Митр. Антоний (Паканич) о признаках подлинно церковных людей.
Если вы полагаете, что церковный человек – это сумма определенных действий и внешних проявлений, то глубоко ошибаетесь.
Внешние проявления – витрина, за которой может таиться пустота. Внешность зачастую бывает обманчивой и не соответствует содержимому.
Церковный человек – это человек, ответивший на призыв Господа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Тот, в ком Господь Своими словами вызвал расположение к Себе, тот, кто был покорен Божьей любовью и осязал неизреченную силу Господню, тот, кто оставил все и пошел за Ним, может называться верующим.
Ответившие на Божий зов, приходят к Нему для того, чтобы Он простил грехи, изменил жизнь, наполнил ее Своей благодатью. Приходят потому, что нуждаются в Нем. Господу же нужно только наше спасение.
Господь успокоит, а значит, лишит всякого страха и всякой опасности.
Церковный человек не фарисей и не святоша, а живой, ошибающийся человек, но искренне кающийся. Покаяние делает человека церковным. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», – сказал Спаситель.
Церковный значит Христов, раб Божий, добровольно и с доверием носящий Иго Христово, то есть евангельские заповеди, которые требуют самоотверженности, усилий и благодаря которым человек стяжает мир и спокойствие.
Каждая заповедь благоухает смирением, наполняя красотой и присущими ей добродетелями того, кто исполняет их.
Исполнение евангельских заповедей – кратчайший путь к кротости и смирению. И Божественная благодать снисходит на стяжающих их. Она меняет человека, его душу, его жизнь.
Церковный значит нашедший Бога, а стало быть, успокоившийся и счастливый.