Страшно – это когда Бога вдруг не оказывается рядом.
Если вера есть доверие Господу и ощущение Его живого присутствия в жизни (от чего рождаются мир, спокойствие и уверенность), то страх можно определить как состояние острой тревожности в момент опасности или психологического испытания, вызванный отсутствием уверенности в положительном исходе. В момент, когда человека охватывает страх, очевидно, что чувство защищенности исчезает. В случае с христианином, уповающим на Бога, можно сказать, что чувство присутствия Господа в минуты страха улетучивается. Верующий как будто остается один на один с проблемой, фокусируясь исключительно на ней.
Но где в этот момент Бог? Оставил христианина? Нет, это христианин забыл Бога. Человек всегда пребывает в той духовной реальности, на которую внутренне настроен. Совершение греха – это выпадение из реальности с Богом для христианина. Почему святые отцы писали о том, что не увидевший Бога при жизни, не увидит Его и после смерти? Потому что приоритеты определяют духовную реальность, а грех вышибает из нее и поганит. Страх застилает духовные очи. И не зря страх называют оружием дьявола. Ведь вся жизнь христианина – борьба за внимание. Христос призывает нас к бодрствованию и трезвению, то есть постоянной фокусировке на главном, высшем, наиболее ценном для человека.
Страх парализует волю, отвлекает и переключает внимание. Хорошо, если внутренняя тревога сопровождается с нервной молитвой и призывами к Богу о помощи. Верующий в этот момент поколебался, но выстоял. А бывает, что опасность заставляет рассудок и волю отключиться и перейти на уровень инстинктов. Неудивительно, что даже в православной среде нередко так называемые эсхатологические настроения превращались в откровенно панические, собирали внутрицерковные группы, которые со временем вырождались в то, что принято называть сектами. Почему? Страх, а не вера становились духовным двигателем для людей. Даже так: вера в страх. Звучит как оксюморон, но попробуем понять, как же страх становится настоящей религией.
Итак, страх парализует разум и волю. То есть трезво оценивать ситуацию не получается, а сил подавить в себе оцепенение рассудка и раскручивающий мысль маховик страха просто нет. Страх нарастает, и вот уже разум обретает привычку бояться. Мысль встает на службу страху, образуя в голове вполне логичные для человека нейронные связи, то есть мыслительные привычки, возникающие в голове из раза в раз. Страх победил. Нет никакой веры. Есть страх, управляющий человеком через инстинкты. Инстинкт самосохранения – один из самых мощных. Именно он заставляет людей уезжать в глухую тайгу, потому что, скорее всего, дошел до параноидальной величины. Здесь надо сделать оговорку, что уехать в тайгу ради уединения, близости к Богу и молитвы человек может как раз и от крепкой веры, по собственному произволению и без грамма страха в сердце.
Но то, что мы описываем, то есть «эсхатологический» страх – это потеря реальной веры в Бога. Бог в душе такого боязливого человека выступает стоящей в стороне абстракцией, как бы ни пытался он доказать обратного. На первое место выходят духовные существа другого порядка, принимая разные формы – от условных номеров в тех или иных государственных документов заканчивая, собственно, антихристом. И концентрация внимания напуганного христианина – на страхе, а не на Христе.
«И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк. 4:40), – спросил Христос у напугавшихся шторма апостолов. Действительно, Богу же возможно все, а если Он с нами, то кто против нас? И если у нас на голове сочтены все волосы, а мы полностью доверяем Господу собственную жизнь и готовы последовать за Ним куда угодно… Чего же мы боимся в своих мелких бытовых ситуациях и наших апокалиптичных фантазиях?
Вера, конечно, не рождается сама по себе: вот, Бог есть, значит, я верю и вера у меня сильная, что горы сдвинет. Нет. Взрастить семя веры в сердце – длительный путь, опыт, время, лишения, испытания, ситуации-уроки, годы молитвы, участие в Таинствах, постоянное внутреннее принуждение себя к правильным мыслям и искреннее доверие Господу. Вера не предполагает страха, разве что страха перед Богом, боязни Его обидеть и нарушить Его закон. Доверие Богу и вверение себя в Его заботливые руки лишает сердце волнений, тревог, паники и помогает в тяжелые минуты испытаний не потерять из виду связующую нас с Господом нить веры. Нам всем не хватает веры. Но мы верим, что Бог поможет нашему неверию.
Владимир Басенков