ЮЛИЯ КУЛАКОВА
Часто можно встретить рассуждения на тему «интернет — зло». Интересное дело: газеты нередко пишут о жестокости, блуде, печатают непроверенные сплетни, однако «газеты — зло» никто не говорит.
Возможно, и говорили — тогда, когда они только появились. Любая новинка, тем более связанная с общением и информацией, имеет как плюсы, так и минусы, и этими минусами может поначалу напугать. Пугал телевизор, и сейчас есть много программ, пропагандирующих безнравственность и жестокость, однако все понимают, что виновато не техническое приспособление «телевизор», а те, кто такие программы делает…. да и тот, кто их смотрит, не желая переключить на приличный канал. Пугали машины, самолеты и поезда, однако сейчас этого нет, хотя и в наши дни происходит немало аварий. А вот по поводу интернета не далее чем вчера встречаю очередное обсуждение на православном ресурсе – о том, что интернет следует…запретить. Благодаря интернету многие люди получили огромные возможности для образования, доброго общения, повышения грамотности в лечении от тяжелых и редких болезней, сбора помощи больным и нищим, наконец – чтения Писания и святых отцов. Для людей, ограниченных болезнью, инвалидной коляской, это и вовсе подчас – единственные возможности. Так что нас пугает?
Наверное – то, что интернет охватил и отразил все наши сферы деятельности. И мы, заглянув в это зеркало, отскочили в ужасе. Каждому из нас в обычной жизни дано видеть недалеко, и дотянуться мы можем не дальше своих рук – а в интернете перед нами, как нам кажется, весь мир как на ладони. Со всеми его катастрофами, эпидемиями и статистикой преступлений. Возможно, в реальности их больше или меньше, но в сети мы не всегда можем отличить правду от лжи. Далее: в реальной жизни мы не всегда выражаем вслух все свои мысли и желания, а интернет дал нам «трибуну». И тот, кто в реале что-то стерпел, скрежетнув зубами, идет в сеть и высказывает там все свои мысли. Кто в обычной жизни ради сохранения имиджа не скажет грубого слова, в сети может зарегистрироваться под псевдонимом и буквально фонтанировать обсценной лексикой. Через общение в сети нередко раскрываются нелицеприятные подробности жизни людей. Тайное становится явным, ложь принимается за правду. И даже если предположить, что люди равно склонны писать о плохом и хорошем, поровну, – плохое в объеме целого интернет-пространства все равно не может не шокировать.
Всё больше моих знакомых уходит из интернет-общения. Казалось бы, друг ради друга стоило бы соблюдать некую гигиену общения и быть осторожнее, однако по какой-то причине градус ненависти, действительно, с каждым днем нарастает. Осуждение и выливание грязи на знакомых и незнакомых приняло безобразные размеры, слово «хейтерство» знакомо уже абсолютно всем. «Статью прочел, а комментарии не читаю», «написал — сейчас хейтеры понабегут» — это уже расхожие фразы. И ведь беда в том, что хейтерства хватает, в том числе, и на ресурсах христианских – там, где мы же с вами говорим о добре и любви. Откуда оно? Из нашей жизни. Из нашей всеобъемлющей страсти осуждения. Можно ругаться, что эту страсть раскармливают всякие телешоу в форме «судов» или намеренная провокация обсуждений острых вопросов в интернете. Но участвуем-то во всем этом – мы. Все мы грамотные и знаем, что Судия – один только Господь, распявшийся за нас. Все мы знаем и первую заповедь. Однако почему же для нас тогда грех осуждения, повергающий ближнего в отчаяние, имеющий один шаг до дьявольской клеветы и ставящий нас в нашем сознании на место Самого Бога — стал чем-то обыденным, а то и вовсе не осознается нами как грех? И иной раз только что-то странное и болезненное, произошедшее в нашей жизни и явно имеющее перекличку с нашим проступком, помогает нам осознать свой грех.
Приведу несколько историй, которые мне довелось узнать.
***
«Я была подростком и дружила с девочкой по имени Лариса. Часто мы гуляли с ней и с ее соседкой по имени Настя. Настя скромная была и тихая, я ничего про нее не знала. Уже не помню, что именно сделала Настя, но как-то Лариса подговорила меня преследовать эту Настю. Помню, я даже толкнула ее. А ведь я знала, что такое травля, меня саму травили в детстве. И никогда, кроме того времени, я не дружила с кем-то, кто бы «лидировал», командовал, только на равных. А тут так легко согласилась. Наверное, самой захотелось побыть хищником? Страшно. А Лариса потом рассказывала, что у Насти мать работает с утра до ночи, а на Настю оставляет младшую сестру и парализованную бабушку, за бабушкой приходится ухаживать. Лариса смеялась, что вонь у них в квартире стоит и нищее всё. После того случая я с Ларисой больше не общалась, гадко стало. Но никак не осознала своей вины. А потом просто все это забыла. Мы-то были не нищие и здоровые. А став взрослой и выучившись, я внезапно заболела. И уже за мной надо ухаживать. И очень больно, что обременяю близких. Я молилась и искала, чем я кого обидела в этой жизни. И только тогда вспомнила Настю. Насколько я знаю, у нее сейчас все хорошо, Господь милует. Лариса, кстати, больна психической болезнью… А я тогда обидела девчонку, которая мыла бабушку и кормила сестренку, пока мы шатались по улице и обсуждали всех и вся. Стыдно. И перед Настей, и перед Богом. »
***
«Однажды я в интернете спрашивала совета, как мне поступать на будущее: у ребенка однажды случилась страшная вещь, беда с верхним зубом и полная верхняя губа была гноя, удалили неудачно, было заражение, долго спасали. И потом одна женщина, — сама мать, она тогда не участвовала в обсуждении, — написала мне личное письмо. Написала, что-де очень меня осудила тогда, весь день возмущалась, как я до такого довела своего ребенка, говорила, что у таких матерей надо детей отбирать. А к вечеру вдруг с ее собственным ребенком случилось то же, что я описала! Ребенок натерпелся, все набегались, спасли, но… Вот она мне это пишет, причем у меня же и спрашивает: «Я же вас правильно осудила, за что мне это?» Вот тут уже я задрожала, чтоб самой не осудить! Жалко, что она не поняла. Нет, я не считаю, что это «Бог наказал», тем более невинного малыша. Наверное, ребеночек уже болел, а Господь так устроил, чтоб болезнь проявилась после того, как она осудила. Мне кажется, она еще всё поймет. Или хотя бы побоится осуждать других людей. А то вот такими словами про «детей отобрать» бросаться – мало ли, где и когда она это скажет…»
***
«Моя мама была учителем. Очень гордилась дочкиной идеальной грамотностью с ранних лет, очень не любила пишущих с ошибками. В ее классе был мальчик по фамилии Слепцов, Сережа, мой ровесник. И он писал как-то странно. Тогда же про неврологические особенности не говорили. Лентяй, неграмотный, двоечник – вот и весь сказ. Собственную фамилию мальчишка написать не мог, писал с помарками, мог написать «СлеТцов», мама смеялась – откуда ж ты, бедный, слетел… Мы вместе сидели и смеялись над его тетрадками. «У багатыря капё и кальчуга». Я и рада хихикать. Он после девятого класса ушел из школы. Годы шли, я вышла замуж и родила. Мой ребенок и родился с теми самыми особенностями, и не только с теми, много болезней. Сейчас ему столько же лет, сколько Сереже тогда, и он собственную фамилию пишет с третьего раза, не то что «капё» — еще больше ошибок сделает, учится, как в наше время говорили, «три пишем – два в уме». Вот вам и СлеТцов, вот вам и моя хваленая грамотность, с которой я, как ни бейся, отличника из моего ребенка никогда не сделаю…да и не надо. Лишь бы рос добрым и никого не осуждал, не повторил моих грехов. А Сережу я видела недавно. Женат, здоровенькие детишки вокруг бегают… »
***
«Меня/моего ребенка за это Бог наказал», — нередко говорят люди. Бог ли наказывает в таких случаях человека или тем более его детей? Заповеди – законы, по которым существует мир. Если я прыгаю с крыши, зная, что это смертельно, – то Бог ли меня наказал? Если я сужу ближнего – не я ли сам открыл двери бесам, которые только и хотят всех погубить? А когда нам кажется, будто мы «осуждаем правильно», то тут же вспомнить бы и слова Писания: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13) Суд Божий над нами будет действительно «правильным», но точно ли мы хотим правильного суда по справедливости – или все-таки молим Его о милости? Собственно, написать весь этот текст я решилась, перечитав евангельскую притчу о неверном управителе. Есть у каждого из нас такое «богатство неправедное»: возможность никого не осудить, ни в интернете, ни в «реале». Успеть бы этим богатством правильно распорядиться.
А рассказывая эти истории, я вовсе не хотела бы никого пугать. Служить Богу и с добром относиться к ближним , конечно же, нужно по любви, а не от страха. Однако уж слишком много разрушений наносит грех осуждения. И, может быть, кто-то осуждающий и привыкший осуждать прочтет их и остановится уже сейчас – хотя бы ради того, чтоб не впустить зло в свою жизнь. И кто-то не услышит от него страшных слов и не отчается. А там, глядишь, и пошлет Господь Свою помощь и просветит сердце человека, и избавит от страстей – по великой Своей милости.