Священник Мирон МихайлескуСвященник Мирон Михайлеску — румынский подвижник благочестия. Родился 22 января 1914 г. в уезде Хунедоара. В 1926–1933 гг. учился в лицее им. Михая Витязула в г. Алба Юлия, затем в 1934–1938 гг. в Андреевской богословской академии г. Сибиу. Одним из его преподавателей был знаменитый профессор прот. Думитру Стэнилоае, близким другом и секретарем которого он стал. Поддерживал тесные дружеские отношения и с великими духовниками, иеромонахами Арсением (Бокой), Феофилом (Пэрэяном) и Серафимом (Попеску).
В 25-летнем возрасте вступил в брак, 25 октября в том же 1939 г. рукоположен во иерея и целых 59 лет, до конца жизни, неизменно, почти каждый день, служил литургию в храме Рождества св. Иоанна Крестителя города Окна Сибиулуй. Проводил святую жизнь, пользовался огромной любовью верующих и воспитал достойных учеников. Упокоился о Господе 11 сентября 1998 г. на 75-м году жизни. После кончины отца Мирона ученики собрали его слова и опубликовали в трех книгах: «Любить как Бог» (2004), «Говорит Бог» (2005) и «Святая Литургия, хлеб наш насущный» (2007).
«Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9: 15).
— Сейчас вы радуетесь в меру Моей радости, радуетесь оттого, что мы вместе пиршествуем, что вы со Мной. А когда Меня не будет, вы будете поститься; тогда ваше сердце расширится, — в этом цель поста, — для того чтобы Меня ждать. Когда Меня не будет, вы будете Меня ждать, ваше сердце будет преисполнено ожидания!
От нас требуется сердце, которое выдержало бы всесожжение в духовном огне любви. В посте мы осветляем его (в библейском смысле слова, Пс. 11: 7) в истиннейшем свете ожидания. Оно уже не привязывается ни к чему. А к чему еще привязываться сердцу нашему, если не к посту? Вот это пост.
Не могут печалиться сыны чертога брачного! Они будут преисполнены радости оттого, что Он с ними, у них не будет никаких причин для тревоги, поскольку с ними Жених, Которого они попросту вкушают. Ты тогда действительно постишься, когда вкушаешь Бога. Истинная жизнь — это пост, в том смысле, что в нее уже не входит никакая суета. Когда Жениха нет, пост подготавливает сердце к терпеливому ожиданию и радости Воскресения.
Ты постишься, т.е. отказываешься от всякой суеты, чтобы освободить место для Христа
На самом деле, пощение — это состояние, подобающее человеческому естеству, нормальное для человека, созданного для вечного общения с Творцом. Истинная жизнь — это непрестающий пост. Ты постишься, т.е. отказываешься от всякой суеты, чтобы освободить место для Христа. Таким образом, пост — это расширение сердца, чтобы оно смогло быть причастным к наполнению Божественными энергиями. Как говорит Спаситель в пустыне, «не хлебом одним питается человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (ср.: Мф. 4: 4).
«Кто не вкушает Меня, тот не имеет в себе жизни» (ср.: Ин. 6: 53). Если ты с Ним (как ученики), ты не можешь Его не вкушать, когда Он у тебя есть. Почему Он предложил Себя для вкушения, для хлеба и вина? Потому что падший человек не может обходиться без пищи и потому что жизненный процесс ее усвоения является внутренним, интимным, личным.
— Вы со Мной, примите же Мое Тело, чтобы чувствовать себя со Мной. Когда не будете Меня видеть, тогда будете поститься, и вы тогда обнаружите, что вам нечего есть. А зачем вы будете поститься? Чтобы не заменять Меня другой пищей, когда Меня не будет. Вы поймете, что вкушать что-то другое невозможно.
На сколько же мыслей наводят слова Спасителя!
— Вы были со Мной, — таким образом, ученикам не грозил тот риск, что их ум извратится и они начнут питаться чем-то другим. — Когда Я был с вами, вы питались Мною, Единственным Дарующим жизнь — само пребывание Мое с вами. Будучи с вами, Я Своей Личностью представлял жизнь от Отца, которую вам и предлагал. А когда Меня не будет, тогда вы, разумеется, будете поститься. Ведь когда сильно страдаешь, тебе не приходит в голову начать есть или чем-нибудь заниматься.
— Когда у вас не будет Меня, тогда вы воистину будете поститься и в то же время учиться распознавать, чем может питаться человек, и увидите, что он питается не только хлебом.
Как Спаситель ответил диаволу:
— «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4), всяким словом, сохраняющим жизнь, исходящим только от Бога.
Вот в чем смысл поста!
Если человек привык в повседневной жизни питаться только хлебом, не вспоминая о Боге, тогда ему необходимо некоторое время упражняться в отказе от хлеба, чтобы он мог почувствовать силу благодати, поддерживающей жизнь истинную.
Телесный голод переходит в голод сердца по Богу
Если пост — это дисциплина, по меньшей мере, вначале довольно трудная, тогда почему же, когда приходит пост, никто не пугается, а некоторые даже радуются? Потому что не отягощение тела и не подпитывание инстинктов продуктами животного происхождения открывают каналы Божественных энергий. Телесный голод переходит в вожделение, голод сердца по Богу. А когда я питаюсь истинами Божиими, в меня уже не вмещается другая пища. Какой же смысл придает Спаситель посту и как поверхностно привыкают понимать его люди!
И кто же будет поститься?
— Вы будете поститься, те, кто познал Меня. Кто Меня не знает, тот не может поститься, а кто Меня знает, тот поститься сможет. Если кому-то тяжело и неприятно поститься, это значит, что он Меня не знает, а в действительности не знает Бога.
Пост предназначен не для тела. Тело не может грешить, само по себе оно не играет никакой роли, это говорит Спаситель. Воздержание совершает ум, дух. Тело, в нормальном случае, не воздерживается. Ум задает телу здоровую меру питания.