ВИКТОРИЯ ХРИСТОВА
Все мы слышали о семи смертных грехах. Чтобы напомнить их, я перечислю оные: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и блуд. Список, что и говорить, совсем непрезентабельный. Многие скажут или спросят, а почему среди множества грехов именно эти выделены в особую категорию и являются самыми ужасными и непростительными?
И если кратко ответить на этот вопрос, то можно сказать, что это происходит потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном повторении этих грехов они приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души.
Это общая фраза. И смысл ее, возможно, понятен далеко не всем. Поэтому давайте сегодня остановимся на одном из грехов этого списка, рассмотрим его чуть подробнее и поймем, в чем же дело. И чем именно эти грехи отличны от иных.
А остановить ваше внимание я хочу на грехе чревоугодия. Все любим вкусно покушать? Тогда давайте разбираться в нашем пристрастии внимательнее.
Вы помните, когда впервые был совершен этот грех? Правильно! В райском саду, в Эдеме! Да, именно Адам и Ева вкусили запретный плод от дерева, плоды которого им запрещено было употреблять в пищу. А вот сумей они обуздать свое любопытство или, возможно, свой аппетит, могло ли быть всё иначе? Может быть, и сегодня всё человечество гуляло бы по райскому саду… Кто знает. Но как бы то ни было, грех чревоугодия был совершен в первые времена от создания мира.
И с тех пор он преследует нас, влечет, манит. И мы зачастую не можем отказать себе в удовольствии полакомиться чем-нибудь вкусненьким.
Но давайте прежде всего разберем, что же означает само понятие чревоугодия. Это обжорство, неумеренность в еде, пресыщение. Это своего рода безумие и одержимость на гастрономической основе.
А любое безумие и одержимость есть грех. Если пища становится вожделенной целью, непреодолимым желанием, то человек становится рабом своего желудка. И порой это рабство доводит человека практически до скотского состояния. Грузный, жирный, обрюзгший человек далеко не всем внушает симпатию и располагает к себе.
Святые отцы утверждали, что если человек не может обуздать свой желудок и подчиняется греху чревоугодия, то такого человека легко одолеют и другие пороки.
И этому легко найти подтверждения в книгах как Ветхого, так и Нового Заветов. Прочтем царя Соломона: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет их в рубище». Пресыщающийся – значит объедающийся на современном русском языке. Также тот же царь Соломон велел: «И поставь преграду гортани своей, если ты алчен».
А вот апостол Павел, ближайший последователь Христа и автор нескольких Посланий Нового Завета, писал: «Пища не приближает нас к Богу».
А вот сейчас давайте вспомним еще один широкоизвестный библейский эпизод. Ветхозаветный. Жили два брата-близнеца Исав и Иаков. Это, как вы поняли, сыновья Исаака и внуки праведного Авраама. Исав был старшим и, следовательно, он должен был наследовать благословение отца по праву первородства. Так происходило всегда в ветхозаветные времена.
Однажды он пришел с поля, на котором работал. Он был очень уставший и неимоверно голодный. И заметил, что его младший брат варит чечевичную похлебку. Она была красивого красного цвета, источала неповторимый аромат, кипела на огне… Представьте, как это соблазнило уставшего, наработавшегося, голодного человека. И Исав попросил у брата поесть. Но Иаков был непрост. Он не стал по-братски делиться с Исавом едой, а взамен тарелки супа потребовал уступить ему право первородства.
Исав в состоянии абсолютного голода и усталости был согласен на всё. Что ему было первородство, если он чувствовал, что силы покидают его. Естественно, он согласился и получил порцию вожделенной похлебки.
Вы представляете? Променять первородство – а это значило, что от его рода должен прийти в мир Мессия – за тарелку супа!!!
Но дело было сделано. И чревоугодие сыграло с Исавом страшную шутку. Он навсегда лишился возможности быть прародителем Спасителя, он потерял право быть благословенным отцом для всего человечества… И виной всему – пресловутая тарелка чечевичной похлебки.
Вот что такое чревоугодие. Хотя многие из нас считают это пристрастие совсем не греховным или каким-то маловажным. «Я пробую, я дегустирую, я – гурман», – зачастую можно услышать в оправдание. Но как ни назовите свою страсть, она греховна. И от изменения названия суть оной не меняется.
«Желудок должен служить нам, а не мы – желудку»
Да, действительно, Господь создал нас такими, что мы не можем жить, не питаясь. Мы должны вкушать пищу как минимум 2-3 раза в день. Но! Вкушать, дабы существовать, работать, заниматься какой-то полезной деятельностью, а не для того, чтобы неустанно жевать, набивая до отказа свое чрево и становясь сонным, ленивым и нетрудоспособным. Говоря обобщенно, желудок должен служить нам, а не мы – желудку.
Опять-таки, кто-то, согласившись даже со всем вышесказанным, может противоречиво заметить, что обжорство, чревоугодие или гурманство – это самая маленькая и, возможно, самая безобидная из всех страстей. И опять-таки поспорю. Все страсти между собой связаны. Да, все. И представьте, причинно-следственными связями. Сомневаетесь? Давайте разберемся!
Начнем с начала. Первый грех – гордыня. А что это? Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. То есть, проще говоря, «я – самый лучший, мне нужно всёсамое лучшее. И побольше! Ведь я этого достоин!» А всё – это в том числе и пища, вкусная, богатая, обильная, которая только помогает тешить неуемное самолюбие.
Дальше. Зависть. Что это? Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. И конечно же, вкусняшек. «Как это – он ест кальмаров, а я должен давиться макаронами? Ничего подобного! Кальмаров желаю – и побольше!» Опять-таки, вытекает причинно-следственная связь с чревоугодием.
Следующий смертный грех – гнев. Ну, тут понятно. Один есть что-то вкусное, а ты не просто обзавидовался, но тебя это положение вещей выводит из равновесия. Мы негодуем, возмущаемся, поскольку, опять-таки, хотим получить того же и побольше.
Ну, про алчность и сладострастие я даже говорить не буду, связь их с чревоугодием на поверхности.
Вот так, не имея сил обуздать свой неуемный аппетит, мы вгоняем себя в состояние смертной греховности. Ежедневно, по несколько раз в течение суток.
Опять-таки вернусь к высказыванию апостола Павла: «У кого бог-чрево, тот Царствия Божиего не наследует».
Хотите еще библейский пример? С удовольствием!
Притча о богаче и Лазаре. Сытый, прожорливый богач жил ни в чем себе не отказывая. А бедный Лазарь, сидя под его домом, питался какими-то крошками, да и те порой у него отбирали собаки. Скончался и богач, и Лазарь. Последний, вдоволь натерпевшись в мирской жизни, но оставшись порядочным человеком, очутился в раю. А богач, вдоволь получивший от мирской жизни, попал в ад. Потому что ежедневно грешил, утоляя исключительно физический голод, не задумываясь о своем душевном голоде. Финал вполне очевидный.
Эта страсть страшна еще и тем, что она, в общем-то, невидима. Очень много явного зла мы видим. Оттого и бороться с ним нам легко. Оно очевидно. Но скажите, разве кто-то, глядя на тарелку, полную еды, сопоставляет ее со злом? Никто, верно! А это существенная ошибка! Мы зачастую относимся к себе слишком рационально, обманывая сами себя, будто у нас душа с телом не связана. Но объективности ради следует признаться, что очень многие знают и понимают, что это не так. И об этом, кстати, есть подтверждение в Книге книг.
Библия говорит о трех видах людей: духовных, душевных и телесных.
Духовные – это те, которые покорны Святому Духу, в коих Дух действует как активизирующая сила. И таких людей мы называем святыми.
Душевные люди – это люди, наслаждающиеся гармонией, красотой, чувством прекрасного. Эти люди могут прийти к Богу, потому что у них есть душа, неиспачканная, незагубленная. И раскаяние в чем-то приблизит их к Богу.
А есть люди плотские. Вспомните Ветхий Завет: «Бог посмотрел на людей и сказал: не вечно Духу Моему быть пренебрегаему людьми этими, потому что они суть плоть».
Да, есть люди, и были люди, живущие исключительно ради тела. Эти люди превращаются в неумное стадо животных, у которых притупляется разум, и на поверхгость выходят самые гадкие и низменные инстинкты.
И такими людьми управляет нехорошая сила, которая нашептывает: «Ну, посмотри, сколько в мире несправедливости и зла! А ты не воруешь, не убиваешь, не насилуешь! Ты просто кушаешь! Вот и кушай всласть!» И человек перестает противостоять искушению. Сначала искушению вкусно поесть, а потом…. А потом это может зайти слишком далеко.
И наша задача – бороться против этой страсти, сдерживать себя всеми возможными способами, противиться искушению, оставаться человеком!
Согласно Иоанну Лествичнику, первой нужно отвергать жирную, высококалорийную пищу. Затем – острую. И наконец, сладкую. Это и есть путь к постепенному обузданию чрева. Рыба, овощи, супы… есть много разнообразной легкоперевариваемой пищи, которая насыщает человека и помогают ему избежать острой гастрономической зависимости.
«Узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им», – говорит в своем Евангелии апостол Матфей.
«Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение» – вторит ему Иоанн Лествичник.
Глава, понимаете? С нее все и начинается. И страшно представить, чем может закончиться…
Скоро нам предстоит поститься. Грядет Филиппов, или Рождественский пост. И мне очень бы хотелось, чтобы многие преуспели этим постом перебороть в себе грех чревоугодия, обуздать свой желудок, лишиться гастрономического изыска и приблизиться к Богу. Ведь в этом и заключается суть поста.
Переборите себя, победите в непростой борьбе этот грех! И пусть молитва к Богу, ваша вера и желание приблизиться ко Творцу станут верными помощниками на этом гастрономическом поле боя. Я желаю вам победы и полного уничтожения своей зависимости от капризов чрева.
Да хранит нас всех Бог и спешествует на правильно выбранном пути!