– Скажите, у вас бывает дежавю?
– Не знаю… но я могу спросить на кухне.
(Из фильма «День сурка»)
Каждый год где-то в марте месяце начинается Великий пост. Каждый Великий пост состоит из семи недель. В каждой неделе – семь дней. Каждый день поста, когда я ложусь спать, я думаю, что с завтрашнего дня все буду делать по-другому. Но почему-то завтра не приходит, а наступает опять сегодня.
Пост – время удивительное. Время, когда христианин должен отбросить развлечения, чтобы сконцентрировать внимание на самом себе, отбросить удовольствия, чтобы найти радость и благодать в молитве, отбросить гордость и эгоизм, чтобы через ближних раскрыться в любви. И мы, современные православные, научились все это делать – ну, где-то процентов на 50. Что это значит? То, что мы можем отбросить развлечения, но нам не хочется копаться в себе и фиксировать грехи. Что мы отбросили удовольствия, но нам лень молиться внимательно (да и вообще молиться), а потому нет никакой радости от молитвы. Мы вроде бы и эгоизм пытаемся устранить: мало что делаем для себя, но и для других не делаем вообще ничего. В общем-то, ни туда, ни сюда, как можно сказать про наполовину постящегося человека.
В структуре поста есть элементы пассивные и активные. Скажем так, пассивные элементы – это не есть, не смотреть, не празднословить, не развлекаться и тому подобное. Когда мы их выполняем, мы, собственно, и не делаем ничего. Чтобы отказаться от чего-то (конечно, если нет зависимости от этого), усилий нужно приложить немного. Церковный человек привыкает к этим периодам, и, например, исключение из рациона пищи животного происхождения для меня, как и для многих, совершенно не героизм.
Героизм в пост – это активность христианина. Это все действия, отрешенные от частицы не. Внимательная молитва, самоанализ, борьба с греховными помыслами, коленопреклонения, чтение Святых Отцов, покаяние в своих грехах и духовной немощности – не только у исповедального аналоя, но и дома – вот пост.
Для чего люди придумали развлечения? Очевидно, чтобы не было скучно. Люди веками пытались раскрасить обыденность в разноцветные краски. Одна из причин этого – то, что человек по природе созидателен, и творческое начало в человеке – отблеск образа Божия. А пост вычеркивает из жизни все условно приятные моменты, существование обесцвечивается, становится серым и безвкусным.
Для чего Церковь так поступает? Чтобы это чистое полотно раскрасила наша духовная жизнь. В ней – полная гамма чувств, от темных тонов покаяния до Нетварного Света фаворского Преображения. Вот где в пост должна проявиться творческая натура человека.
Итак, Церковь предполагает, что отречение (неядение, несмотрение, неспание) – это только зачистка территории от ненужного хлама. Так бережливый хозяин, когда не имеет машины, но зато имеет гараж, тащит туда, что попало: старый трехколесный велосипед, ламповый телевизор, дырявый гамак, пустые стеклянные банки, сварочный аппарат и так далее. Среди всех этих вещей встречаются даже нужные, которые время от времени используются. Но потом случается чудо – машина куплена! – и нужно освобождать гараж, иначе некуда ее ставить. Разумный хозяин, который знает, что скоро сделает заветную покупку (время уже идет на дни), заранее позаботится не только освободить гараж, но и тщательно его убрать, чтобы случайный гвоздь не пробил колесо.
Так вот всеобщее неделание чего-то «скоромного» в пост – только уборка «гаража» нашего сердца. Машину не поставишь в захламленный гараж, поэтому его нужно освободить. Но цель поста совершенно не в том, чтобы очистить помещение, а в том, чтобы «купить» благодать (Ср.: Мф. 13, 45-46) и наполнить ею пустую клеть сердца. Купить ее можно только за «активы», а не за «пассивы». За внимательные неленостные молитвы, внутренний труд, покаяние и прочие подвиги. Помните, как многократно Христос обращается к своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). «Отвергнись себя» – это лишь первая часть, это отказ от выполнения своих похотей и воли. А вот «возьми крест свой и следуй за Мною» – это уже христианство в действии. Можно отречься от всего, но не следовать за Христом. Так поступали некоторые философы, иноверцы, сектанты, отчаявшиеся люди. Но это отречение не принесет никакой пользы душе.
Так часто в пост поступаем и мы. Мы отрекаемся от многого, добровольно превращаем нашу жизнь из разноцветного праздника плоти в серую полосу скуки. Но лишь за это мы не получим благодать! Мы освобождаем гараж, и он праздно стоит у нас до самой Пасхи, а на Светлой неделе мы опять начинаем туда сгружать весь вынесенный хлам. Отцы говорят: «Дай кровь и прими Дух». Кровь проливается только в битве – в брани за помыслы, за внимательную молитву, за принуждение себя к доброделанию. Как невозможно выступить в поход и, не вступая в бой, победить, так невозможно получить благодать только от неядения и несмотрения. «От брашен постящися, душе, всуе радуешися неядению…» Помните?
И самое главное, что на подсознательном уровне это знает каждый из нас. В середине поста, когда уже привык к определенной диете, все постные дни становятся похожими один на другой. Все серо и однообразно. Все бесцветно, потому что цвета греховной жизни мы устранили, а духовную жизнь вести не начали. Каждый день посещают одни и те же помыслы; каждый день даешь себе обещание, что завтра начнешь поститься, как положено; каждый день приближается измотанный вечер, и руки, которые раньше с такой радостью разукрашивали жизнь в плотские цвета, в бессилии опускаются на молитве. Только и остается энергии, чтобы проглотить постный ужин, решить, кто будет мыть посуду, и глянуть последние известия из Украины. Встать на колени и помолиться после этих известий сил уже не хватает… Впрочем, может быть, не хватает нашего желания и решимости?
Почему Церковь на 7 недель погружает нас во все время повторяющийся «день поста»? Неужели смысл в том, чтобы то выносить вещи из гаража, то опять их тащить в него? И если мы отрекаемся от всего и не идем за Христом, то за кем мы тогда идем? Может, за евангельским фарисеем, про которого нам напоминают за три недели до начала нашего великопостного воздержания?
Когда каждый день наступаешь на одни и те же грабли – это повод их поднять и отнести на место. Когда каждый день греховный снаряд падает в одну и ту же воронку – это повод менять позицию. Когда каждый день поста приносит только уныние и тоску – это повод пересмотреть свое отношение к посту. Бывает так, что к вечеру чувствуешь себя обвешанным мешками с неправдой и грехом (хотя на первый взгляд ничего страшного вроде бы не совершил). И это ощущение греховной нечистоты так сильно, что хотел бы заново родиться, оставить греховное тело и войти в новое, чистое, чтобы вдохнуть полной грудью свежий воздух. Поневоле задумываешься о змеях, которые, когда линяют, находят узкое место и продираются через него, чтобы таким образом содрать с себя старую омертвелую кожу. Через какую дыру мне протиснуться, чтобы совлечь с себя опротивевшего ветхого человека, чтобы вонючая греховная кожа отстала от меня?! Христос указывает нам на эту узкую дыру – это тесные врата покаяния (Мф. 7, 14). И подбадривает: дескать, вперед. «Будьте мудры, как змии» (Мф. 10, 16), – говорит Он.
Итак, середина поста – подходящее время, чтобы честно сказать: «Господи, да я и не пощусь вовсе». Поистине, бывают дни вне поста, когда мы в суете рабочих и бытовых обязанностей на целый день можем забыть о еде и других телесных нуждах, о телевизоре и развлечениях, но это нисколько не приближает нас к Богу. И в такие дни мы, как может показаться, словно постимся. Значит, Церковь ищет не этого, раз только это не приводит нас к благодати.
Середина поста – хорошее время, чтобы спросить у себя не чего я не делаю в пост, а что я делаю? Что я сейчас делаю особенного, что не удается в скоромные дни? Стараюсь
сохранять весь день память о Боге? Ответственнее ли отношусь к молитве? Борюсь ли за соблюдение заповедей? В чем выражается моя духовная активность?
Мы все отлично изучили, что нельзя, а что можно, осталось только понять и исполнять, что нужно. Неужели недостаточно нас били по лбу грабли? Сколько еще лет нам надо провести в великопостной пассивной скуке, чтобы сделать правильные выводы и начать что-то делать, а не только чего-то не делать?
Давай, просыпайся! Принимайся за труд! Вспоминай о грехах и молись! Открывай Святых Отцов и читай! Думай, что можешь реально делать, исходя из своих житейских обстоятельств. Памятовать о Боге? Хорошо! Каждый вечер анализировать прошедший день и каяться в согрешениях? Прекрасно! Несколько раз на протяжении дня кратко помолиться? Замечательно! Действуй!
День поста закатится незаметно. Наступит Пасхальная ночь. Что нам принесет Светлое Христово Воскресение? Если только отмену запретов, то семь недель поста прошли впустую. И тогда снова придется ждать, пока Церковь запоет для нас: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Священник Сергий Бегиян