Можно ли быть богатым, стремиться к богатству и что такое настоящее богатство? Давайте немного об этом поговорим.
Как-то мне на глаза попалась статья о жизни султана Брунея. Да, он не самый богатый человек в мире, но мне кажется, что есть граница материального избытка, за которой тебе уже все равно: 20 млрд. долл. у тебя или 200, ведь жизни не хватит, чтоб их все потратить. Я не берусь ни о ком судить, но просто когда читаешь, как человек ест исключительно из золотых тарелок, живет во дворце из 1788 комнат, ездит на реально золотом Роллс-Ройсе и летает на гиганте Boeing 747, также оформленном золотом и бриллиантами, то понимаешь, как далеко может зайти фантазия человека с практически неограниченными материальными средствами. Конечно же, вспомнил я о султане Брунея не просто так. В воскресный день, 5 декабря, на Литургии читается Евангельское зачало о безумном богаче (Лк. 12, 16-21). Безумие его заключалось не столько в наличии самих материальных благ, сколько в отношении к ним, к окружающим и к самому себе. Тут я подумал, а что будет, когда умрет султан, ведь реально все им накопленное, построенное, собранное полностью останется здесь? Вполне возможно, что он неплохой человек и Господь отнесется к нему как-то по-особенному, но с другой стороны – ты просто удивляешься, как много человек может в этом мире достичь, а потом попросту все это оставить. Да что там султан, я помню, о чем размышлял, когда вошел в комнату своей бабушки после ее смерти. Жила она более чем скромно. Вот осталось ее старенькое пальто, книжки, картонные иконочки, еще какие-то вещи. Тогда как-то особенно остро почувствовалось, что даже этих всех предметов, которых и богатством не назовешь, на тот свет не забрать.
Каждого из нас можно похоронить в золотом гробу и построить над могилой хоть целый дворец, но от этого наше разлагающееся тело не станет более привлекательным, а душа – а душе будет вообще все равно – у нее должны быть другие сокровища. Перечислять их, думаю, не стоит, в теории мы и так о всех их много знаем. Проблема часто заключается в том, что дальше теории идти довольно сложно. Как накопить эти сокровища души? В конце воскресного евангельского зачала Спаситель, указывая на негативный пример богача и дальнейшие последствия говорит: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Мы видим, что здесь вообще нет порицания богатства как такового. Проблема в том, куда оно употребляется, чему служит и что дает человеку. Если я просто буду стоять рядом с кучей денег никак на них не реагируя, то ничего в моей душе не произойдет. Нет действия, нет движения – соответственно, нет и последствий, а если нет последствий, то нет и ответственности. Если материальные богатства накапливаются лишь ради себя любимого, то это эгоистическое действие. При таком отношении не остается места ни для других людей, ни тем более для Бога. Все это, соответственно, влечет известные последствия, почему Христос и называет такого человека безумным. Отсутствие ума – это не просто глупость, а неспособность видеть других вокруг себя, любить и, в конечном итоге, неспособность общения с Богом. В психологии таких людей именуют людьми «без души», но мы – христиане и понимаем, что Господь каждому оставляется возможность спасения и хранит эту возможность до последнего, пока человек сам окончательно не откажется от нее.
Кроме того, немалую важность представляет еще и мотив действия. Да, Христос нас учит обращать внимание не на слова, а на поступки, потому как именно дела лучше всего характеризуют человека. Но также Он много говорил о внутреннем настрое человека, ведь внешние проявления бывают обманчивыми. Мы же прекрасно понимаем, что можно тратить большие средства на пожертвования исходя их самолюбивых мотивов, потому-то в евангельском отрывке и чувствует эгоистичный настрой богача. Мы видим, что он совершает не просто ошибку по незнанию или наивности, он действует сознательно. Свт. Амвросий Медиоланский, рассуждая на эту тему, пишет: «Людям лучше стремиться к бессмертному наследию, а не к денежному имуществу. Напрасно копит богатства тот, кто не знает, будет ли он ими пользоваться». Здесь кроется еще одна подсказка в разговоре о правильном отношении к материальным благам – мы должны знать, что с ними делать.
В принципе, эти размышления можно отнести не только к богатству, а и ко многим вещам в нашей жизни. Складывается некая трилогия: инструмент для действий, мотив действий и сами действия. Если есть инструмент, то важно четко понимать, как с ним работать, и для каких целей он годен. Формирование цели неразрывно связано с внутренней мотивацией, т.е. видением ради чего я начинаю что-то делать, куда-то двигаться. Сами же действия запускают механизм причинно-следственных связей, за которые и нужно будет отвечать. Мы – люди грешные, потому не можем не ошибаться. Господь это прекрасно понимает, из-за чего смотрит не столько на наши внешние проявления (хотя и они важны), сколько на состояние сердца. Бывает в жизни и так, что стоишь, словно на распутье, есть несколько вариантов дорог, а отдать предпочтение одной из них никак не получается. Здесь нам на помощь приходят советы прп. Паисия Святогорца, который говорил, что таком случае лучше не оборачиваясь, полностью вверяя свою жизнь Богу, браться за один из вариантов, а Господь, за верность Ему и способность отдаться в Его руки, в случае ошибки обязательно постепенно все подправит и выведет на нужный путь.
Напоследок хотелось бы сказать еще несколько слов насчет богатств души. Мне кажется, что не стоит их как-то специально искать, тянуть и хвататься за все подряд. Просто в случае перегруза можно надорваться, а с места так и сдвинутся. У каждого человека есть свои скорби и свои жизненные испытания – это именно тот крест, который Господь водружает на наши плечи. Да, в какие-то периоды Он может добавлять «гири», а в какие-то, наоборот, облегчать наше движение. Важно только в моменты нагрузки не бежать от креста, даже не пытаться понять, почему вдруг стало так тяжко, а постараться безропотно, с благодарностью и надеждой пройти «сложный участок». Когда все закончится, пазл обязательно сложится и в картине происходящего закроются все пробелы. Упование на Бога – это уже выход за рамки собственной самости, сохранение ума, обращение к нетленному. Смерть – в определенной мере, является прыжком в неизвестность, а потому представляет момент нашего бытия, когда нам как никогда нужно суметь положиться на Господа, а положиться можно лишь на Того, Кого знаешь, Кому привык доверять, с Кем привык общаться и без Кого уже не представляешь своего существования. Так вся наша жизнь и складывается с больших и маленьких экзаменов на пути подготовки к самому главному испытанию.
Протоиерей Владимир Долгих