Есть такое понятие «эффект падающего домино». Если много костяшек домино выстроено определенным образом, то стоит толкнуть определенную, первую, к примеру, и все остальные посыпятся-упадут тоже.
Или слабая точка в твердом материале. Если найти такую в стекле, то даже легкий удар по ней разобьет стекло.
Примерно то же самое можно сказать и об определенных общественных событиях, которые происходят в современном мире и длятся уже довольно долго, больше, чем целое столетие. Имеется в виду семья, эта «малая церковь», которая есть частью Православной Церкви, и те негативные процессы, которые воздействуют на семью уже много десятилетий по нарастающей, становясь все больше и больше уже в современном мире, если сравнивать даже с тем, что было двадцать лет назад.
И самый главный критерий возрастания негативных факторов, действующих на семью – это, конечно разводы. Так, к примеру, согласно переписи 1897 года в Российской империи, на 1000 мужчин приходился примерно один разведенный, а на 1000 женщин – две. В 1913 году по всей Российской империи на 98,5 млн православных был оформлен 3791 развод (0,0038 %). Т. е. меньше процента! По данным органов государственной регистрации гражданского состояния, в 2019 году в Украине количество браков составляло 237 858, а разводов – 138 005. И это еще без учета разводов, произведенных в судебном порядке. Это уже более 50 процентов разводов!
Печальная статистика. А это еще без учета тех, кто вообще не женится, но живет так, волнообразно, стихийно, по животному (сбежались-разбежались, сбежались со следующими, опять разбежались и т. д.). Кроме того, сегодня на семьи обрушивается новая беда. Некие силы пытаются с помощью огромных денежных средств и постоянной назойливой рекламы убедить общество, что рассматривать брак как союз мужчины и женщины неправильно. Нужно рассматривать брак как союз человека и человека, т. е. не только мужчины и женщины, но и мужчины и мужчины или женщины и женщины. Имеется попытка также ввести понятие третье пола (если человек делает операцию по смене пола) и прочие другие тяжкие извращения.
И сегодняшняя семья, наша малая церковь, из которой мы все вышли, существует в период очень суровых тяжких испытаний. Но вернемся к заданной теме. Когда упало первое домино? И что за слабая точка открыла дорогу этим непростым испытаниям?
На мой взгляд, начало этих отрицательных процессов касательно семьи состоит в том, что мужчины оставили священство в семье, как когда-то писал святитель Николай Сербский о своем дедушке. Каждое утро он будил всю семью, и во главе с ним все члены семьи от мала до велика становились на утреннюю молитву. Каждая трапеза сопровождалась молитвой и его благословением. После еды дедушка всегда благодарил Бога за все те дары, которые Он посылает людям. И так же вечером снова весь род во в главе с дедом-патриархом становился на молитву. А по воскресеньям или по праздничным дням дедушка вел семью в храм. В этом есть нечто патриархальное – от времен святых патриархов Авраама, Исаака, Иакова, когда глава рода был одновременно и священником рода. Они вели свой род не только по пустыням и землям ханаанским да египетским, они вели свой род в Царствие Небесное, воспитывая его в вере в истинного Бога.
Именно в этих родах рождаются святые пророки Моисей и Аарон, святой пророк и царь Давид, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча и, наконец, сам Господь наш Иисус Христос. Посмотрите: в роду Велимировичей, именно вследствие такого воспитания и, конечно, Божьей милостью, появился великий святой – святитель Николай Сербский. Потому что эти роды освящались верой в истинного Бога, молитвой и жизнью своей как служением Господу.
Оставление мужчиной священства в семье является одним из главных пунктов поражения человечества. Мы здесь говорим не об иерархическом священстве (для него должно над мужчиной совершиться Таинство Хиротонии), но мы говорим о священстве моральном нравственном, которое должно быть во всякой семье.
Ведь святой апостол Петр пишет: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9, 10). Т. е. мы, православные христиане, являемся тем самым новозаветным царственным священством. Мы крещены во имя Святой Троицы, и в крещенской купели уничтожается первородный грех и вообще всякий грех, совершенный человеком до крещения. Над нами совершено Таинство Миропомазания, и наши органы чувств и тело запечатлены печатью Духа Святого. Тем самым нам сообщена особая Божья благодать для совершения течения жизни православного христианина и укрепления в жизни духовной.
Поэтому святой первоверховный апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела? ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19, 20). Поэтому наши тела – это тоже храмы, потому что мы, православные христиане, крещены во имя Святой Троицы и Святой Дух в Таинстве Миропомазания входит в человека. Вспомним также, что в древности, впрочем и в новое время, на царство царей помазывали святым миром. Поэтому еще мы есть царственным священством.
Кроме того, вспомним, что апостол Павел писал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:22–28). Т. е. апостол сравнивает значение мужа в семье со значением Христа в Церкви. И поэтому функция священника в семье, функция главного молитвенника и воспитателя в семье в христианстве возложена Богом на мужчину.
Обратимся к этимологии славянского слова «мужчина». Оно состоит из двух слов: «мужа», т. е. лица мужского пола, и «чина», т. е. мужа, совершающего определенный род служения, религиозного или государственно-общественного. И в первую очередь, конечно, это должен быть чин священника в своей семье. Лишь тогда муж становится мужчиной.
Господь именно в мужчину вмонтировал вектор направления движения семьи. Куда корабль плывет. Мужчина должен быть капитаном этого семейного корабля. Но сейчас мы видим, как капитан оставляет штурвал. Он оставляет служение Богу в своем семейном алтаре, в своем семейном храме. И именно из-за этого очень много кораблей семейных терпят кораблекрушение.
И сейчас мужчине довольно успешно пытаются навязать другие типы, другие образы, в которые его провоцирует войти: «мужчина-мачо», «мужчина-прелюбодей и блудник», «мужчина-разбойник, пьяница, наркоман и пр.», «мужчина-сыночек», «мужчина как только лишь добытчик». И сегодня уже пытаются вложить новое клише, новую матрицу типа «мужчина-женщина». Но не «мужчина-священник». И от этого основные беды современных семей и современного общества. Корабль построен, мужчина и женщина решили сочетаться браком. А куда он будет плыть? Какое у него направление? Если мужчина не священник и не знает, куда направить движение семьи? У такого семейного корабля очень большая вероятность напороться на психологические, эгоистические, плотяно-страстные, материальные и другие скалы. Потому что капитан не знает фарватера и у него нет карты плавания. Происходит броуновское хаотическое движение, в котором не видно конечного смысла.
Но это всё изменится, когда мужчина вернется к своему первоначальному призванию, в котором его создал Бог, когда мужчина станет священником для своего рода, для своей семьи, когда мужчина поведет в конкретном пространственно-временном континууме свою семью в православный храм, а в духовном отношении с Божьей помощью в Царствие Небесное.
Иерей Андрей Чиженко
Материал по теме:
Венчают ли в церкви без регистрации брака?