У многих горожан есть иллюзии по поводу жизни в деревне: мол, свежий воздух, хорошие продукты, тишина, покой. Когда поживешь в деревне лет десять, понимаешь, что все это – только пасторальная лирика. Вот пастушок идет босиком, вот стадо барашков. А потом оказывается, что и босиком-то пройти нельзя, ибо полно клещей, и барашки – не барашки вовсе, а настоящие бараны.
Живя в деревне, остро сознаешь, что все необходимые блага современной цивилизации, а именно медицина, образование и транспорт, для тебя недоступны. Поэтому приходится выкручиваться. Но это все еще полбеды.
Главная иллюзия – это иллюзия тишины и покоя. В деревне вроде спокойно, спокойно, а потом как бабахнет – и город содрогнется. Например, в соседней деревне лет двадцать назад были изнасилованы и убиты две бабушки-пенсионерки – их же односельчанином, молодым парнем. Убил-то ради копеек на выпивку, а изнасиловал, видимо, спьяну.
Три года назад в нашем районном центре – небольшом городке Столбцы (который тоже все называют большой деревней) с населением всего-то 10–12 тысяч человек – десятиклассник во время урока достал нож и начал резать всех подряд. В результате погибли парень-одиннадцатиклассник и учительница. В Столбцах лишь три школы. В то время мои дети тоже учились в Столбцах, только в другой школе, в 500 метрах от той, где произошла трагедия. Тот ужасный день все помнят до сих пор.
Или совсем недавнее: этой зимой я похоронил молодого мужчину. Его зарезала жена в пьяной ссоре из-за куска пиццы. Трое детей остались сиротами.
Собственно, список я могу продолжать и дальше, но все-таки это православный сайт, а не сводка МВД по району. Честно говоря, здесь, в небольшом районе с 40 тысячами населения, каждый год столько происшествий, что кажется, будто тут какой-то бермудский треугольник.
Однако то, что произошло у нас на прошлой неделе, просто не вмещается ни в какие рамки. В одной семье подвыпивший молодой парень поссорился с родителями. Детали истории не вполне ясны. Тем не менее парень был очень зол на мать. Он ударил отца, потом пошел в сарай, взял канистру с бензином, облил мать и поджог…
Крики, огонь, запах горелого мяса… Видимо, от этого он все-таки пришел в себя и стал ее тушить. Женщину привезли в больницу с 70% ожогов. Она пролежала неделю в реанимации. Во вторник я ее отпевал.
Я стоял на кладбище и смотрел на ее родственников, друзей, близких. И очень ясно понимал, что многие из них в деревне, где проживает 350 человек, мне не знакомы вовсе. Я не знаю ни их имен, ни фамилий, ни лиц. Может быть, потому что почти никто из них не ходит в церковь?
В нашей деревне никогда не было храма. В 2010 году мы начали его строить. Уже пять лет, как совершаются службы. И уже два года, как богослужения проходят каждую неделю. В храме – 5–10 человек. На последней Литургии причащался только один – мой шестилетний сын. И я вам хочу сказать, что почти на всех приходах в районе ситуация не намного лучше. При таком раскладе не нужно быть старцем, чтобы понять, почему же у нас столько происшествий.
Конечно, можно во всем сразу обвинить священника и сказать: а что ж ты, батя, не проповедуешь? Почему за десять лет не привел ко Христу всех жителей деревни?
Что на это сказать? Наверное, я – плохой священник. Но из Евангелия мы знаем, что и проповедь Христа Спасителя не везде хотели принимать. «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» (Лк. 10: 13).
Святые отцы говорят нам, что человек может находиться в трех состояниях: естественном, нижеестественном и вышеестественном:
«Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, бесстрастное. Нижеестественный есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, не видящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий, как слепец, ощупью. Вышестоящий есть тот, кого осенил Дух Святый, кто, будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Если перевести язык святых отцов на современный русский, то получается, что христианин, ходящий в храм и стремящийся к Богу, находится в естественном состоянии. Спасающийся – уже в сверхъестественном. А неверующий или даже просто невоцерковленный – в нижеестественном.
Естественное состояние для человека – это, оказывается, не состояние разумного животного (питаться, спать, работать), а состояние христианина, восходящего к Богу через молитву и исполнение заповедей. Но даже в этом состоянии он все еще духовно «близорук», как утверждает святитель Игнатий.
Однако мне кажется, что в наше время всеобщей суеты и расслабленности шкала «естественности» немножко «съехала» вниз. Теперь, наверное, более актуально сказать так: в «естественном» состоянии живут все люди невоцерковленные. Это состояние разумного животного, состояние вполне естественное для падшей человеческой природы. Душу такого человека не смущают уколы совести, он видит радость только в плотских удовольствиях.
Выше он может подняться, когда принимает веру и начинает подвизаться ради Господа. Как и мы пытаемся стать выше своего естества, когда предпринимаем усилия для воздержания, молитвы и исполнения заповедей.
Ну, а вот состояние ниже естества есть уже состояние демоническое. В таком состоянии человек становится игрушкой в руках бесов и выполняет их волю беспрекословно. В такое состояние человек может прийти, когда живет только страстями и направляет свою волю только на то, чтобы еще больше работать страстям. Тогда его, как послушного раба, демоны влекут на всякое беззаконие. В этом состоянии человек совершает такие преступления, от которых потом содрогаются окружающие.
Никто из нас не застрахован от падений. Но, наверное, это не самое страшное, что может случиться в духовной жизни. Внезапное грехопадение сразу становится поводом для сугубого покаяния, плача и усиленной молитвы. Гораздо хуже, когда человек потихоньку засыпает греховным сном, когда его молитва становится все более рассеянной и медленно превращается в обычную формальность.
Незаметно происходит выхолащивание внутреннего трезвения, и человек отпадает от Бога, даже не замечая этого
Так незаметно происходит выхолащивание внутреннего трезвения, и человек отпадает от Бога, даже не замечая этого. Это опасность для любого христианина, на какой бы степени богоугождения он ни находился. Мы знаем из житий святых, что и высокие подвижники падали, обманутые бесом.
Так, например, преподобный Иаков Постник (VI в.) вел такую строгую жизнь, что удостоился уже дара чудотворения. Однажды к нему привели девицу, чтобы он изгнал из нее беса. Отшельник исполнил просьбу, но родители девицы настояли, чтобы девица осталась возле него на три дня, опасаясь, чтобы бес не вернулся к ней. И подвижник согласился. Но диавол воздвиг на него тяжкую плотскую брань, и Иаков пал. Он совершил любодеяние, а потом в ужасе от содеянного убил девицу и бежал. Много лет он скитался по пустыне в отчаянии, на грани самоубийства. Но Бог спас его от окончательной погибели. В конце концов падший отшельник затворился в погребальной пещере и провел в ней практически безысходно десять лет, в слезах каясь. И Господь простил его грех.
Святитель Димитрий Ростовский, комментируя падение преподобного Иакова Постника, говорит: «Это произошло, вероятно, потому, что он стал много думать о своей святости и богоугодной жизни и считать себя великим подвижником». Очевидно, что не вдруг возникли у него такие помыслы, а исподволь враг влагал их в душу преподобного, понемногу ослабляя его внимание. В какой-то момент эти помыслы Иаков перестал от себя отгонять или вследствие услаждения ими, или же вследствие расслабления трезвения. Возможно, подвижник стал больше внимания уделять внешним трудам, а не внутреннему сосредоточению.
Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем ни в коем случае надеяться на свои труды и молитвы. В один момент все наше благочестивое устроение может быть перечеркнуто бесовским искушением, и при этом совершенно неважно, где вы живете: в городе или деревне. И только благодать Господня и страх Божий, укорененный в сердце, могут сохранить нас.
Непрестанно нужно стоять на страже своего сердца и не допускать в него никаких чуждых помыслов
Непрестанно нужно стоять на страже своего сердца и не допускать в него никаких чуждых помыслов.
Вооружимся словами апостола Петра:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).