравнодушие есть то, что дает возможность сказать о человеке, что он в принципе живет, а не просто совершает какие-то действия, что-то потребляет и что-то производит. Именно неравнодушие делает нашу жизнь – жизнью.
Когда мы говорим о неравнодушии святых и верующих людей в принципе, можно, наверное, выделить три вида его проявления. Это неравнодушие к окружающим и просто случайно встреченным в жизни людям, неравнодушие к тем делам, которыми доводится заниматься, и, наконец, неравнодушие к жизни как таковой – к ее многообразным проявлениям. И опять-таки всё это вкупе мы можем увидеть в жизни христианских подвижников.
Действительно, мы знаем некоторых преподобных, которые сознательно не общались с людьми, избегали их. Но даже среди пустынножителей таковыми были очень немногие, и это были подвижники, достигшие очень высокой духовной меры, сердце которых было уже до краев наполнено любовью, так что охарактеризовать их отношение как равнодушие было никак нельзя. Достаточно вспомнить пример преподобного Арсения Великого, который, как повествуется в патерике, по каким-то внутренним причинам не принял желавших побеседовать с ним людей, проделавших путь из далеких краев, но на протяжении всего того времени, пока они в эти далекие края возвращались – шли, останавливались на привалы, спали, – не смыкая глаз, молился о них, дабы им благополучно достигнуть дома. Такова была мера его заинтересованности в них и его заботы о них.
Это что касается отношения к людям. Но и в отношении дел мы видим то же самое. В жизни многих святых можно увидеть пренебрежение к обстоятельствам собственного быта, но мы не найдем там попустительского отношения к своим обязанностям и делам. Мы не отыщем в их жизни и равнодушного отношения к природе, ко всему живому. Вспоминается, как преподобный Паисий Святогорец в одной из бесед с кем-то рассказывал, что оказывает послушание котенку: он скребется в дверь – и, значит, нужно оставить все дела и его покормить. И вот такие мелочи в окружающей нас жизни святые непременно замечали. И это не отвлекало их от молитвы за весь мир, а напротив, делало их жизнь такой, какой она и должна быть, чтобы достигнуть Царствия Небесного.
«Я просто очень много работаю…»
Отчего равнодушие внутри нас рождается? Думаю, что можно назвать две главные причины. Это усталость физическая или эмоциональная либо это зацикленность на себе. В тяжелых случаях, конечно, бывает и не разобрать уже: человек и от своих проблем отвлечься ни на минуту не может, себя безмерно жалеет, с собой носится, и в то же время его это хождение по замкнутому кругу, закрывшее его сердце для других людей, уже довело и до эмоциональных нарушений, и до физического недомогания.
А чтобы до этого не дошло, очень важно бывает поймать тот момент, когда мы вдруг безразлично отнеслись к чему-то, и сразу задать себе вопрос: «Что со мной происходит?» Возможно, мы обнаружим, что переутомлены и что лучше сейчас выкроить какое-то время для отдыха, чем бороться потом с симптомами хронической усталости. Возможно, у нас что-то болит, но мы на эту боль пытаемся не обращать внимания – а нужно обратить. А может быть, мы сделали первый шаг в сторону какого-то нехорошего духовного состояния, и нам нужно срочно собой заняться, чтобы в него не сползти окончательно.
Но всё это только в том случае, если мы обычно бываем неравнодушными. А бывает иначе: человек просто выдает себе некое внутреннее разрешение не обращать внимания на других людей, не откликаться на то, что происходит вокруг. И в наше время это часто звучит так: «Я просто очень много работаю…». Можно сказать, что в абсолютном большинстве случаев, если с таким человеком начать разбираться в его жизни, выясняется, что он от работы находится в нездоровой зависимости, она является для него способом ухода от проблем.
Еще одно высказывание, специфичное для церковных людей: «Я не равнодушный – я просто стремлюсь к бесстрастию». Хорошо, но мы сейчас это проверим. Ты сохраняешь бесстрастие, когда дело касается чужих бед, чужой жизни,– а когда дело коснется тебя самого, ты останешься столь же бесстрастным? Если нет, то это и не бесстрастие вовсе. Впрочем, и если да – то во многих случаях это тоже не бесстрастие, а уныние, дошедшее до того, что человеку безразлично происходящее не только с другими людьми, но и непосредственно с ним.
А бывает еще, что человек говорит: «Да я хотел помочь…», но никому ничего хорошего почему-то сделать не может. А причина здесь опять-таки в том, что в глубине души человек равнодушен и не желает себе в этом признаться. Безразличие усыпляет душу, и человек видимым образом вроде бы бодрствует, что-то активно делает, но на самом деле он спит. Он будто бы живет в избушке в глухом лесу. И пока его какие-то внешние раздражители, побуждающие проявить участие, из этого сна более-менее выведут, пока он раскачается, чтобы выйти из этого леса, уже приходят на помощь другие либо помощь становится не нужна. И на это сверху накручивается: «Я с детства такой невнимательный…», «Я трудно вхожу в контакт с людьми…». И можно, конечно, этому посочувствовать, но есть один интересный нюанс: если того же самого человека поместить в ситуацию, когда над ним нависнет угроза реальных, серьезных неприятностей, он тут же станет внимательным, памятливым, понятливым и общительным. И куда только всё «врожденное» денется…
Или другой способ проверки, попроще: если у нас валится из рук практически всё, но при этом очень хорошо получается нечто, что нам нравится,– значит, дело опять-таки не в «криворукости», не в рассеянности, не в отсутствии дарований. А дело просто в том, что мы настолько возвеличили свой интерес и настолько позволили всему остальному протекать для нас в фоновом режиме, что образовался этот чудной диссонанс.
«В каждой бочке затычка»?